Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Запах «Свободы»

Запах «Свободы»

image_pdf

Фабрика «Свобода»

Этот, как сегодня говорят, бренд знаком абсолютно всему старшему поколению москвичей. Крем «Детский», с кошечкой и собачкой на упаковке. Какая мама не покупала его для ухода за своими чадами?! Он выпускается до сих пор с 1954 года. За это время было продано более 440 миллионов штук, на нем выросло несколько поколений.

Кремы «Люкс» и «Янтарь» также известны всем женщинам. Без мыла «Детское» не обходилась ни одна советская семья. Нежного и не тревожащего детские глаза. Мыло «Тик-Так», зубная паста «Семейная», бальзам-ополаскиватель «Балет»… Перечислять можно долго. И ничто не ушло в историю. Популярнейшие в свое время косметические продукты можно увидеть на полках магазинов. Но сегодня к ним присоединились современные новинки. Акционерное общество «СВОБОДА» с успехом работает и сегодня. Кстати, сюда можно прийти на экскурсию и посмотреть на творчество парфюмеров.

В 1843 году купец Альфонс Ралле открыл в Москве небольшое производство парфюмерии и косметики. Это была первая в России парфюмерная фабрика. В 1898 году в Бутырской слободе построили новое производственное здание. Фабрика по тем временам отвечала самым передовым техническим решениям, и трудилось там 1500 человек. Товары «Ралле и Ко» продавались по всей Европе — во Франции, Германии, на Балканах и в Турции, а также в Маньчжурии и на Дальнем Востоке.

С тем, что происходило дальше, и с новейшей историей
нам помог разобраться
директор объединения по связям с общественностью и СМИ
Владимир Мироненко.

— Владимир Викторович, когда фабрика обрела «Свободу», то есть свое нынешнее название?

— В 1917 году «Товарищество А. Ралле и Ко» было национализировано и стало именоваться «Государственный мыловаренный завод № 4». Парфюмерия и косметика в гражданскую войну потеряли свою актуальность, спрос на них резко упал. Завод перешел на выпуск только мыла, как и другие предприятия. А работало их немало. И все — только под номерами. Фабрики входили в единый трест — «Трест эфирно-жировых эссенций». Аббревиатура — ТЭЖЭ. В народе его называли «Жир-кость». Почему? Именно из костей, рогов животных делали основу для мыла. Руководители нескольких «номерных» мыловаренных заводов, недовольные безликими названиями, стали ходатайствовать перед Советом народных комиссаров о присвоении им более благозвучных имен. Так и появилась Государственная мыльно-косметическая фабрика «Свобода». К 1940 году на «Свободе» выпускалось уже 30 сортов мыла различного назначения, зубные порошки, средства для бритья, кремы, гигиенические средства для спортсменов. В послевоенные годы фабрика стала самой основной в своей отрасли. Сегодня ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 300 наименований разнообразных по свойствам и назначению изделий.

— У вас есть награды?

— Из последних: двенадцатый международный конкурс на лучшую упаковку и этикетку «ПродЭкстраПак — 2017» за крем для рук «Цветы императрицы», звание «Лучший отечественный производитель косметики для детей» за обновленную детскую серию «Тик-Так» в 2017 г., золотая медаль на международной выставке InterCHARM-2015.

— Как устроено ароматное производство?

— В огромном, блестящем чистотой зале находятся девять котлов. В них варится жидкая масса, которой в скором будущем предстоит стать душистым мылом. Объем каждого котла — до пятидесяти двух тонн! Процесс варки занимает почти 50 часов. Затем масса высушивается и на специальном аппарате измельчается, как сыр Пармезан, в мыльную стружку. Сырье для изготовления мыла готово. В него добавляются ароматизаторы и красители в зависимости от марки продукции. Далее «мыльный пармезан» превращается в знакомые всем гладкие кубики.

— Много ли на фабрике работников старшего возраста?

— Всего на производстве более 600 человек. Среди них много специалистов старшего возраста, заслуженных и уважаемых. Есть те, кто после достижения пенсионного возраста с удовольствием остается трудиться в цехах. Мы это только приветствуем.

…В цехе косметического производства Владимир Викторович подвел нас к реактору,
которым управляла женщина в белоснежном халате. Знакомимся:

— Как вас зовут?
— Валентина Егоровна Гостеева.
— Если не секрет, сколько вам лет?
— Шестьдесят два.
— Давно на производстве?
— Сорок шесть лет.
— Ваши планы на будущее?
— Работать. Мне это нравится. И коллектив отличный.

…И таких работников, совершая интереснейшую экскурсию по цехам, мы встретили немало.

— Владимир Викторович, вы знаете о проекте «Московское долголетие»?

— Да, и активно в нем участвуем. Наша экскурсионная программа рассчитана на людей старшего возраста. Договорились с Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, что будем принимать заявки от территориальных центров социальной защиты и регулярно проводить льготные и бесплатные экскурсии для москвичей старшего возраста. Мало того, в конце экскурсии для каждого приготовлен маленький приятный подарок.

Вениамин Протасов, Михаил Бибичков (Фото)

№10