Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Без иллюзий и лжи

Без иллюзий и лжи

image_pdf
Епишин 02
О романе Дмитрия Епишина «До Второго потопа»
Либеральные веяния являются сегодня определяющими в российской прозе, и отказ от следования им грозит известными печальными последствиями — невозможностью пробиться в ряды издаваемых авторов.
Современный писатель должен соответствовать целому набору требований, среди которых числятся не только оригинальность сюжета или языковые эксперименты, но ещё и обязательная манифестация некой внутренней свободы, которая почему-то непременно должна реализоваться в материях, далёких от духовного освоения вечных ценностей. Социальные причины этого явления совершенно понятны, но они не являются предметом рассмотрения данной публикации. Если же попытаться определить сухой остаток из литературных нагромождений либерального писательского творчества, то получается довольно скромный результат: оказывается, все борения человека должны быть посвящены тому, чтобы его прогулка по земной поверхности была свободной, комфортабельной и не отягощенной размышлениями о драме борьбы Добра и Зла на фоне бесконечности бытия. Либеральный ответ на вечный вопрос — зачем я на этот свет явился? — предельно прост: погулять вышел. Или в лучшем случае — бороться за свободу комфорта собственного существования.
Это является замечательной предпосылкой для того, чтобы сбивать «гуляющих» в стада и направлять в нужном кому-то направлении. Ещё одной предпосылкой для этого занятия служит ликвидация в сознании «гуляющих» исторической памяти как весьма опасного детонатора процесса реального осмысления цели прихода человека на этот свет.
Следует сразу отметить, что роман Дмитрия Епишина «До Второго потопа» далёк от либеральных веяний, хотя по своей композиции, как и многие произведения либералов, близок к творческому эксперименту. Его основной посыл совершенно очевиден, и автор не пытается декорировать его второстепенными сюжетными линиями. А если иметь в виду, что роман выпущен издательством «Канон +», то многое становится понятным. Это издательство специализируется на познавательной и учебной литературе и не занимается произведениями популярного жанра «фэнтези», который приобрел в нашей стране масштабы поветрия. Выпущенная издательством «Канон +» книга может со всем основанием восприниматься как вспомогательный материал для желающих познать историю. Это в полной мере относится к роману «До Второго потопа». Роман накрепко привязан к историческому материалу, а пути его главных героев близки к реальной жизни их прототипов.
Иного и не может быть, так как уже в предисловии автор заявляет о цели своей работы — в художественной форме противодействовать попыткам исказить отечественную и мировую историю.
События в книге охватывают временной период с начала Второй мировой войны до сегодняшнего дня и раскрывают перед читателем явные и тайные стороны схватки русской цивилизации с апостасийным (греч. «апостасия» — отступничество) Западом. В нём события прошлой войны переплетаются с событиями тайной борьбы спецслужб сегодняшнего дня.
Подать такой материал в художественной форме совсем непросто. Он сложен, многогранен, искажён многочисленными мифами и фальсификациями. Дмитрий Епишин берётся за эту задачу и решает её необычным для классической прозы способом. В романе вращается калейдоскоп событий, свершающихся в разные эпохи и с разными людьми. Логика сюжета становится понятна читателю не сразу. В начале даже возникает недоумение: в повествовании чередой проходят горы Алатау, размышления Уинстона Черчилля, Монголия, где несёт службу Севка Булай, Франклин Рузвельт, радующийся началу Второй мировой войны, разведчик Данила Булай, выполняющий задание в Праге в наше время. Но вскоре открывается эффект стереоскопического зрения — повествование укладывается в задуманную логику, и автор затягивает нас сразу в два временных пласта, соединённых одной доминантой — защитой Отечества от посягательств западной цивилизации. В них действуют два главных героя — Всеволод Булай, офицер-артиллерист, попавший в пекло сражений с фашистами, и его будущий сын Данила, ведущий схватку со спецслужбами США и Великобритании в наши дни. Отец отражал нашествие гитлеровской военной машины, а сын противостоит попыткам осуществить в России переворот посредством «цветных революций».
Обе эпохи предстают перед читателем с предельной убедительностью, и это является одной из сильных сторон книги. Дело не только в том, что подробности Второй мировой строго соответствуют историческим документам и автор глубоко знает особенности повседневной жизни того периода. К художественным достоинствам романа следует отнести и то, что писатель вплетает в повествование размышления главных персонажей недавнего прошлого — Черчилля, Рузвельта, Сталина, Гитлера. Их внутренняя речь становится путеводителем в понимании причин и мотивов важнейших решений той эпохи. Все их размышления строятся на конкретном историческом материале, а в ряде случаев подкрепляются умело вкраплёнными в текст документами.
Весьма полезным является обращение автора к теме об истоках германского национал-социализма. Старый астролог Готтфрид Золль, немало повидавший на своем веку, мучительно размышляет об особенностях немцев, о том, как поиски национальной идеи в побеждённой Германии привели к появлению теории немецкой исключительности. Это поучительный материал для всех, кто пытается понять процессы на постсоветском пространстве, в особенности в Прибалтике и Украине.
Повествуя о событиях современности, автор открывает тайную кухню подготовки «цветных революций» в нашей стране. Стремление западных разведок подорвать стабильность российского общества указывает на преемственность этой традиции, идущей из глубин англосаксонской политики, и не оставляет места доверчивому желанию дружить с Западом вопреки собственным интересам. Напряжённый сюжет тайной борьбы разведок, который заканчивается смертельной схваткой, показывает, насколько беспощадна и бескомпромиссна эта борьба.
Но в романе чётко прописана и преемственность русской патриотической традиции защиты Отечества от посягательств врагов. Она прочитывается не только в судьбе главных героев произведения — ею пропитана вся атмосфера русского мира, отражённого в книге. После её прочтения складывается убеждённость в цельности и неколебимости этого мира, который до сих пор подвергается попыткам эрозии либеральными ценностями, но остаётся по-прежнему русским.
Роман с предельной чёткостью проводит мысль о том, что освобождение от сталинизма не привело к переходу русского народа в апостасию. Ведь, казалось бы, большевики опередили Запад в расхристианизации российского общества. Но получилось так, что сегодня общество на Западе подвергается массированной атаке бездуховности, а в России начинается ренессанс Православия. Автор показывает, что полного ухода веры из души русского народа не было. Она тайно светила, как лампада, в каждой семье, в каждом доме и в решительный час становилась опорой для жертвенного и героического поступка. Таким выписан тайно верующий чекист Виктор Уваров, человек, прошедший голгофу пыток в абвере и принявший смерть непобеждённым. Его диалоги с немецким разведчиком Вильгельмом Тилем как будто списаны с диалогов, ведущихся русскими людьми с представителями западной бесовщины сегодня.
Очень важна и поднятая тема военной любви. Автор бережно сохраняет чистоту и преданность людей, любящих друг друга перед лицом смерти, погружает их в драматические события стойкими и готовыми на жертвы ради этой любви. Здесь нет места бытовавшему присловью «война всё спишет». В романе любящие люди возвышаются на войне до самого высокого предела.
Нельзя не отметить и сюжетное построение этой работы. Совмещение сразу двух приключенческих жанров — военного и разведывательного — делает книгу не только увлекательной, но и необычной. Она читается на одном дыхании.
Роман написан музыкальным и образным языком. Но читать его хочется и ещё по одной причине: читатель погружается в мир, очищенный от иллюзий и лжи, от болезненных авторских кривляний и заигрывания с публикой. Перед ним предстаёт жизнь во всем её прекрасном, а порой и страшном естестве. К читателю обращён прямой и честный вопрос: ты пришёл на эту землю жить по совести или просто погулять?
Этот вопрос звучит во весь голос и лишает покоя. Такую книгу нельзя не читать.
СловоБорис Доронин
опубликовано 10.04.2015