Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Юрий Лепский: Аналогов дома-музея журналиста Василия Пескова в мире просто нет

Юрий Лепский: Аналогов дома-музея журналиста Василия Пескова в мире просто нет

image_pdf

Несколько дней назад я был в доме, аналогов которому не существует ни у нас в стране, ни в мире. Это дом-музей всего одного журналиста — Василия Михайловича Пескова в Воронежском заповеднике. Там же этому великому журналисту установлен и памятник. Вы можете вспомнить, где еще установлен памятник журналисту?

К счастью, мы были хорошо знакомы. К счастью, работали вместе в одно время и в одной газете — «Комсомольской правде». И вот в сопровождении директора этого замечательного музея Натальи Хлызовой я бродил по комнатам с экспонатами и вспоминал, вспоминал, вспоминал…

Я вспоминал наш знаменитый шестой этаж «Комсомолки» на улице Правды, которого уже нет, увы, сгорел в огне пожара. Вроде бы теперь это погибшее здание хотят отремонтировать и открыть там отель. Хорошо бы кому-нибудь из могущественных людей пришла в голову мысль сделать на шестом этаже этого отеля музей той самой «Комсомольской правды» с мемориальными комнатами Валерия Аграновского, Геннадия Бочарова, Ярослава Голованова, Василия Пескова, Юрия Роста, Инны Руденко, Юрия Щекочихина — великих журналистов, прекрасно писавших на чистом русском языке.

 

…Я вспоминал, как мы подружились с Песковым. В восемьдесят восьмом году я был назначен корреспондентом «Комсомолки» в Индии. В моем кармане уже лежал авиабилет в Нью-Дели, когда пришла телеграмма из Нижнего Тагила: умер папа. Я шел по коридору шестого этажа, ничего не замечая вокруг. Не увидел, но почувствовал, что кто-то взял меня за локоть и прислонил к стене. Это был Песков. В своей традиционной кепке, в куртке. Он наклонился ко мне и тихим хриплым голосом сказал: «Юра, я знаю, у тебя горе. Ну, тут ничего не поделаешь, все мы смертны. Скажи, сколько тебе нужно денег, я дам». Он был первым, кто предложил мне помощь.

Несколько лет спустя он приехал в Индию. Мы путешествовали с ним в Агре, Джайпуре, Амбере и в конце концов добрались до предгорья Гималаев. В маленьком городке Нью-Кастл в долине Кулу нас поселили в просторной комнате с прекрасным видом на гималайские вершины. И вот однажды глубоким вечером, устав от похода по горным тропам, мы улеглись в наши постели, укрывшись огромными пуховыми одеялами (индийские отели не отапливаются, а в горах прохладно). Тем не менее Песков попросил меня открыть окно. «Вот увидишь, — сказал он, — к нам обязательно зайдет облако, и мы с тобой уснем как младенцы». Окно я послушно открыл, и облако к нам действительно зашло. Утром. А вот ночного сна младенцев у нас не было. Всю ночь мы говорили. О чем?

Василий Михайлович рассказывал, почему он верит Дарвину и не верит в божественное происхождение человека и Вселенной. Говорил о речке своего детства Усманке. О своих родителях…

Мы горячо сошлись на том, что Родина для любого нормального человека — это дом, где он родился, это мама и папа, бабушка и дедушка, это дети и внуки, это вещный мир, который окружает ребенка. Родина — это пейзаж, в котором мы выросли и который полюбили. Родина — это наш язык, на котором мы говорим, пишем и читаем любимые книги. Я рассказывал ему, как постигал эти простые и вечные истины с помощью фильмов Андрея Тарковского: от дома его детства в «Зеркале» до самого отчаянного и трагического поступка человека — сожжения своего дома в «Жертвоприношении». Песков с горечью говорил о том, как мы сами порой бездумно и безнаказанно уничтожаем прекрасные русские пейзажи, составляющие понятие Родина. Вспоминал об оскорбленных вышками высоковольтных передач пейзажах с церковью Покрова на Нерли. Об элитных коттеджах на берегу Сороти, оскорбивших пушкинский пейзаж в Михайловском…

К утру мы уже согласились с тем, что если кто-то захочет лишить нас Родины, то этот кто-то для начала должен без стука войти в наш дом и навести там свой порядок; потом по своему усмотрению «облагородить» пейзаж нашего детства; затем обратить внимание на наш родной язык и строго «усовершенствовать» его лексику, фонетику, орфографию и пунктуацию. Поскольку дом, пейзаж и язык — это и есть наша Родина и наша душа, без которой мы мертвы.

Я до сих пор в подробностях помню ту бессонную ночь в Гималаях. Помню, как сердце мое то и дело сжималось и от радости, и от сожаления. От радости — потому что я чувствовал, что мы с Песковым единомышленники. От сожаления — поскольку вот такого откровенного и важного разговора у меня так и не случилось с отцом: он ушел слишком рано, а я слишком поздно повзрослел…

Хорошо, что теперь у нас есть дом Пескова, в который каждый может войти и побыть там.

Дом с открытым окном.