Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Интернет радио не соперник

Интернет радио не соперник

image_pdf
Информационных поводов для беседы с генеральным директором ГПМ Радио Юрием Костиным сразу два.
Во-первых, радиостанции холдинга стали лауреатами шестнадцатой Национальной премии “Радиомания” – получили сразу шесть радийных “Оскаров”.
Во-вторых, генеральному продюсеру группы радиостанций ГПМ Радио, главному редактору “Авторадио” Ирине Ипатовой вручили награду Национальной премии “Медиа-Менеджер России – 2017”. “Золотая чайка” и диплом достались Ирине Ипатовой в номинации “Электронные СМИ” (категория “Федеральные радиостанции”) за удержание первой позиции “Авторадио” в рейтинге московских радиостанций на протяжении семи лет.
И

Юрий Костин и Андрей Романченко на премии “Радиомания”

– Юрий Алексеевич, первый вопрос о премии “Радиомания”

Юрий Костин: Это была шестнадцатая по счету церемония, и третья – под эгидой Академии радио (РАР). ГПМ Радио вручили шесть “микрофонов” за различные наши проекты, включая фестиваль “Авторадио” “Победа”, который мы провели на Поклонной горе. Там, кстати, состоялся первый концерт хора имени Александрова после трагедии прошлого года. Награды получили Детское радио, Like FM, Радио ENERGY – хороший урожай. И плюс еще номинированы были наши региональные партнеры из Обнинска и Ростова-на-Дону – они вошли в тройки лидеров. Пусть неполная, но все же победа, в этих городах работают такие ребята, которыми вся наша команда гордится. “Радиомания-2017” прошла в тот год, когда Академии радио исполняется 10 лет. И она была самой яркой.

– Один из призов вы получили за фестиваль. А сегодня радио без фестиваля возможно?

Юрий Костин: Естественно. Фестивали – это просто способ продвижения радиостанций. А когда речь идет о празднике Победы, это для “Авторадио” – особая история. Это образ нашего мышления. Мы не можем не отметить День Победы, потому что мы так воспитаны – это с одной стороны, а с другой – хотим, чтобы было побольше искренних проектов вокруг таких святых праздников и поменьше коньюнктуры.

– Я сейчас имела в виду не только фестиваль, посвященный Дню Победы. У вас же каждый год проходит их несколько?

Юрий Костин: В этом году впервые помогли Московскому правительству организовать мотопарад с большим финальным концертом на ВДНХ. Команда радиохолдинга делала его при поддержке Матч ТВ. Плюс мы проводим ежегодную “Дискотеку 80-х”. И в этом году у нас две “Дискотеки”: одна – в Москве 25 ноября, другая – в Санкт-Петербурге 1 декабря. Большие и локальные проекты организуют все крупные радиостанции: “Юмор FM” готовит очередной концерт “Все хиты Юмора”, Радио ENERGY ежегодно устраивает полезные для здоровья аудитории акции: зимой зовет слушателей покататься на лыжах, устраивает чемпионат по пляжному волейболу среди моделей или пересаживает всех на велосипеды… Детское радио знаменито своими круизами, дискотеками и елками. Чудесные проекты.

–  Мой вопрос еще был связан с тем, что сегодня, в эпоху электронных СМИ, радиостанциям необходимы дополнительные элементы продвижения, иначе телевидение и Интернет их обойдут.

Юрий Костин: Телевидение помогает нам, мы помогает телевидению. Радио сегодня – один из главных поставщиков музыкального контента для ТВ. Телевидение само себя рекламирует, достаточно вспомнить “Ты – супер!” на НТВ, где дети с непростой судьбой получили возможность блеснуть талантами. Очень хороший, сильный социальный проект. Радио, собственно, тоже рекламирует себя, но ему необходима визуализация своего бренда, образа, концепции. И вы посмотрите, что у нас сейчас есть. Всевозможные фестивали, концерты – помимо тех, о которых я уже говорил, можно вспомнить шоу “Звезды Авторадио в Кремле”, юбилейный концерт на Васильевском спуске, автопробеги с развлекательными программами в городах от Владивостока до Калининграда, или бесплатные концерты, когда мы возили по городам группу “Машина времени” и собирали за тур по полмиллиона зрителей, и так далее. И другие радиостанции создают проекты, которые потом транслируются по ТВ: “Шансон года”, “Нашествие”… Все это – первоклассный контент для телевидения, потому что мы работаем в музыкальном мире, нам проще, мы знаем и понимаем вкус слушателей. НТВ, Первый канал, “Россия 1”, “Мир”, РЕН ТВ – на этих и других каналах подобные проекты востребованы. Еще радиостанции создают премии, которые по сути своей являются музыкальными шоу-программами для ТВ. “Новое радио”, например, придумало премию “Высшая лига”.

– Вы ведь организовали в прошлом году Российскую Национальную музыкальную премию?

Юрий Костин: Да, мы участвовали в проекте, разрабатывали регламент, обеспечивали чистоту голосования. Идея великолепная – объединить всех в общепризнанной премии, которая станет эталонной, но это долгий и тернистый путь. Мы в самом его начале. “Грэмми” несколько десятилетий понадобилось, чтобы стать фактором рынка и событием мирового значения не только для Америки. И надо признать, что в настоящий момент для представителей популярной музыки на нашем рынке самая желанная премия – “Золотой граммофон”. Что не мешает каждый год ее ругать, и все равно многие артисты стремятся принять участие в этой церемонии. Конечно, когда-нибудь в России будет единый стандарт качества, премия, которая будет означать для артиста путевку в жизнь или дополнительное общественное признание. Но конкуренция между разными премиями сохранится. Это процесс, в котором все должно быть логично, чтобы никто не оспаривал потом, кто старше, лучше, объективней. Победит сильнейший, тот, кто сделает лучше, правильней, честнее. Вот, к примеру, “Радиомания” – это премия всего радиосообщества, профессионалы выбирают тайным голосованием те проекты, которые они считают лучшими в этом году. Это самый авторитетный инструмент оценки труда радийщиков в России. Это надо было заслужить.

– Сколько в РАР академиков?

Юрий Костин: В Академию входят все крупнейшие игроки рынка. И по положению у нас – 35 действующих академиков. Принимаются люди, которые внесли существенный вклад в развитие отрасли, а те, кто уходит, например, на пенсию или в другую сферу деятельности, остаются почетными академиками на всю жизнь. Голосуют только действующие академики – таков регламент. На самом деле, Академия не ставит целью пригласить в свои ряды всех радийщиков, в том числе и региональных. Выбираются академики по вкладу. Например, Николай Грахов из Екатеринбурга, который создал одну из самых успешных радиостанций “Радио СИ”. Или Александр Тюников из Иркутска – созданное им радио “Байкал” вещает во Франции, продвигая тем самым нашу культуру. Или, скажем, Александр Полесицкий, Роман Емельянов, Владимир Иваненко, Ирина Ипатова, Олег Иванов, Ира Герасимова, Юля Голубева, Михаил Эйдельман – все это люди-легенды. Никто не станет оспаривать их вклад в индустрию. Но это не главное, сколько академиков. Важно, что Академия готова представлять интересы всей индустрии, независимо от того, является ли радиостанция ее членом. Такой позиции придерживаются все в РАР, включая, конечно, президента Академии.

– Вопрос возник, потому что в Академии радио все хорошо и гладко, в отличие от Академии телевидения, которую постоянно сотрясают какие-то бури. Может, вы с ними поделитесь опытом?

 

Юрий Костин: Все проблемы от больших ставок и больших рисков, в случае изменений привычек аудитории. Просто эти люди стали слишком большими и слишком влиятельными, что сказывается и на модели поведения. Конкуренция идет за более серьезные деньги, чем у нас. И в этой связи борьба за аудиторию, доли, рейтинги – очень суровая, не на жизнь, а на смерть, потому что от них напрямую зависит доход. Поэтому консолидировать этих акул очень непросто.

– Каково будущее радио? Говорят, Интернет его начинает вытеснять.

Юрий Костин: Будущее за новыми идеями, развитием локального вещания и новыми технологиями, включая цифровое вещание – при сохранении FM, и передовыми системами планирования и размещения рекламы. Все это возможно только при условии здоровой конкуренции, профессионального соперничества, но и чтобы у ключевых игроков душа болела не только за свой участок, но и за всю отрасль. А вообще, радио в целом больше любого из нас. Никуда оно не денется. Радио – незаменимый рекламоноситель, это один из основных элементов любой грамотной рекламной кампании. Телевидение ему не конкурент из-за большой разницы в стоимости размещения, а Интернет ему не соперник, а союзник.

– Одну минуточку, Интернет радио не соперник, а интернет-радиостанции?

Юрий Костин: Интернет – это лишь один из способов прослушивания. У нас есть свои интернет-радиостанции, это просто способ поймать слушателя и в этой среде. Но ловим мы их на наши собственные бренды. В ГПМ Радио есть также онлайн-радио 101.RU. Это уже игра на поляне агрегаторов тематических каналов. Хорошо, что этот популярный портал в руках крупнейшего игрока именно радиорынка.

– Слагаемые успеха, которые можно применить к любой радиостанции – хорошее утреннее и вечернее шоу, информация о пробках, о новостях городской жизни. То есть все, так или иначе, идут одним путем, разница только в том, музыкальная это радиостанция или разговорная по жанру.

Юрий Костин: Условно, да, одним путем. Но у успешного радио есть лишь три основных слагаемых успеха. Первое – это время, то есть количество лет, которые бренд продержался на рынке. Время не купить. Любая новая радиостанция с каждым годом должна затрачивать больше времени на то, чтобы подняться в рейтинге на один ранг выше. Второе – это постоянная работа мозга, вдумчивое отношение к тому, какой следующий шаг ты сделаешь, а это подразумевает знание конкурентной среды и своей аудитории. И самое главное – везение. Хорошо, если проект рождается под счастливой звездой.

– Вы успеваете еще и книжки писать, посвященные радио?

Юрий Костин: Мне удалось издать несколько лет назад книгу “Радио”, которая была, в основном, написана в 2009 году. Если бы у меня было побольше вдохновения, потому что все оно уходит на работу, я бы, наверное, написал большой роман о человеческих судьбах и взаимоотношениях. Мне есть чем поделиться, как я думаю. Но сейчас писать удается редко и по большей части, как это ни смешно, – пресс-релизы, презентации, иногда письма и поздравления.

– Ваш холдинг единственный издает профессиональный журнал, посвященный радио.
Почему вы считаете это важным?

Юрий Костин: Потому что в нашем холдинге постоянное движение и нашими событиями обязательно надо делиться не только со слушателями. Это невероятно живой, энергичный организм, вокруг которого столько всего происходит, столько всего придумывается каждый день в этих стенах! Представляете, какое количество людей бывает у нас в гостях? На “Авторадио” теперь есть не только утреннее шоу “Мурзилки Live”, но и вечернее “драйв-шоу” “Поехали”, а это каждый день новые гости, на Радио ENERGY звезды приходят, вокруг “Юмор FM” и Comedy Radio образовались целые созвездия известных персон. У нас такие уникальные возможности доступа к личностям, представляющим для публики интерес. Это не только музыканты, но и актеры, политики, например. Это огромное количество материала, который нужно увековечить. Жалко будет, если он пропадет. Радио – это здесь и сейчас, завтра уже не повторишь.

По тексту Сусанны Альпериной
в Федеральном выпуске №7324 (158)