Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » В музее Победы отмечают 100-летие “Окон РОСТа”

В музее Победы отмечают 100-летие “Окон РОСТа”

На балюстраде третьего этажа Музея Победы развешаны рисунки и плакаты, но это выставка не графики, а, прежде всего, борьбы – новой российской власти против старой и советской против фашистской. Борьбы, в которой искусство плаката оказывало на противника воздействие почти что нервно-паралитическое.
Так, тульские подпольщики однажды заклеили дома в городе присланными из Москвы “Окнами ТАСС”. Был декабрь 42-го, мороз, отодрать бумагу от стен не было никакой возможности – и плакаты со стихами и рисунками были немцами просто в ярости и бессилии расстреляны.

…Под стеклом нож с коротким лезвием и замотанной изолентой рукояткой. И рядом его работа, лист картона с прорезанными в нем словами “…теперь, когда республика обескровлена, изранена…”. Это трафареты для “Окон РОСТа” 21 года. Такие же, вырезанные руками мастеров со строками, сочиненными Маяковским и другими поэтами по последним сводкам новостей, рассылались по всей России, а в Москве отрисованные, оформленные строки висели уже через час. Почти как в нынешних новостных лентах – только от руки.

Рядом в витрине толстый карандаш и кисть Маяковского, инструменты поэзии прямого действия, которыми поэт и художник набрасывал эскиз вот этого, например, рабочего, длинной рукой указывающего на соседний квадрат, где в нивы ладонь бросала зерна (“Вот программа всего нашего хозяйства / Каждый лоскут должен быть весной засеян”). Плакат, и до наших дней сохранивший актуальность: “У украинцев и русских клич один – да не будет пан над рабочим господин!” – и пан, поднятый на русском и украинском штыках. Герои – красные, враги (лентяи, воры, врангели и т.д.) – черные и аршинные буквы по белому фону, разъясняющие увиденное, чтоб понятно было самым неграмотным.
В коллекциях Музея Победы, Музея Вооруженных сил, Госархива РФ, ТАСС, РВИО и Музея Маяковского сохранились, судя по выставке, десятки выдающихся образцов советского агитпропа, в полной мере усвоившего законы русского авангарда (тут же, кстати, и ранний Малевич – в совместной с Маяковским работе “У союзников французов битых немцев полный кузов”). Агитпроп времен Гражданской войны бил по головам буржуев увесистым кулаком Маяковского. Работы советских художников 40-х, собравшихся в коллектив “Окон ТАСС” на третий день войны в помещениях художественных салонов на Кузнецком Мосту, ударили по Гитлеру всей силой советской сатирической карикатуры, беспощадной, эмоциональной, одновременно гиперболизированной и точной в деталях.

– Выразительность – это когда в рисунке нет никаких второстепенных деталей, а есть максимально концентрированное выражение мысли, – говорит Владимир Мочалов, знаменитый художник-карикатурист, член РАХ, в свое время – заместитель главного редактора “Крокодила”.

Мы стоим с ним перед его любимой работой на выставке – карикатурой Кукрыниксов “Превращение фрицев”: фюрер указывает вперед, продрогшие солдаты вермахта двигаются по снегу стройными рядами, постепенно превращаясь в ряды крестов. – Согласитесь, сразу доходит, что художники хотели сказать. Доходило и до немцев.

Искусство плаката оказывало на противника воздействие почти что нервно-паралитическое

Крестьянин, днем покоряющийся немцу, а ночью срубающий ему голову. Юный Фриц с каской вместо головы, Гитлер с такой же пустой головой, куда сыпятся бессмысленные приказы (“Гитлер предполагает – Красная армия располагает”). Страшная обезьяна в немецкой каске – внизу призыв и стихотворение Симонова “Убей его!”. Серия “Летопись вражьих нашествий в Россию” – всегда заканчивавшихся разгромом врага. На выставке есть работы, от которых стынет кровь, у которых до сих пор хочется улыбнуться, над которыми задумаешься (взять хотя бы плакат Николая Денисовского “Декларация о поражении Германии”, украшенный портретами военачальников СССР, Франции, США и Великобритании, вместе добывшими общую победу)…

“Я не согласен с вашей идеологией, но “Окна…” настолько хороши, что, когда я вывешиваю их у себя в цехах, производительность труда повышается”, – писал в 1944-м в Москву американский предприниматель, просивший подписать его на “Окна ТАСС”.

Изготавливавшихся в 3 смены до 1000 экземпляров по строжайшему техническому регламенту круглосуточно с июня 1941-го по 29 декабря 1946-го коллективом художников и мастеров, в который входило более 500 человек.  Выставка в Музее Победы – памятник их труду.