Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Светлая ностальгия

Светлая ностальгия

image_pdf

В Центре искусств «Артефакт», что напротив Российской академии художеств, открылась знаковая выставка — «100+1. Нашей Родине посвящается!». В экспозиции — более ста художественных работ, созданных в советское время. Проект задумывался к 100-летию образования СССР, но реализовался только сейчас — спустя год после круглой даты. Отсрочка даже пошла на пользу: когда формальные мероприятия отгремели, намного лучше смотрится то, что сделано от души. Куратор выставки, коллекционер, член Союза художников РФ Елена Зенина хотела показать произведения вне политического контекста, пропитанные трогательной верой в светлое будущее, ощущением ценности и важности настоящего момента для его осуществления. Тот импульс искренности, что был в советском искусстве.

— Вымпелы — из Рязанского музея дальней авиации, с которым мы дружим уже много лет, — рассказывает галеристка. — Наши отношения сложились случайно и как-то очень трогательно. Однажды командующий дальней авиацией Герой России Сергей Иванович Кобылаш шел по Арбату и увидел памятную доску, посвященную моему отцу — летчику-штурмовику Александру Ивановичу Зенину. Потом он нашел мою галерею, и мы познакомились. Сергей Иванович тоже начинал службу как летчик- штурмовик. Это нас и подружило. Музей дальней авиации предоставил для нашей выставки знамена, которые мы использовали для создания атмосферы.

Помимо предметов из Рязанского музея дальней авиации в экспозицию вошли экспонаты из Музея космонавтики в Москве, Музея воинских частей Солецкого гарнизона и частных коллекций. Однако, несмотря на флаги, знамена и плакаты, выставка создавалась независимо от политического контекста и исторических оценок. Для куратора было важно показать силу советского искусства.

— Это выставка-ностальгия и выставка-надежда, — говорит Елена. — Во времена моей юности люди жили, трудились, любили, чаще встречались, верили в светлое будущее. По искусству можно почувствовать, что эта вера и ощущение света были особенно сильны в послевоенные годы. Посмотрите, сколько здесь свободных работ, например, в стиле импрессионизма. А есть и неожиданные вещи, как, например, у Сергея Пичугина.

На входе в центр искусств публику встречает витрина с уникальной керамикой. На выставке советского искусства далеко не только живопись, здесь и плакаты, и фарфор, и бронзовая скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства. Центральное место заняла инсталляция с советским интерьером. В центре — стол, на котором стоят раритетный радиоприемник, зеленая лампа, несколько фронтовых фотографий отца Елены Зениной и флагов-вымпелов.

Купальщики Пичугина — расслабленные и жизнерадостные, как и большинство героев живописных холстов. Перед нами красивые люди, которые радуются отдыху и труду, в которых есть луч света. Некоторые работы очень личные. Например, картина Аркадия Пластова, изображающая двух мальчиков, сидящих под деревом. Один из них сын художника — Александр. Идентифицировать его удалось благодаря внуку Николаю, который узнал в ребенке отца, а вместе с тем и уточнил датировку работы: думали, что она написана в 1950-х, оказалось, что в 1930-х.

В экспозиции немало произведений признанных мастеров советской эпохи: Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Аркадия Пластова, Николая Горлова, — и немало работ прекрасных художников, которые остались нераскрытыми. Как тот же Сергей Пичугин. У каждого своя судьба, но вместе работы этих авторов отражают дух времени. Об этом говорил на открытии главный редактор «МК».

— Это не просто дух времени и истории, а дух той страны, которую не надо забывать, — сказал Павел Гусев. — Советский Союз оставил невероятное наследство. В середине 1990-х, в разгар приватизации, мне предлагали сменить название «Московский комсомолец», и я сказал: «Хорошо, давайте назовем «Новое поколение», но надо понимать, что тогда газету будут читать сто человек, а не миллион, как сейчас». Историю надо сохранять и ценить. Эта выставка хороша тем, что она вне политического контекста и рассказывает историю СССР через лица, глаза и краски.