Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Герои и Героиня, достойные нашего восторга

Герои и Героиня, достойные нашего восторга

image_pdf

Не странно ли – Франц Легар, классик неовенской оперетты, автор знаменитой «Весёлой вдовы» и ещё двадцати сценических шедевров, столь любимых поколениями театралов России, именно в России не имел до настоящего времени развёрнутого о себе повествования. Книга театроведа, известного музыкального критика Александра Колесникова «Оперетты Франца Легара и он сам» (М.: Театралис. 2014. – 424 с.) восполняет этот очевидный пробел в нашей литературе. И делает это столь же содержательно сколь и увлекательно. Книга в известной степени как бы отвечает ожиданиям сразу различных групп читателей.

Автор анализирует новаторский вклад композитора в мировое музыкальное и театральное искусство, создание им авторского театра и стиля. И делается это на примере почти всех главных его сочинений. Но он и не забывает о наполнении темы её особым шармом, ведь речь об Оперетте, о Вене – ч?дном, весёлом городе, который взрастил этот жанр, воспел его в своей культуре и как бы раздал миллионам поклонников по всему свету. Отсюда – сочетание «полезного» для науки с «приятным» для читателя, неравнодушного к веселому жанру. Как только не поносили оперетту, предрекая её скорую гибель и отказывая ей в правах на восторг зрителя. Но она благополучно игнорировала все глупые прогнозы в отношении себя и развивалась. И накопила большую и славную историю. И книга Колесникова это доказывает на примере одного из самых востребованных и поныне композиторов – Франца Легара (1870-1948).

Перед нами первое на русском языке системное исследование о жизни и творчестве классика неовенской оперетты. В нём раскрыта история создания и сценическая судьба оперетт, и тех какие мы знаем, и тех каких мы и не знаем, а только слышали: «Венские женщины», «Решетник», «Божественный супруг», «Весёлая вдова», «Княжеское дитя», «Граф Люксембург», «Цыганская любовь», «Ева», «Петер и Пауль едут в сказочную страну», «Там, где жаворонок поёт», «Голубая мазурка», «Фраскита», «Паганини», «Царевич», «Фридерика», «Страна улыбок», «Джудитта». Музыковеды найдут в ней анализ музыкальной драматургии и сценической эстетики. Историки – широкий социально-истори<wbr>ческий фон, включивший несколько культурных эпох и глобальную смену европейского миропорядка в ХХ-ХХ вв. Практики – увидят подходы к материалу, порой, очень не простому, заключающему в себе помимо пленительных мелодий, острую проблематику, конфликтность, присущую большим и загадочным художникам векаминувшего.

Он именно такой – Франц Легар. Таким сложным и многозначным его изображает Александр Колесников. Видно, что автор увлечен не меньше и его судьбой. И справедливо – мы ничего по-настоящему о нём не знали. Восхищались музыкой, ходили представлекния, но цельного образа не возникало. Сейчас он собран кропотливо, с настоящим исследовательским азартом, но и с эмоциональной составляющей. Без нее – какое чтение!

В книге более ста иллюстраций – редкие исторические фото, портреты кумиров прошлого и настоящего; Вена с её театрами в разные исторические эпохи. Фоторяд будто ведёт самостоятельный и содержательный рассказ, параллельно тексту автора.

Создается впечатление, а может так оно и есть: ранее оперетту в нашей литературе не возвышали! Надо полагать, что это продуманная позиция издательства «Театралис». Поступок как сегодня говорят. И Герой с Героиней – Франц Легар с Опереттой – достойны этого внимания, этого взволнованного, остроумного, порой, напряжённого и всегда уважительного повествования.

Наум Аранович.