Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Номер не пройдёт. В России киоски с газетами вытесняются табачными ларьками

Номер не пройдёт. В России киоски с газетами вытесняются табачными ларьками

image_pdf

Для тысяч наших читателей привычный ритуал среды — отправляясь на работу или по другим делам, купить по пути номер «АиФ».

Увы, во многих городах этой традиции приходит конец — под предлогом «осовременивания» торговых точек там закрывают киоски. В Омске борьбу за них пресса проиграла, в Кузбассе с трудом, но удалось отстоять право людей на доступ к проверенной информации. А в Перми спор в самом разгаре

Пермь: борьба за жизнь

В Перми уже несколько лет вводят запреты на размещение киосков в том или ином районе. А впереди новая беда. «Предлагается запретить размещать так называемые нестационарные торговые объекты (НТО), а попросту газетные киоски, на муниципальных землях ближе 10 м от остановок и на тротуарах», — рассказывает директор ООО «Эфир-медиа» (газета «Эфир») Дмитрий Оксюта.

У остановок и на тротуарах стоят 53 из 65 газетных киосков города. По словам Оксюты, предложенный проект постановления противоречит федеральным законам (о торговле, о защите конкуренции, о сред­ствах массовой информации) и ограничивает деятельность бизнеса. «Он создаёт прямую угрозу существованию СМИ. Читатели останутся без привычного источника информации, а это нарушение конституционного права. Бюджет Перми тоже пострадает. Ведь плата по заключённым с владельцами газетных НТО договорам поступает в казну», — говорит главред.

В краевом минпромторге утверждают, что цель изменений — привести региональное законодательство в соответ­ствие с федеральным. А ещё, дескать, новый запрет позволит сделать городскую среду более комфортной. «Возможным будет размещение НТО на тротуарах шириной 3 м и более. Владельцы киосков продолжат работу на прежних местах до истечения сроков договоров аренды, либо им предложат альтернативные участки», — сообщил зампред правительства Пермского края Алексей Чибисов.

По его словам, мест для мелкой торговли в Перми станет больше, так что права предпринимателей не будут ущемлены. Но ведь важно и то, где именно выделяются эти места. Будет ли там кому покупать газеты?

Борьба с киосками в Перми активизировалась в 2018 году и пошла по всем фронтам. Власти приняли нормативные акты, запрещающие размещать точки продажи прессы на автостоянках, во дворах домов и на других территориях. Менялись требования к внешнему облику и размерам павильонов. Владельцы старались соответствовать. Но регулярно покупать новый киоск не всем по карману. Также чиновники решили убрать торговые точки с центральных улиц, которым присвоили статус объектов культурного наследия. Параллельно шёл процесс вытеснения павильонов с муниципальной земли. Взамен участ­ков в центре власти предлагали точки, к примеру, по дороге на кладбище…

Кузбасс: пока ничья

В 2019 году торговцы газетами, а вместе с ними и наши читатели в Новокузнецке схватились за голову: участки, на которых продавцы годами работали, а люди покупали прессу, местные власти выставили на продажу. И начальная цена на право аренды выросла в 10–40 раз! Одна из двух сетей по продаже прессы не выдержала конкуренции и закрылась.

По словам гендиректора АО «Инфодом» Данилы Алтухова, продавцам тогда помогла широкая кампания в самих газетах и журналах. «АиФ» тоже активно вступился за интересы читателей. Сейчас в схему киосков Новокузнецка добавили специализацию «продажа печатной продукции», и ситуация нормализовалась.

Но всё равно число киосков сокращается: в 2020 году у новокузнецкой «Союзпечати» их было 63, а сегодня — 46. «Где-то убирают под тем предлогом, что павильоны стоят на коммуникациях. Могут дать компенсационное место, но на отшибе. Да, с точки зрения закона всё чисто, количество мест для прессы формально не уменьшилось. Однако важно не только количество, но и востребованность этих мест», — объясняет Алтухов.

Омск: Пресса проиграла

Ежедневно в редакции «АиФ в Омске» раздаётся звонок с горестным вопросом читателя, где теперь покупать газету. «Киоски „Дилижанс“ почти все закрылись. Был один недалеко от дома, но, говорят, стал нерентабелен, — сетует омич Иван Емельянович. — На почте за газетой не достоишься. Пробовал выписывать домой — не приносят из-за отсутствия почталь­онов. В общем, приходится отказываться от печатной прессы».

«Печатка» в Омске формально развешана на витринах нескольких магазинов, торгующих принадлежностями для курения. В подобные заведения ходят совсем не за газетами. Но в районах области нет даже такой возможности. И купить газеты фактически негде. Захотят хозяева сельских магазинов — возьмут их на продажу. Не захотят — выкручивайтесь как хотите. Можете, например, как 100 лет назад, читать прессу в библиотеке. Если, конечно, она там вообще существует и выписывает газеты.

Павильоны стали вытеснять с муниципальной земли. Взамен участков в центре власти предлагали точки по дороге на кладбище.

Киоски раздора

Михаил Чкаников, главный редактор «АиФ»:

— «Аргументы и факты» — самая популярная газета в стране, у нас большая аудитория, и она растёт. То есть мы людям нужны, нас хотят читать. Но, к сожалению, при всей востребованности «АиФ» его стало сложнее купить, как и другие издания. Просто негде: в некоторых районах киосковая сеть перестала существовать. Мест­ные чиновники кивают на что угодно: мол, снос киосков создаёт комфортные условия для горожан, а информацию можно читать и в сети. Но позвольте, если убрать киоск из людного места и вывезти на окраину — это разве создаст удобства? А про потребление информации через сеть хочется сказать отдельно. Цифровизация — мировой тренд, и наша страна, а вместе с ней и «АиФ», отнюдь не в отстающих. Но почему нужно отказываться от того, к чему привыкли старшие поколения, уничтожая привычный образ потребления информации — с бумажного листа? Не подогревает ли это конфликт поколений отцов и детей, причём там, где его можно избежать? Кому сейчас выгодны такие конфликты?

Короче — не ломайте киоски, это дешевле, чем бороться с последствиями поверхностных решений.