В Петербурге открылась выставка фотографа Моисея Наппельбаума
В Петербург впервые привезли работы легендарного советского фотографа. Выставка «Моисей Наппельбаум. Портрет эпохи» открылась в KGallery на набережной реки Фонтанки.
Около 70 портретов выдающихся деятелей культуры, науки и политики предоставила The Borodulin Collection. Впервые в Петербурге организована такая масштабная выставка работ основоположника художественного и психологического фотопортрета. Приурочен проект к 150-летию со дня рождения фотографа.
— Это не только дань памяти творчеству и таланту Моисея Наппельбаума, но и рассказ об ушедшей эпохе. Под каждым портретом есть информация о выдающейся личности, рассказано о том, как складывалась его судьба, какой след оставил человек в истории, — отметила Майя Кацнельсон, куратор проекта, основатель Центра белорусско-еврейского культурного наследия. — Также мы привезли ранние работы мастера минского периода (это копии, оригиналы находятся в ветхом состоянии) из фондов Национального исторического музея Республики Беларусь и Национального исторического архива Беларуси.
Моисей Наппельбаум был «салонным фотографом», а еще обслуживал Смольный, Музей Революции, Государственное издательство, носил титул «кремлевский фотограф». Он создатель первого официального фотообраза Ленина. Выполнял портреты Сталина, Луначарского, Куйбышева, Жданова, Буденного. Ему позировали и летчик Чкалов, и физик Ландау, и балерина Уланова, писатель Максим Горький, режиссеры Мейерхольд, Ромм…А сколько композиторов! Шостакович, Прокофьев, Фрадкин, Соловьев-Седой… Музыка Прокофьева, Шостаковича звучит фоном на вернисаже.
Вот на фото улыбаются Борис Эдер, известный цирковой артист, дрессировщик хищных животных, Василий Качалов, театральный актер и педагог. А эстрадный артист Леонид Утесов — серьезный, задумавшийся, держит незажженную папиросу…Строгий профиль Анны Ахматовой. «Получился портрет-камея, — писал фотограф. — Сама модель всякий раз подсказывает прием для ее изображения».
Портрет Сергея Есенина, сделанный в 1924 году в фотостудии. Поэт отказался снять шубу и не захотел сесть в предложенное ему кресло. Позу придумал сам — и фотограф не стал спорить. Здесь можно увидеть и фотографию Есенина на смертном одре в ленинградской гостинице «Англетер» (1925 год).
— Сколько известных портретов! Многие мы видели в наших школьных учебниках, а то, что их сделал Моисей Наппельбаум — не знал, — воскликнул один из посетителей.
Выставка — не только дань памяти творчеству и таланту мастера, но и рассказ об ушедшей эпохе
Наппельбаум любил снимать Бориса Пастернака, поместил его портрет в свою книгу «От ремесла к искусству», уже был готов тираж (две тысячи экземпляров), а в это время началась травля писателя, и сыну ушедшего из жизни фотографа пришлось договориться с издателями, и целую ночь вырывали страницы с портретами Пастернака, Ахматовой, Михоэлса. Книга 1958 года, первое издание, представлена на выставке — с объяснением, почему нарушена нумерация страниц.
А вот и сам фотограф — в окружении танцовщиц. Внешне колоритный, с бородой. Рассказывают, что он носил шляпы, береты, бархатные пиджаки, пелерины, похожие на старинные плащи.