Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Станет ли журналистика лучше от переименования кафедры?

Станет ли журналистика лучше от переименования кафедры?

image_pdf

На факультете журналистики МГУ им. Ломоносова переименовали кафедру.
Казалось бы, и что?
Но с этой кафедры добрая часть нынешних журналистов вышла, как из «Шинели» Гоголя.
Легендарная «Кафедра периодической печати»
теперь называется «Кафедра цифровой журналистики».

Многие восприняли это едва ли не как прощание с классической журналистикой.
О том, почему решено поменять название
и как это отразится на учебе и профессии в целом, «Российской газете»
рассказала декан журфака МГУ Елена Вартанова.

Елена Леонидовна, журфак следует трендам или периодической печати действительно пора на полку?
Елена Вартанова: Кафедра, конечно, легендарная. Но, напомню, она несколько раз уже меняла имя. Как только в Московском университете открылся журфак — в 1952 году, была создана кафедра истории, теории и практики партино-советской печати. В 1963-м она разделилась на кафедру истории партийно-советской печати и кафедру теории и практики партийно-советской печати. Когда я училась, мы ласково называли ее «тырпыр». После 1991 года кафедра стала называться кафедрой периодической печати. Удивительно, но в названии никогда не было слова «журналистика». Мне это кажется несправедливым: на факультете мы должны говорить не только о носителях — периодическая печать, телевидение, радио, новые медиа. Но прежде всего — о содержании профессии, о ее ответственности перед обществом. Это не похороны журналистики, а ее новое видение.

Цифровая журналистика — это смена сути профессии?

Елена Вартанова: Это новые инструменты, которые находятся в руках у журналиста. Могли ли мы в 70-е, 80-е и даже 90-е годы представить себе интервью по зуму? Это новая среда, в которой помещается гораздо больше произведений, чем в печатной журналистике. С аудиторией тоже совершенно другие отношения: она интерактивна и не только читает, смотрит и слушает, но и участвует в создании контента, как сейчас принято говорить. А читательские письма — главный канал обратной связи? Сегодня это килобайты — сообщения в мессенджерах, соцсетях, электронной почте. Поэтому эпитет «цифровая» — о той среде, в которой сегодня живет журналистика. А суть профессии неизменна: принципы социальной ответственности, достоверности, объективности, полноты изложения информации. В цифровой среде они еще более актуальны.

Газеты уменьшат свои тиражи и, возможно, даже станут определенного вида искусством. Таким высококачественным, отчасти люксовым

Осталось ли место в цифровой журналистике для традиционных жанров: эссе, очерка? И знают ли их студенты?

Елена Вартанова: Студенты с удовольствием работают в цифровой среде. Но, повторюсь, дело не только в носителе информации. Важно думать, как цифровая журналистика взаимодействует с базовыми принципами профессии. Курсы профэтики журналиста сейчас необходимы как никогда. Мы не хотим, чтобы с потерей популярности бумажных СМИ у молодежи принципы классической журналистики тоже ушли. А жанры трансформируются. То, что сегодня принято называть лонгридом, часто не что иное, как современный мультимедийный очерк. Жанры адаптируются под новые требования: аудио-, видеозапись, монтаж, инфографика… Но по-прежнему в основе всего остается текст.

А газетные киоски все чаще пустуют. Мало кто спешит купить свежую прессу.

Елена Вартанова: Не стала бы так «рубить». Газеты очень по-разному себя чувствуют в разных городах: в регионах спрос на местную прессу очень большой, причем именно на бумажную. Хотя, конечно, самые преданные читатели «бумаги» — люди старшего поколения. Да, газета все больше уходит в онлайн. Но полное исчезновение бумажной газеты было бы, на мой взгляд, большой потерей для общества. Ведь бумага хранит историю. Да, сегодня почти вся информация — в виртуальных облачных хранилищах. Но… Ученые-историки изучают прошлое России именно по газетным архивам.

Очевидно, что газеты уменьшат свои тиражи и, возможно, даже станут определенного вида искусством. Таким высококачественным, отчасти люксовым. Но даже уйдя в цифру, журналистика должна остаться журналистикой. Для этого кафедра и меняется.