Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Российские издатели – о том, как им выйти из кризиса

Российские издатели – о том, как им выйти из кризиса

image_pdf
Книжная отрасль в условиях санкций переживает очередной кризис.
Стоимость печати растет, импорт бумаги приостановлен, а российских мощностей не хватает,
от контрактов с российскими издательствами отказываются иностранные авторы.

Издатели обещают так перестроить производственные процессы, чтобы сохранить детские книги. Фото: Сергей Куксин/РГ

__
Первым о том, что он перестанет печататься в России, заявил в своем Twitter знаменитый фантаст Стивен Кинг. По данным Российского книжного союза, доля иностранных авторов в выручке книжного рынка России составляет около 40%. А доля книг зарубежных авторов на полках книжных магазинов последнее время только росла и сегодня составляет 82% (по данным за 2021 год). Но массового ухода иностранных авторов с российского рынка нет, по заключенным контрактам условия выполняются, а заключается контракт, как правило, на пять лет и более.

“Наш банк попал под санкции, поэтому мы столкнулись с невозможностью платить роялти и покупать права на новые книги, – говорит создатель специализированного комиксового издательства “Бумкнига” Дмитрий Яковлев. – Однако зарубежные издательства и агенты лицензии не отзывают, а, наоборот, присылают материалы для уже оплаченных проектов и пишут слова поддержки”.

Несмотря на трудности, издатели не спешат повышать цены на книги, боятся, что вновь расцветет пиратство, которое успешно победили в последние годы

Главный редактор издательства “Феникс” Алексей Боровиков сообщил, что все начатые иностранные проекты продолжаются по плану. “Были случаи официальных уведомлений иностранных издателей о временной невозможности сотрудничать (то есть начинать новые проекты), о паузе, необходимой для консультаций с авторами, но разрывов отношений по заключенным договорам еще не было”, – говорит Боровиков.

За последние несколько недель стоимость печати на мелованной бумаге выросла на 50%, офсетная печать – на 20%. “В условиях дефицита мелованной бумаги мы сократили производство альбомов и книг на этом носителе и ищем замену тем поставщикам, которые отказались работать с российскими издательствами и типографиями”, – рассказал “РГ” генеральный директор издательства “Эксмо” Евгений Капьев.

В таких условиях единственно возможный выход на рынке – поднять цену на книги. Но издательства пока к этому не готовы: они опасаются, что покупать по высокой цене книги не будут, а значит, расцветет пиратство, которое успешно победили в последние годы. От резкого роста цен отказалось издательство “Эксмо” (повышение составило не больше 15%).

Поднимать цены на уже изданные книги “Бумкнига” также не будет, по крайней мере, до лета. “Отдельная огромная проблема – билингвальные издания, у нас в планах был проект, подразумевающий привлечение квалифицированных иностранных переводчиков, – говорит директор по развитию Объединенного гуманитарного издательства (ОГИ) Леонид Зубарев . – Увеличившаяся вдвое сумма гонорара и ограничения на валютные операции, по всей видимости, заставят нас отказаться от этого издания или, по крайней мере, его отложить”.

Большая часть химии и красок для производства книг поставлялась из Европы (это примерно 30% от стоимости книги в производстве), сейчас многие поставки приостановлены. Отечественные и китайские аналоги могут уступать по качеству. Чтобы найти альтернативу, нужно время. В текущих условиях производственная цепочка перестраивается с постоплаты на частичную предоплату. “Цена многих материалов, закупаемых в валюте, не фиксируется на день выставления счета даже при условии 100% предоплаты, часть вносится в качестве предоплаты, а часть – по факту по курсу ЦБ на день прихода, – говорит начальник производственного отдела издательства “Феникс” Влад Черкашин. – Многие типографии перешли на условия предоплаты от 30 до 70%”.

Если большие издательства настроены оптимистично, то маленьким, региональным издательствам куда труднее. Продажи у севастопольского издательства “Альбатрос”, которое выпускает историческую и туристическую литературу по Крымскому региону, упали на 90%. “На текущий момент мы доделываем издания только по госконтрактам, хотя был очень обширный план выпуска”, – говорит генеральный директор издательства Михаил Новиков.

“Возможно, привычные нам серии сейчас будут видоизменяться в новые форматы, – отметила главный редактор выпускающего детскую литературу издательства “Феникс-Премьер” Нана Бажунаишвили. – Будем отталкиваться от полиграфических возможностей, чтобы по максимуму сохранить детские книжки”.

Генеральный директор издательства “Паулсен” Раиса Неяглова-Колосова считает, что сегодня читателям
следует обратить больше внимания на электронные книги и книги, которые можно будет напечатать “по требованию”.

 Людмила Прохорова, Наталья Соколова