Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone
Подведены итоги проекта «Золотой фонд прессы-2024». Участники получили протоколы с результатами экспертизы своих изданий и рекомендациями. В этой статье эксперты делятся своими впечатлениями о знакомстве с региональными изданиями. Мнения порой противоречивые, но тем более интересные.
Ирина Денисова, доцент кафедры цифровой журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук
Экспертиза российских региональных изданий в рамках конкурса «Золотой фонд прессы» в 2023 году была довольно любопытной, потому как мы анализировали издания в новых политических, юридических и экономических реалиях. Редакции должны были адаптироваться за год с момента проведения прошлого конкурса к новым медиаусловиям. Да, понимаем, что региональная пресса живет иначе, нежели федеральная, во всех отношениях: и финансирование, и администрирование, и техническое обеспечение. Однако уж если назвался груздем, полезай в кузов и будь четвёртой властью.
Тиражи городских и районных газет невелики, да и аудитория сильно уменьшилась по сравнению с золотыми временами, когда пресса была чуть ли не единственным источником местных новостей. Сейчас всё иначе. Чтобы иметь авторитет, региональным газетам надо очень сильно стараться, чтобы обогнать паблики и мессенджеры. Если, конечно, стоит такая задача.
НЕ ТЕРЯЕМ КОРНИ
Из положительного и важного мы отмечает приличное количество партнёрских материалов: лесные пожары, безнадзорные дети, телефонные мошенники, пьянство за рулем, опасность отравления грибами. Эти тексты созданы совместно с соответствующими службами. Почему они важны и нужны? По причине того, что немолодой контингент – пока основная аудитория региональных изданий – должен знать об опасностях, которые его подстерегают. Многие угрозы типа телефонных или интернет-мошенников появились недавно, но проблем людям создали более чем. Как говорится, предупреждён, значит вооружён.
На наш взгляд, выросло количество материалов по истории России и конкретного региона. Это отлично, потому что хватит плодить ментальных иванов, не помнящих родства. Не всё же жить развлечениями. Во-вторых, редакции решают и свои проблемы. Авторов в редакциях часто не хватает, а полосы заполнять надо. Статьи же часто пишут учителя или краеведы. То есть не штатные сотрудники. Штатные имеют возможность заниматься текучкой.
В соответствии с актуальной повесткой много пишут об СВО. Ведь всю Россию коснулось. Рассказывают о героях, живых и павших, о волонтёрах, о врачах, которые уехали в командировки. Посвящают материалы промышленности своих областей, работающей на ВПК. Корреспонденты отдельных редакций выезжают в новые регионы, видят своими глазами всё происходящее.
ПЕРЕСТАНОВКА МЕСТ СЛАГАЕМЫХ
Теперь про минусы. Они повторяются из года в год. Основное — нет критических материалов. Их не может не быть, потому что проблем хватает везде. И об этом надо писать. Но мы видим, что используются пиаровские практики: да, сломалось, но мы строим, восстанавливаем, созидаем. Априори неверный путь. Люди-то всё видят своими глазами. И этот приторный сироп им неприятен на вкус. Пропадает доверие не только к журналистам, но и к власти, которая такие материалы заказывает. Надо учиться не замазывать проблему, а освещать её, искать совместные пути решения. Только синергия даст значимый результат. Журналистам тоже надо уметь отстаивать позицию. Понятно, что все СМИ зависимы от администраций финансово. Но не пытаться нельзя.
Не исчезает проблема с фото. Большинство — постановочные. Хотелось бы видеть «живые кадры». А не те, где люди выстраиваются перед камерой и по команде улыбаются.
Также до сих пор встречается реклама на первой полосе. Понятно, что это самая дорогостоящая для рекламодателей часть газеты. Но публиковать объявления о вывозе металлолома и материалы о войне рядом не очень этично. Можно делать исключения хотя бы для номеров, посвящённым таким событиям. Не всё продаётся и покупается в мире.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ
Много говорим о том, что региональная газета обречена быть универсальной. Нет возможности делать много нишевых изданий в отдельно взятом регионе. Поэтому надо помнить о реальных интересах аудитории. Это не только администрация города или района. Это люди, прежде всего. Мужчины и женщины. Дети и взрослые. Рабочие и крестьяне. Актёры и художники. Хозяйственные женщины и озабоченные ЗОЖ граждане. Им всем надо что-то находить интересное. Одними новостями информационный голод не утолить. Больше должно быть материалов о людях, их маленьких и больших победах и проблемах. Таких земляках, которые своим жизненным путём могут стимулировать молодежь на свершения. Рецепты, игры, очерки, репортажи, мода, спортсмены, забавные сюжеты из прошлого, байки тоже важны. Больше интересантов.
Цифровая сторона региональной журналистики пока не показывает динамики. К сайтам в основном претензий нет. Они сделаны по одному макету. К навигации привыкаешь быстро. Хотя и встречаются варианты с размытой рубрикацией. Где материалы размещают как получится.
МАСЛО МАСЛЯНОЕ
Не выдающаяся ситуация со страницами в социальных сетях. Хорошо, что наконец-то наши местные издания покинули иностранные соцсети, которые им не могли по определению приносить никакого профита. Только отнимали время у сотрудников. Однако и на внутренних платформах особо о себе не заявили. Потому что не знают как. Ну как это не обновлять страницу с 2018 года? В наше-то время, когда информация распространяется мгновенно. Недостаточно просто выкладывать ссылки на сайт. Задача какая — повысить активность аудитории, установить обратную связь. Или редакциям это не особо надо? А ведь надо, потому что, во-первых, это реальный социологический срез, во-вторых, оценка работы местной власти и журналистов, в-третьих, темы, в-четвёртых, повышение социальной активности населения. Для этого нужен диалог. Я видела успешные страницы СМИ в соцсетях, где SMM-редакторы общаются с читателями, обсуждают, отвечают. Это реально работает. И конечно, надо для каждой платформы контент адаптировать. Не стоит одно и то же выкладывать. Падает заинтересованность аудитории. Она ищет альтернативную информацию. Вроде подписчики есть, а отдачи от них нет. Если комментариев и лайков мало, значит, редакция не до конца понимает, что важно читателям. Ваша потенциальная аудитория — молодежь. Она более пассионарна, чем средний возраст. Стоит ориентироваться на них тоже. Игры, конкурсы, розыгрыши — эти приёмы повысят посещаемость аккаунтов. Также стоит использовать все возможные форматы, которые предоставляет ресурс. Если это Телеграм, то кроме текстов есть и кружочки, и карточки. Если RuTube, то короткие и длинные видео, если Дзен, то большие тексты и прочие радости.
В целом задачи все посильные. Наверное, нужны компетентные люди, чтобы это сделать. И, конечно, финансы, чтобы провести обновление. Главное — не сидеть на месте, а разбираться в нюансах и действовать.
Александр Колесниченко, доцент кафедры цифровой журналистики факультета журналистики МГУ
Основное впечатление от изданий, представленных на конкурс, — это сильнейшее несоответствие между формой и содержанием. Дизайн почти у всех современный с продуманной композиционно-графической моделью, высокой иллюстративностью и без нечитабельных «кирпичей». Многие редакции активно ведут страницы в соцсетях с постоянным обновлением и с числом подписчиков, сопоставимым или даже превышающим тираж печатной версии. Помимо «ВКонтакте» и «Одноклассников» все больше СМИ заводят каналы в Телеграм и в Дзен. Некоторые регулярно снимают видео, в том числе популярные у молодежи короткие ролики.
Но в содержательном плане продолжает доминировать презентационная журналистика мероприятий, когда информационная повестка сводится к тому, что провели совещание, выступили на церемонии, побегали на соревнованиях и сплясали на концерте. Очень мало собственных тем, возникших из наблюдений журналистов и обращений граждан. Очень мало попыток разобраться в сути происходящего, а не просто ретранслировать сказанное с трибуны. При изобилии публикуемых иллюстраций живых среди них также меньшинство, а доминируют реликты советской прессы: «паспортное фото», «человек труда» и «расстрельная команда». Многие районки активно пишут про местных жителей, но получается обычно наградной очерк, икона или лубок, но не реальный живой человек со всеми сложностями и противоречиями его судьбы.
Чтобы выжить в современной сверхконкурентной медийной среде, нужно производить гораздо более качественную журналистику. Ту, которая глубоко исследует и корректно отражает реальность. Журналистика ритуалов, когда сущее подменяют должным, обречена. И если вы ограничены в возможности оценивать происходящее, то хотя бы публикуйте побольше фактов, из которых думающий человек все поймет.
Юлия Черешнева, доцент кафедры цифровой журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук
Все большему числу изданий удается сосредоточиться на производстве уникального контента. В этом году однотипные отчетные материалы с различных официальных мероприятий уходят на второй план, уступая место объемным интересным авторским текстам. Газеты стараются формулировать свое мнение по каждому актуальному вопросу, давать на него ответы, заставляют читателя задуматься, предоставляя качественные журналистские материалы с проработанной темой и эксклюзивной информацией. В бумажных версиях газет наблюдается возрождение «длинного» чтения и акцент на «разъяснительную» журналистику в связи с потребностями аудитории. Это пример того, что бумажные газеты возвращают свои позиции и по-прежнему могут конкурировать с цифровыми изданиями.
Сайты некоторых газет стараются использовать современную подачу информации на главной странице. Заметна работа над усовершенствованием интерфейса. Но работу с аудиторией через социальные сети стоит усиливать и выстраивать, адаптировать тексты для социальных сетей, давать обратную связь, используя существующие инструменты, а именно: проводить опросы, конкурсы, розыгрыши призов (в период подписной кампании, например), мотивировать аудиторию на то, чтобы читатели активно присылали собственный контент, вовлекать в интерактивные проекты.
Екатерина Синякова, преподаватель факультета журналистики МГУ, бывший выпускающий редактор ТАСС
Пару лет назад придумала для себя игру и теперь с локальными изданиями знакомлюсь только так. Открываю «Википедию». Что там у нас? Баймакский район? Поехали! География, история, экономика, культура… Какие сферы развиты, какие нет, что открыли, а что закрыли, что наполняет бюджет, а что отбирает, кем и чем гордятся здесь люди, а что им (помимо ям на дорогах) мешает жить. А потом соцсети — вот уж где про ямы узнаешь все и даже чуть больше!
И только после этого — местная газета. Похожа она на ту территорию, о которой пишет, совпадает ли ее повестка с реальностью, а проблематика — с тем, что действительно беспокоит людей, или на страницах только про СВО, планы по нацпроектам и «одобрямс» местных чиновников в связи с посланием президента?
Так что же теперь, спросите вы, про СВО не писать? Писать. Но только то, что люди не могут узнать ни из федеральных, ни из региональных СМИ. Писать о том, как вернулся c фронта житель села N, как живет многодетная семья Петровых, у которых пока никто не вернулся или, не дай Бог, не вернется никогда, про то, как (не)помогают им местные власти. Но только не надо сообщать читателям то, что они уже узнали по Первому каналу! Ибо Первый канал сделает это явно быстрее и лучше местного издания. Но есть то, в чем локальные медиа однозначно сильнее — это локальная повестка. По своему опыту работы в глубинке знаю, какими бесценными сокровищами знаний обладают местные журналисты.
…Был у меня на заре журналистской карьеры шеф. Когда я возвращалась в редакцию после очередного мероприятия, он внимательно выслушивал отчет, а потом смотрел, что из этого я передала на ленту агентства. «Все ясно, — говорил он. —Ты все знаешь, но никому ничего не расскажешь».
Так вот, самые успешные локальные издания этого года отличает, на мой взгляд, одно качество — щедрость, готовность делиться с читателями. Их авторы не живут какой-то отдельной от газеты жизнью, в которой они узнают новое, получают опыт, путешествуют, в конце концов, а потом на газетных полосах рассказывают про какую-то альтернативную вселенную, в которой «район N динамично развивается, и уже в ближайшую пятилетку благодаря нацпроекту» и т.д. и т.п. Есть что-то искреннее, живое, настоящее в этих газетах. И аудитория отвечает взаимностью — пишет в редакцию, участвует в конкурсах, комментирует посты.
Мне кажется, это удачная контент-стратегия, которую местной прессе, зажатой в тиски муниципального и регионального финансирования, хорошо бы максимально масштабировать. Можно сколько угодно критиковать районки за отсутствие острых материалов, замалчивание проблем, несовпадение их повесток с социально-экономическими реалиями, но факт остается фактом: в условиях зависимости от госбюджетов локальная журналистика может быть только пасторальной. Но аффилированность с властями еще не означает автоматическое «обюрокрачивание» газеты. Те, кому удается этого избежать, выигрывают.
Соглашусь, что теоретизировать на эту тему достаточно просто – сложнее в ежедневном режиме справляться с необходимостью освещать бесконечные заседания и совещания и не превратить при этом газету в антологию канцеляризмов. Единственной прививкой, на мой взгляд, от «журналистики мероприятий» может быть разнообразие источников информации: чем их больше, тем крепче иммунитет. Главное, чтобы это разнообразие было не мнимым, когда в статье ссылаются на начальника департамента и трех его заместителей, а реальным – три эксперта, два представителя бизнеса, два депутата и только один чиновник. Газете, которая хочется оставаться интересной для читателя, в современном мире никак нельзя ограничиваться локальными спикерами – в цифровой реальности их выбор просто неограничен. Возможно, кто-то из коллег в регионах постесняется позвонить или написать эксперту федерального уровня, но в действительности, если это разумный эксперт, он будет понимать ценность такого запроса и не отнесется к нему пренебрежительно.
Про ИИ и нейросети сегодня не говорит только ленивый, но нужно признать: это серьезный инструмент повышения эффективности и качества работы. Недавно мне удалось познакомиться с проектом информагентства Associated Press по применению ИИ в локальных редакциях. Примечательным мне кажется сам факт существования такого проекта: мировой гигант новостной индустрии (коммерческое, кстати говоря, предприятие) бесплатно обучает журналистов небольших провинциальных изданий, помогая им повысить прибыль и стать более интересными для своей аудитории. Хорошо бы, чтобы и наши государственные СМИ почувствовали для себя необходимость такой миссионерской деятельности. Ведь локальная журналистика – это бесконечный источник новостей, которые действительно интересны людям.
РЕЗЮМЕ: