27 февраля в Белом зале Союза журналистов Москвы по адресу: Никитский бульвар, дом 8А в 14.00 состоится Круглый стол на тему «Фейки: методы борьбы с ними в российских СМИ».

В условиях обострения информационного противоборства фейковые новости стали инструментом проксигибридной войны, одним из опасных явлений современности. Но еще в VI—V веках до нашей эры в древнекитайском трактате военачальника Сунь Цзы «Искусство войны» утверждалось, что «война — это путь обмана». А сегодня весь так называемый цивилизованный мир построен на фейках и тотальной лжи. Это особенно проявилось в условиях Специальной военной операции, которую Россия проводит на Украине. Для распространения дезинформации Запад использует не только высокотехнологические средства передачи информации, но и целую тайную армию специалистов, действующих, в том числе и в киберпространстве. В работе Круглого стола в СЖМ принимают участие ведущие военные аналитики, эксперты, психологи и политологи.

Круглый стол Фейки: методы борьбы с ними в российских СМИАлексей Петрович Леонков, известный военный аналитик, редактор издания «Арсенал Отечества», участник рейтинговых телешоу, на конкретных примерах препарирует фейки, касающиеся СВО, и рассмотрит методы их разоблачения и противодействия. По его мнению, сейчас гибридная война переместилась в мировую сеть. С появлением спутников группировки Илона Маска по раздаче бесплатного интернета на всем постсоветском пространстве, мы рискуем уступить в этой войне, если заранее не займем в сети собственный плацдарм. Стоит учитывать и то, что все самые популярные сервисы Интернета — Google, YouTube, Telegram, FaceBook, Twitter, Instagram — находятся полностью под контролем Агентства национальной безопасности США. Не стоит расслабляться и поводу якобы наших соцсетей, таких как ВКонтакте и Одноклассники — они тоже не под российским контролем, только через «прокладки».

Первое, с чем сталкивается общество при появлении фейков — это запоздалая реакция органов власти: между появлением фейка и первой реакцией на него всегда проходит, как минимум, несколько часов, или даже дней. Вместо того, чтобы сразу брать инициативу в свои руки и не давать завладеть ею фейку, власть молчит — в странной надежде на то, что возникшая проблема, может быть, сама рассосется.

Второе, это отсутствие возможности у граждан проверить достоверность «фейка» собственными силами, т.к. зачастую фактология фейка состоит из набора видео, фото, сканов «документов», аудиозаписей, текстовой информации от «свидетелей» и т.д. К тому же в нашем обществе пока устойчив нарратив, что по «телевизору все врут», а «в газетах не пишут правды». Поэтому «фейк» находит благодатную среду для своего действия.

Чтобы исключить это, наше государство уже приняло Федеральный закон №32 о поправках в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а 7 февраля Совет Федерации одобрил закон о конфискации имущества за распространение фейков об армии и призывы к антигосударственным действиям.

Руководителей госорганов, неоперативно реагирующих на «фейки» можно понять: они не всегда имеют право делать публичные заявления до того, как проект заявлений прошел все инстанции и был согласован на самом верху (пока на него не легли все разрешительные резолюции). А на согласование нужно время. Фейку же не нужны согласования вышестоящих инстанций — от момента его разработки до вброса в публичное пространство может пройти час, а, может, и того меньше. Но при том важно понимать, что бездействие и даже просто промедление уполномоченных чиновников в условиях фейковой атаки — это такое же должностной проступок и признак неполного служебного соответствия, как преступная халатность или преступная неосторожность.

Алексей Леонков рассматривает несколько способов эффективного противодействия фейкам.

  1. Удар на упреждение (если атака только готовится). Если информационная атака только готовится (и у органов власти есть информация об этом), то лучший способ сделать так, чтобы эта атака так и не началась — нанести удар на упреждение: сбить фокус внимания граждан с будущего информационного инцидента (повода), вокруг которого будет создаваться ажиотаж. Если перед самым началом атаки переключить внимание граждан на другой резонансный повод (или сразу несколько поводов), атака так и не начнется.
  2. Перехват информационной повестки (если атака уже началась). Начинается с немедленной публикации в СМИ и сетях официальной позиции компетентного органа власти, вносящего полную ясность в инцидент и не оставляющей пространства для инсинуаций; затем — регулярное динамичное насыщение информационного пространства сухими фактами, цифрами, которые можно проверить.
  3. Внедрение собственной информационной повестки (если перехват повестки уже осуществлен). Если повестку удалось перехватить, то следующим шагом становится внедрение в массовое сознание граждан собственной информационной повестки, задающей, в том числе, и собственные правила информационной «игры».

Помимо этого, необходимо продолжать работать над цифровым суверенитетом с созданием центров кибербезопасности — объединяющих усилия не только силовых ведомств, но и всех СМИ, в которых есть аналитические отделы, а также IT-индустрии, разрабатывающей программы информационной безопасности на отечественном ПО. Необходимо готовить кадры, в том числе в волонтерской среде.

Не лишним было бы это совместить с разработкой российской идеологии и с работой над этикой гражданина Российской Федерации, которые должны сформировать устойчивые нарративы среди граждан РФ, по многим животрепещущим темам, которые становятся целью фейковых новостей.

Круглый стол Фейки: методы борьбы с ними в российских СМИВиктор Николаевич Литовкин, полковник в отставке, военный обозреватель рассмотрит фейки как форму информационнно-психологической агрессии и способы борьбы с ними. Главный способ противодействия вражеским фейками — глубокое знание предмета, информационная погруженность в соответствующую обстановку, здравый смысл и умение аналитически мыслить. Важно также донести до читателей, зрителей и слушателей правду факта, защищающую национальные интересы нашей страны.

 

Круглый стол Фейки: методы борьбы с ними в российских СМИВасилий Юрьевич Фатигаров, капитан I ранга, военный эксперт считает, что борьба с фейками, под именем «контрпропаганда» была и будет всегда. Информационная борьба ведется до и в процессе вооруженного конфликта, и после него тоже. Она ведется на самых разных уровнях, самыми разными способами. При этом важно донести до адресной аудитории свою информацию и подать ее так, чтобы безоговорочно поверили.

Примером филигранной работы на высшем уровне стало интервью Президента РФ Владимира Путина известному американскому журналисту Такеру Карлсону. И организация, и реализация этой акции выше всех возможных оценок. Ее резонанс нам еще только предстоит оценить в полной мере.

Василий Фатигаров проанализирует программу «Антифейк», выходящую на Первом канале и телеграм-канал «Война с фейками». По его мнению враг иногда создает качественный и потому опасный информационный продукт, но чаще берет массовостью, наглостью и напором. И этому надо уметь противостоять.

 

Круглый стол Фейки: методы борьбы с ними в российских СМИАлексей Валерьевич Захаров, военный психолог с точки зрения психологии рассмотрит фейк как инструмент информационно-психологического манипулирования. Важно понять, что такое правда и ложь в информационном процессе. По его мнению, нужно не только реагировать на фейки, но и использовать их в своих целях.

 

 

На Круглый стол приглашаются эксперты и ученые, представители СМИ, военные корреспонденты, студенты факультетов журналистики. Вы узнаете много новых фактов, будет впервые раскрыта эксклюзивная информация по этой крайне актуальной теме. Ждем вас в Белом зале СЖМ!

Аккредитация на Круглый стол по телефонам 8-985-773-02-10 (Черненко Наталья Николаевна) и 8-916-705-34-68 (Караваева Галина Ивановна).

 

Проект реализуется при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.

Круглый стол Фейки: методы борьбы с ними в российских СМИ Круглый стол Фейки: методы борьбы с ними в российских СМИ

 

 

 

 

 

 

Интернет-сайт зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 29 сентября 2006 г.
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25832.
Учредитель: Общественная организация «Союз журналистов Москвы».
QR Code Business Card