Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone
Не утихают споры об искусстве русского классического авангарда. Серьёзную попытка проанализировать русский авангард предпринял известный журналист, руководитель Ассоциации научных журналистов СЖМ, писатель – фантаста и философ Сергей Жемайтис в книге «Гностический дневник» (М., издательство «Художественная литература», 2017) (издание осуществлено при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках программы «Культура России»). В новой книге писатель выдвигает предположение о том, что современная цивилизация рождается в результате сканирования важнейших технологий, положенных в основу работы нашего сознания. Автор, пожалуй, впервые показывает, что авангард едва ли можно считать лишенным смысла чисто декоративным искусством, его скорее можно назвать новой формой реализма, поскольку это направление отражает совершенно реальные процессы, протекающие в нашем мозге.
Например, К. Малевич в произведениях кубизма отражает реальный процесс рождения в мозге зрительного образа. Ведь изображение, попадая на сетчатку глаза , разлагается на миллионы кубиков – пикселей , из которых затем формируется новое изображение зрительного образа. Возможно, впервые в книге раскрывается смысл, вызывающего столько толков и эмоций, «Черного квадрата» К. Малевича, в котором он отразил тайный акт рождения пространства в нашем сознании.
Автор пытается доказать, что послание о будущем человечество получило через откровения искусства русского классического авангарда в преддверии революции 1917 г., столетие которой исполняется в этом году. И сама революция обретает новый неожиданный смысл. Из октябрьского «переворота» она превращается, в том числе в своеобразное пророчество о технологическом, эстетическом, социальном будущем всей земной цивилизации. И будущее это раскрывается не через некие мистические откровения, но через отражение работы нашего сознания.
В книге строится предположение, что русский авангард, отражая структуру сознания и происходящие в нем перемены, человек получает новые возможности для изучения Космоса в целом. В этом смысле , книга на уровне современных знаний раскрывает идеи учения «русского космизма” и показывает, что это философское направление , провозглашенное еще К. Циолковским, В. Вернадским , А .Чижевским, П. Филоновым и другими великими русскими исследователями и художниками во многом определило смысл Великой октябрьской революции и вектор развития не только отечественной, но и мировой культуры в ХХ столетии.
Несмотря на все национальные, социальные и экономические противоречия нашего времени земная цивилизация через мировую паутину интернета, информационных технологий, телекоммуникаций строит некий памятник Гиперсознанию, которое должно помочь решить важнейшие проблемы, стоящие перед человечеством.
«Гностический дневник» имеет множество смыслов, о которых невозможно написать в краткой рецензии, и каждый из которых позволит по-новому взглянуть на подлинное значение современного искусства, технологий, эстетики, дизайна, новейших научных открытий.
Наум Аранович