Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » На выставке в Гослитмузее поэт встречает посетителей в девяти образах.

На выставке в Гослитмузее поэт встречает посетителей в девяти образах.

image_pdf

Говоря по-молодежному, Владимир Маяковский был self-made man, то есть в буквальном смысле сделал себя сам. Возможно, поэтому его личность, драйв его поэзии, эта энергетика и сегодня так близки юным умам. Убедиться в этом можно на выставке «О разных Маяковских», приуроченной к 130-летию поэта.

Мы говорим его фразами и даже не задумываемся, кому они принадлежат: «Я — поэт. Этим и интересен», «ешь ананасы, рябчиков жуй», «светить — и никаких гвоздей», «а вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб», а музыканты разных поколений — от рокеров до рэперов — соревнуются в исполнении песен на его стихи. Такой разный, но такой один. Да он и сам прекрасно понимал это.

Мы говорим его фразами и даже не задумываемся, кому они принадлежат: «Я — поэт. Этим и интересен», «ешь ананасы, рябчиков жуй», «светить — и никаких гвоздей», «а вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб», а музыканты разных поколений — от рокеров до рэперов — соревнуются в исполнении песен на его стихи. Такой разный, но такой один. Да он и сам прекрасно понимал это.

Следом — образ «человек в облаках». Не трудно догадаться, что речь здесь о лирике. В центре — легендарные парные кольца Владимира Маяковского и Лили Брик. Зная, что одним из ласкательных имен Лили Юрьевны было киса, любопытно, что в витрине, где выставлены кольца, тень причудливым образом рисует образ кошки. Представлен на выставке и образ «щен». Вообще-то это имя собаки, найденной Маяковским в Пушкине, но в одном из писем к поэту в марте 1918 года Брик называет его своим «щенком», а месяцем позже Маяковский впервые подписывает письмо ей рисунком песика. Так щен стал ласкательным именем Маяковского. И на выставке можно поразглядывать записки Лиличке, где вместо подписи — собачка.

«Будетлянский силач и Новый Ной», «не для денег родившийся», «людогусь», «человек большого РОСТА», «вырабатывающий счастье», «непонятный массам» — каждый образ на выставке получил материальное воплощение благодаря уникальным экспонатам, текстам самого поэта, а также современным арт-объектам и инсталляциям. Из редко выставляемых вещиц — 7 (из 70 сохранившихся) записных книжек Маяковского: хрупкие страницы, исписанные карандашом.

Отношение к личности и поэзии Маяковского на протяжении ХХ века было контрастным. Экспозиция затрагивает и тему истории интерпретаций его жизни и творчества.

Куратор выставки, заведующая отделом «Музей истории литературы ХХ века», Лариса Алексеева и художник Анна Колейчук в унисон говорят, что хотели показать не академического Маяковского, а живого человека, личность, поэта, который отзывается в сердцах и современных читателей, и в образах современных художников. «Какой мой любимый Маяковский?» — интересуются посетители у Алексеевой. — «Я люблю его всякого. Он у меня на кончиках пальцев. Мне в семь лет подарили книжку «Маяковский детям», с тех пор мы и не расстаемся». «Нет другого поэта, который так искренне, полно и на равных разговаривал бы с читателем. Говоря словами самого Маяковского, которые он писал Брик, «если ты меня любишь, значит ты со мной, за меня, всегда, везде и при всяких обстоятельствах». И я тоже за всякого Маяковского», — вторит Алексеевой Колейчук.

Покидая выставку, думаешь, как же вторично то, что мы делаем сегодня. Сто лет назад Маяковский придумал интерактивную выставку — он очень хотел, чтобы люди приходили и могли не просто посмотреть экспонаты, но и пощупать их, прикоснуться к искусству, научиться чему-то новому… Поэтому и сам был там зачастую живым экспонатом.

Чеканные строчки стихов Маяковского в памяти звучат сильнее, чем многое из написанного сегодня, а его знаменитые рекламные плакаты — ярче и интереснее тех, что заполняют городские билборды столицы. Вот хотя бы из актуального в наше дождливое лето: девушка в платье в крупный красный горох шагает в галошах на каблучках, тут же надпись «Дождик дождь впустую льешь / я не выйду без галош. / с помощью РЕЗИНОТРЕСТА / мне везде сухое место». И подпись — продажа везде.

Зашел бы кто из юных рекламщиков на выставку, утащил бы пару хороших идей, представленных на экспозиции в разделе «человек большого РОСТА»… И к слову о плакатах и афишах — эскизы костюмов и декораций к «Мистерии-буфф» впервые показаны на выставке в полном объеме.

Кстати

Выставка «О разных Маяковских» подготовлена Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля в творческом содружестве с Государственным музеем В.В. Маяковского. Проходит она в Доме Любощинских — Вернадских (Зубовский бульвар, 15 стр. 1) и познать разного Владимира Владимировича можно до 14 января.