Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Что мы будем читать в цифровую эпоху?

Что мы будем читать в цифровую эпоху?

Омниоканальность, диджитализция, коллаборация с мультимедийными платформами… Не пугайтесь новояза, это не из фантастики про супертехнологичное будущее, а из выверенных в цифрах прогнозов развития книжной индустрии, обнародованных на конференции «Книжный рынок: вызовы нового десятилетия» в Доме Пашкова. Увы: за звучными определениями и заумными терминами скрывается сползание в царство тотальной графомании.

Прежде считалось, что вездесущая «цифра» первым делом расправится с «бумагой», библиотеками и, пожалуй, слегка испортит жизнь рознице. Ну а дальше, если, конечно, не наступит апокалипсис, выживут сетевые гиганты, читать будем на ноутбуке и букридере, а «анахроничные» храмы знаний пропылесосят, выложат изнутри кирпичом из пенопласта и отдадут под молодежные центры с кофейней и детской комнатой. Однако свежие подсчеты (их обнародовали на днях в Российской государственной библиотеке) выявили совсем другие тенденции: вымирание грозит издательским холдингам, которые уже сейчас существенно сдают позиции под натиском онлайновых самиздат-платформ — таких, как Amazon, Wattpad, «ЛитРес».

На сухом языке цифр это означает, что за 2017 год общий доход Amazon превысил 160 млрд долларов, в то время как общемировое книгоиздание заработало только 140 млрд. Для тех, кто до сих пор ассоциирует самиздат с диссидентскими списками и качественной, но неугодной литературой, поясню: этим термином сейчас обозначают коммерческие онлайн-сервисы, на которых каждый может публиковать свои нетленки. Обсценной лексики, жестокости, порнографии можно не опасаться — такое модерируется роботом. Про порно он «знает», но вот литературным вкусом не наделен. В итоге автор выкладывает свое произведение, порой даже недописанное, так сказать, в процессе производства, платит за продвижение, читатель голосует просмотром и лайком, а то еще и скачает за небольшую мзду. Людям, читающим бессистемно и бездумно, это выгодно: гораздо дешевле, чем покупать детектив или дамский роман в магазине. «Писателям» радость: никакой нервотрепки с редакторами, не надо чьи-то пороги обивать!

Если говорить о жанрах, то, конечно, преобладают фэнтези или фантастика про иные миры и звездные войны (заглавия — «Цитадель гордыни» или «Триумф теней»), детективы (о названиях не спрашивайте), женское («В объятиях змея», «Зелье 999», «Самозванка для варвара»). Словом, все то, что когда-то называлось «бульварный роман», теперь удостоено почтительной формулировки: «многофункциональный развлекательный продукт». Почему «многофункциональный»? А потому что мультимедийные платформы легко превратят «хит продаж» в аудиокнигу или сделают по ее сюжету компьютерную игру. Это и называется «омниоканальность», которая, по мнению гендиректора группы компаний «ЛитРес» Сергея Анурьева, «позволит вовлекать в чтение в широком смысле слова нечитающую аудиторию», предлагая ей замену поп-музыке и поп-кино.

А как там у них на Диком Западе? Безусловный самиздатовский лидер в англоязычном мире «Будка поцелуев» Бет Риклз — произведение о разнополых школьниках Эли и Ли, соседях по коттеджному поселку в Южной Калифорнии, родившихся в один день и час. И все бы хорошо, если б в их идиллическую дружбу не вклинился сердцеед Ноа. Дальше какие-то коллизии про порванные штаны, незаладившиеся сто первых свиданий…

Казалось бы, издателям, сторонящимся подобной чуши, пора бить тревогу, но в том-то и соль, что у руля холдингов стоят не поборники высокого стиля, а вполне себе коммерсанты, для которых происходящее просто «вызов времени». Поэтому среди ключевых целей на ближайшее будущее рулевыми нашей литиндустрии называлось в основном «сотрудничество с самиздатовскими платформами и применение их преимущества в своей работе».

Аналитики рынка смотрят на развитие новых форматов «потребления» литературы с вымученным оптимизмом: подкасты, книги-сериалы, книги-чаты — это очень современно. Да и следить за предпочтениями читающих в интернете гораздо проще, чем за теми, кто сидит на диване с фолиантом классики. Уже сейчас диджитал-технологии фиксируют, на каком месте человек остановился в чтении или прослушивании книги, а значит, завтра можно будет проанализировать и эмоции. Что позволит авторам переписывать книги после пилотных продаж, а «легкую» литературу можно будет и вовсе сгенерировать по заданным пользователем параметрам — главный герой, мес-то действия, жанр…

Ясно одно: при таком развитии событий литературному сообществу придется еще долго ждать новых Гоголей и Чеховых. Если они и родятся и даже решатся что-то написать, то едва ли пробьются сквозь пестрый растиражированный интернет-поток всякой мути, текущий под грифом-баннером «Читать модно».

P.S. Логично было бы сказать, что издательствам грозит судьба звукозаписывающей индустрии, рухнувшей в эпоху видеоблогов, — если бы не бумажная книга. Подорожавшая, требовательная к качеству материала, дизайна и верстки — она медленно, но верно движется к статусу предмета роскоши, красивого подарка для ценителей и знатоков. Которым «Маркизу ангелов на планете зеленых обезьян» дарить как-то негоже.

По тексту Дарьи Ефремовой