Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone
Открывая выставку, ректор КГИК Сергей Зенгин подчеркнул важность таких материалов, в особенности для молодого поколения.
– Ведь сегодняшние события в истории не новы, и раньше Европа боролась с Россией за территории и влияние, – говорит Зенгин. – Просто сейчас это противостояние обострилось. Но ошибочно полагать, что Донбасс – чужое государство и там живут чужие нам люди. Мы говорим на одном языке, исповедуем одну религию. С притеснением жителей республик мы впервые столкнулись в 2014 году, когда к нам обратилась Луганская академия культуры и искусств: ее выпускники могли получить диплом только в случае отказа от русского языка. Несогласные с этим ребята приезжали в Краснодар практически из окопов, сдавали здесь экзамены. И сейчас у нас тоже учатся студенты из Луганской и Донецкой народных республик. Поэтому такая выставка дорогого стоит, так как мы должны знать происходящие сейчас события и людей, защищающих в эти дни наш мир, и вас в том числе.
Организаторами выставки выступили Союз журналистов Кубани и Краснодарский филиал “РГ”, в котором Аносов работает уже 16 лет. Это уже не первое подобное мероприятие. Первая экспозиция военкора “Донбасс-2022” прошла 21 июня в медиацентре “Российской газеты” в Москве. С тех пор после небольшого перерыва сняты еще тысячи фронтовых кадров и видеосюжетов, написаны десятки проникновенных материалов, и лишь немногие снимки были отобраны для нового расширенного показа.
В отличие от пишущего журналиста, который может рассказать о войне словами очевидцев, фронтовой фотограф должен показать событие, а это значит, ежедневно быть на передовой – видеть боль и смерть, страх и слезы, а еще – надежду. Все эти моменты отображены в фотолетописи. И хотя требования политкорректности исключают показ особо жестоких кадров, сдержанные работы также потрясают зрителя своей откровенностью. Вот дым над Мариуполем: по разбитой улице с дырявыми пустыми домами бредет пожилая женщина в пальто. А вот танк в Северодонецке, спрятанный украинскими военными под аркой многоэтажки и в прямом смысле слова державший ее жителей в заложниках. А здесь на тебя глядят лица, которые забыть невозможно.
– С Ольгой Сергеевной Качурой (все знали ее в Донбассе под позывным Корса) мы встречались в середине июля, приезжали к ней на одну из позиций под Донецком, – делится Владимир Аносов, приблизившись к портрету хрупкой улыбающейся женщины в камуфляже. – Взяли интервью, договорились встретиться попозже, чтобы закончить съемку. А четвертого августа узнаю, что ее не стало. Она была талантливым человеком – и как женщина, и как командир, все понимала в боевом деле, могла построить людей от млада до стара. Говорят, у войны не женское лицо, но она пользовалась большим авторитетом у подчиненных, причем в ее дивизионе служили в основном мужчины и только четыре женщины.
Присутствовавшие на выставке студенты факультета режиссуры кино и телевидения внимательно слушали истории корреспондента и попутно задавали свои вопросы: как вы решились на такую командировку? был ли страх смерти? можно ли забыть увиденное?
Ответы кроются в самой жизни военкора. По признанию Владимира Александровича, фотографией он увлекался еще с детства. С объективом не расставался и в годы службы офицером в войсках ВВС РФ. Только после ухода из армии он смог полностью посвятить себя хобби, превратившись со временем в настоящего профессионала. За его плечами неоднократные победы в региональных фотоконкурсах “Золотой объектив”, “Искра Юга” и других. В качестве корреспондента он освещал вооруженный конфликт в Южной Осетии в 2008 году, регулярно ездил в Донбасс после 2014 года. И сейчас, как только начались боевые действия, Владимир отправился в командировку. А еще он уверен: в это непростое время журналисту важно не только проявлять мужество и мастерство, но и уметь сострадать.
– Трудно понять войну, пока не увидишь ее собственными глазами – люди во многих разрушенных кварталах более месяца выживали в подвалах без еды, света и воды. И обязанность фотожурналиста не только снимать, но и помогать жителям. С кем-то мы делились продуктами, кого-то вывозили в безопасные районы, – вспоминает он.
После небольшой экскурсии Владимир Аносов провел ребятам мастер-класс по военной журналистике: о чем надо помнить на фронте корреспонденту, с какими специалистами поддерживать связь, а куда вообще не стоит лезть, даже если место сулит эксклюзивный материал. В течение пяти дней выставку посмотрела большая часть студентов вуза, а об открытии экспозиции сообщили ведущие СМИ Кубани.
– В военных командировках журналисту очень важно обустроить свой быт – от этого зависит успех работы, – рассказывает Владимир Аносов. – Например, в Донецке сейчас большие перебои с водой. В последние дни перед возвращением в Краснодар воду давали один раз в три-четыре дня, поэтому с коллегами мы обзавелись пластиковыми сосудами с краном. Одежда простая и удобная – крепкая туристическая обувь (причем лучше иметь две пары: одну – для окопов, а вторую – для города), джинсы или брюки цвета хаки, очки от пыли и гари. По закону журналисты обязаны носить синий бронежилет и каску, но на месте этого не придерживаются, чтобы не быть на прицеле.
В поездки лучше отправляться с сопровождающим: обычно вопрос решается через пресс-службу администрации либо договариваешься самостоятельно с военными, предварительно взяв с собой пачки сигарет – на передовой это ценный товар. Дело в том, что даже после освобождения Мариуполя сразу передвигаться по его улицам было небезопасно. Люди зачастую обозлены долгими лишениями, и когда их снимаешь во дворах, как они готовят еду на кострах, кто-то не выдерживает, набрасывается с угрозами. Помню, во время съемки один немолодой мужчина вдруг кинулся ко мне со словами: “Мы что, в зоопарке, зачем нас снимаете?”
Я попытался его успокоить, но он убежал жаловаться военным, которые стояли с техникой неподалеку…