Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » От «Сокольников» до «Парка» — на метро…

От «Сокольников» до «Парка» — на метро…

image_pdf

Старшее поколение помнит и любит популярную в сороковые-
пятидесятые-шестидесятые «Песню извозчика» в исполнении Утесова. Там есть такие слова: «Чтоб запрячь тебя, я утром отправляюсь от «Сокольников» до «Парка» на метро». А вы знаете, что тот самый легендарный поезд ходит в московском метро до сих пор? Но теперь он возит всех желающих на экскурсии, в путешествия по Москве прошлого века. Отправимся в небольшую ретро-поездку и мы с вами.

15 мая 1935 года. По знаменитой, первой, красной линии, той самой — «От «Сокольников» до «Парка» («Парка культуры») — отправился состав.

У ретро-поезда очень мягкий ход. Пассажиры внутри практически не замечают толчков и тряски. Почему? Дело здесь не в конструкции рессор. Первые вагоны — очень тяжелые. Под тридцать тонн каждый. И сцепление с путями сильное, оно «гасит» тряску.

Жизнь вагона № 1 удивительна. Вагоны были рассчитаны на несколько десятков лет службы. Потом их стали активно утилизировать. Первый вагон ждала та же участь. Никто не задумывался, что будущим поколениям надо оставить живую историю, а не только рассказы. Но, к счастью, в дело вмешался один из старейших работников метрополитена Борис Михайлович Ганеев. Он поставил на уши всех — партком, местком, профсоюз. Главный довод был убедителен — «Ребята! Мы теряем свою историю!». Вагон вернули, отремонтировали. Потом к нему присоединили еще один, и еще. И никто никогда не пожалел об этом. Знаменитый ретропоезд служил верой и правдой много-много лет.

Удивительна и эволюция билетов на проезд в метро, ничего общего не имеющих с сегодняшними «Тройками». В самом начале это были небольшие картонные квадратики, как в поездах дальнего следования и электричках. Потом — бумажные отрывные. Причем на каждой станции билеты выдавались именные, с названием самой станции. Затем — металлические жетоны. И уж потом — памятные многим пятикопеечные и позже — пятнадцатикопеечные монеты. Кстати, проект выпуска универсальной магнитной карты, похожей на «Тройку», был еще в 1997 году. Вот только почему-то руки не дошли. А зря! Очень удобно и комфортно!

…Ретро-поезд останавливается на станции «Площадь Революции». Одна из старейших и красивейших платформ Московского метрополитена, открытая в 1938 году. Каждая скульптура — шедевр. Существует поверье, что если подойти к скульптуре красноармейца с собакой, загадать желание и погладить собаку по морде, то желание сбудется. И потому многие пассажиры изо всех сил полируют ладонями всю морду несчастного пса. Сами работники метрополитена говорят, что если так будет продолжаться, то собака залает, а им придется реставрировать исторический памятник.

Вениамин Протасов

№5 (005). 7 сентября 2018 г.