Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Чего россияне страшатся больше?

Чего россияне страшатся больше?

image_pdf

Страх быть укушенным бродячей собакой самый острый в соцсетях. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Оказывается, больше роста цен и гонки вооружений люди боятся укуса бродячих собак. Таковы итоги “Национального индекса тревожностей” – первого рейтинга тревог и фобий россиян, составленного КРОС (Компания развития общественных связей). За основу рейтинга брались новости СМИ и жизненный опыт сограждан.

По итогам первого квартала 2019 года, в медиапространстве преобладали такие страхи, как “взрыв газа в домах”, “рост цен” и “гонка вооружений”. Однако когда та или иная фобия пропускается через жизненный опыт – у социологов есть “индекс приживаемости фобий” – то оказывается, что люди больше боялись иных вещей – собак, ухудшения экологии.

Страх укуса собакой, при всей нечувствительности к этой теме СМИ, в больших регионах активно обсуждается в соцсетях. Людей беспокоят стаи собак и отстутствие средств в местных бюджетах на их стерилизацию. Экология – качество воды, чистота воздуха и угроза вырубок парков под элитное жилье в СМИ прошли почти незамеченными. А сети “бурлят”.

Личные и локальные проблемы не получают широкого освещения в СМИ, но при этом глобальные проблемы их все равно не вытесняют

– В КРОС вышли на “серую зону” фобий граждан, – комментирует гендиректор Центра социального проектирования “Платформа” Алексей Фирсов. – Текущие социологические опросы не настроены на выявление личных тревог, и пресса не может формировать информповестку, опираясь на частную жизнь граждан. Но человек постоянен в тревогах – относительно образа будущего, быта, карьерных возможностей. Наша задача – научиться описывать тревоги, поскольку эмоции определяют наши социальные реакции.

Социологи выявили интересную тенденцию – личные и локальные проблемы не получают широкого освещения в СМИ, но глобальные проблемы их все равно не вытесняют. Так, война-выборы на Украине и гонка вооружений, если их пропустить через личный опыт, являются скорее псевдофобиями. Украина в соцсетях почти не обсуждается. Фобия гонки вооружений тоже живет в медиапространстве и не живет в соцсетях.

– Социальные сети – не только часть жизни, они стали маркером общественного отношения, – считает директор по медиапроектам КРОС Петр Кирьян. – Однако то, что люди пишут о важном для них, не попадает в поле зрения классической социологии. Останавливая внимание на частных фобиях и тревогах людей мы можем увидеть сквозь них контуры надежд и ожиданий.

Так социологи “нащупали” метод анализа, способный относительно объективно оценивать настроения,
то есть – снимать тревоги.

По тексту Владимира Емельяненко