Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » «Патриарх» отечественной фотографии разменял девятый десяток

«Патриарх» отечественной фотографии разменял девятый десяток

image_pdf

7 октября исполнился 81 год
известному столичному фотографу и москвоведу
Артему Аршаковичу Задикяну

Накануне торжества корреспондент «ВМ» побеседовал с именитым мастером и узнал немало интересного о его профессиональной деятельности, которой он продолжает активно заниматься, несмотря на свой возраст.

— Ваше детство пришлось на послевоенное время. Каким оно было?

— Столица только-только начинала восстанавливаться после войны. Из всех развлечений у нас во дворе была лишь коробка с песком. Родители всегда были на работе, и мы с ребятами были предоставлены сами себе. Поэтому частенько в местном бомбоубежище играли в казаки-разбойники, шлялись по чердакам, ведь все тогда было открыто… Это было самое обычное и веселое детство — с разбитыми в кровь коленками и синяками.

— А школьные годы? 

— Я увлекался астрономией и ходил в планетарий — уже с четвертого класса. В то время там не выставлялись, например, как сейчас на всеобщее обозрение какие-нибудь макеты… Я настолько поднаторел в астрономии, что мой учитель обычно выгонял меня из класса, когда была контрольная. Боялся, что буду подсказывать ответы одноклассникам. Тогда же, в школьные годы, проклюнулся и к фотографии.

— С чего все началось? 

— У отца был пластиночный складной фотоаппарат «Фотокор №1». Для работы с ним нужны были стеклянные пластины- они продавались на каждом шагу. И вот мой папа начал меня обучать фотографии, через несколько лет я перешел уже на пленочную фотокамеру «Зоркий», затем был первый зеркальный «Зенит 1».

— И что снимали? 

— Я начал набивать руку на семейных фотографиях нашей семьи. Было это в 1949 году. Снимал во двориках по соседству, а мой первый удачный кадр я сделан в одном из ближайших к дому переулков. В школе № 265, где я учился, был клуб юных мастеров, а там — фотокружок, в котором преподавал известный журналист и фотограф Семен Фридлянд. Он-то и научил меня многим профессиональным «трюкам» при съемке. Мы много тогда ходили с фотоаппаратами в руках по улицам… А после школы уже начал посещать занятия в «Дом журналистов»… Там и получил первое свидетельство профессиональной подготовке. Без этой бумажки в советское время сложно было сложно устроиться на работу фотографом. Но основной моей школой все-таки стал журфак МГУ.

— Что было потом?

— Вступить в горком художников-графиков и попробовал сделать снимок для газеты «Вечерняя Москва». Показал его профессионалам, и они внесли меня в свой список фотографов. Потому была работа в журнале «Огонек», ставшем моим вторым домом. Снимал литературные вечера и многое-многое другое. Всего уже не и вспомнить.

— Припомните, пожалуйста, что-нибудь особенное из вашей профессиональной практики… 

— В 1956 году я много снимал грозы. Тогда я работал фотографом в метеорологическом институте. От меня требовалось сделать очень четкие кадры в момент удара молнии в черте города. Приходилось забираться в самые неожиданные места, где, установив сразу три камеры, я подолгу ждал, когда раздастся гром и блеснет молния. В основном эти съемки проходили ночью, утром я проявлял пленку и печатал снимки. Нужно было «перенести» их на ватман, спроектировав на карту города. Нужно это было для того, чтобы узнать, куда в Москве чаще всего попадает молния. И снимки эти были уникальны, много сделал снимков и шаровых молний.

— У вас большой фотоархив?

— В моей коллекции много фотографий, сделанных старых подземных сооружениях. Там я работал в команде городских исследователей. Есть фото со строительства и самых больших городских объектов, одним из таких стал Храм Христа Спасителя… Фотографий у меня накопилось более пяти тысяч.

-Что бы хотели еще успеть в жизни?

— Я все успел. Здоров и по-прежнему бегаю. Занимаюсь любимой работой. Сейчас, например, снимаю очередную серию фотографий исторической Москвы.

Справка
Артем Аршакович Задикян родился в 1937 году. Начал профессиональную карьеру фотографа с 1957 года. Фотографировал в основном Москву и Подмосковье. Работал фотографом в газете «Вечерняя Москва» в журналах «Огонек», «Голос Родины», «В мире книг» и во многих других изданиях. С 1989 года работает в краеведческом музее «Дом на набережной». Продолжает активно фотографировать различные городские мероприятия и улицы исторической Москвы. Опытный москвовед, изучивший почти все исторические особняки и тоннели города.