Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Мы свой, мы новый мир построим…

Мы свой, мы новый мир построим…

Арбитражный суд города Москвы удовлетворил 4 февраля в полном объеме иск Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии к федеральным и московским властям о «возвращении церкви» части 4-этажного здания на Пушкинской площади (Малый Путинковский переулок, 1/2). Именно в этой части располагается редакция легендарного журнала «Новый мир», судьба которого теперь повисла на волоске.

Этот судебный процесс из рубрики «Церковь против культуры» стал пока крупнейшим успехом на посту председателя ФХУ МП митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия (Депутатова). 40-летний иерарх развил бурную деятельность, встретившись за год почти со всеми крупными федеральными и московскими чиновниками, имеющими отношение к имущественным и земельным вопросам. Заручившись определенной поддержкой, в июне прошлого года он подал иск к департаменту управления имуществом города Москвы и Росимуществу (спорная недвижимость площадью 931 кв. м поделена между Россией и Москвой). В обоснование исковых требований ФХУ МП ссылалось на закон № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…».

В законе есть туманная статья 2, где к имуществу религиозного назначения отнесены объекты, построенные для обеспечения монашеской жизни. Здравый смысл и формальная логика подсказывают, что речь идет, скажем, о кельях, трапезных или мастерских, где, соответственно, живут, питаются и трудятся монахи. Но в Московской патриархии решили придать статье максимально широкое толкование. В спорном доме, пишет глава Правового управления патриархии игумения Ксения (Чернега), «имелись квартиры, сдаваемые монастырем в найм для получения дохода в целях обеспечения монашеской жизнедеятельности», поскольку дом этот был построен в 1912 году именно как доходный (коммерческий) на землях Страстного монастыря, извлекавшего из него доход. (Монастырь полностью разрушен в 1937 г., теперь на его месте Театр мюзикла.)

Но, следуя такой логике, при желании любое явление жизни может использоваться «в целях обеспечения монашеской жизнедеятельности», особенно если в ее основу не положены обет нестяжания и добровольная нищета.

Департамент имущества Москвы, сыгравший с патриархией в поддавки и без сопротивления «проигравший» процесс, передал помещения в спорном доме «Новому миру» по договору безвозмездного пользования. Теперь редакции надо договариваться с новым собственником на его условиях.

История дома довольно запутанна. По одной из версий, еще до революции монастырь был лишь одним из «акционеров», прибыли из сдачи помещений в найм извлекали и другие арендодатели. После революции здание стало обычным жилым домом, но в 1957-м жильцов расселили, чтобы разместить в доме администрацию Всемирного фестиваля молодежи. По окончании фестиваля, с начала 60-х, дом стал редакционным — помимо «Нового мира» в него заехали журналы «Новое время», «Вопросы истории» и ряд отраслевых. В 90-е помещения мелких редакций были приватизированы. При Алексии II патриархия ставила вопрос о возрождении Страстного монастыря, но не претендовала на чисто гражданский дом.

Почитатель и автор «Нового мира» протодиакон Андрей Кураев называет это «оскорблением религиозных чувств «ордена интеллигенции», к которому он принадлежит. «Были времена, когда патриарх Алексий дорожил контактом с Сергеем Залыгиным, главредом «Нового мира», — вспоминает Кураев. — Ныне же в церковно-синодальной верхушке нет людей, читавших этот журнал. Они не слушали Высоцкого и Галича. Их душа не болела вопросами личного нравственного выбора».

Как отмечала «Новая», к патриархии отошел памятник, где прошли последние шесть лет жизни и редакторской работы Твардовского, куда Солженицын приносил романы «В круге первом» и «Раковый корпус», где постоянно бывали Федор Абрамов, Борис Можаев, Сергей Аверинцев, Юрий Трифонов, Василь Быков, Чингиз Айтматов, Фазиль Искандер, Василий Аксенов, Андрей Вознесенский.

«Новый мир» вложил свои деньги и в ремонт помещений, договор пользования которыми истекает в 2024 г. Ксения (Чернега) как будто обещает подписать этот договор на прежних условиях, но вот что будет после 2024-го? Трудно предположить, что патриархия стала бы вызывать на себя огонь негодования культурного сообщества только ради того, чтобы стать новым меценатом «Нового мира». Журнала, с точки зрения церковных консерваторов, либерального, а значит, не близкого суровым «традиционным ценностям» государственной церковности.

По тексту Александра Солдатова