Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Последний шанс: помогут ли торговые сети стать печатной прессе востребованнее?

Последний шанс: помогут ли торговые сети стать печатной прессе востребованнее?

image_pdf

В середине февраля в Министерстве торговли и промышленности прошло совещание на тему распространения печатных СМИ в розничных торговых сетях по всей России. Этому предшествовало обращение к главе министерства Денису Мантурову от руководителей Союза журналистов России Владимира Соловьева и Союза журналистов Москвы Павла Гусева. В письме на имя министра они указывали, что в некоторых магазинах газеты и журналы вовсе пропали из продажи, а где-то происходит сокращение их ассортимента.

По мнению Гусева, «сегодня печатная пресса для торговых точек — это социальный продукт, без которого люди обойтись не могут, по отдельным позициям идет рост объема продаж печатных изданий, а это говорит о том, что для людей этот ассортимент важен».

«Лениздат.ру» заинтересовался, что происходит с продажей печатной прессы в Петербурге. О том, готовы ли магазины дать газетам и журналам больше места на своих полках, — в нашем материале. 


Что «вытянут» сети?

Заместитель министра Мантурова Виктор Евтухов, проводивший совещание, отметил, что ряд торговых сетей и сейчас реализуют печатную прессу. Остальным стоит срочно заняться организацией торговли периодическими изданиями в супермаркетах. Евтухов дал ретейлерам на это месяц. По его словам, объемы реализуемой печатной продукции «можно и нужно наращивать».

Если сети не прислушаются к рекомендации Минпромторга, то министерство «будет вынуждено ввести нормативное регулирование этого направления и инициировать законодательное закрепление за периодикой места на торговых полках магазинов».

По информации, предоставленной «Лениздату.ру» Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ администрации Санкт-Петербурга, сейчас в городе действует около 200 точек по продаже периодики через объекты ретейла (стеллажи с прессой в магазинах продуктовых сетей). Как сообщил нашему изданию Виктор Евтухов, торговые сети конструктивно откликнулись на предложение проработать вопрос о реализации печатной продукции.

Прокомментировал инициативу Минпромторга и председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев.

—  Торговые сети-члены АКОРТ открыты к диалогу с издателями для расширения представленности печатной прессы в федеральной рознице. Считаем, что необходим взаимовыгодный формат решения этой задачи для потребителей, издателей печатных СМИ и розничного бизнеса. Он выполним только за счет рыночных механизмов и саморегулирования участников рынка в этом вопросе, — сказал Караваев.

Андрей Новиков, руководитель Ассоциации «Балтийская пресса», которая активно занимается продвижением интересов издателей и распространителей в Петербурге, уверен, что ретейл всегда относился к продаже газет и журналов как к бизнесу. Сети готовы реализовывать тот или иной товар, только если он имеет спрос.

— Инициатива Минпромторга призывает сети отнестись к продаже прессы как к социальному проекту, когда покупатель имеет возможность приобрести печатную продукцию.

Надеюсь, сети на это отреагируют с пониманием, потому что вполне допускаю: торговля даже достаточно широким кругом печатной продукции может быть для них нерентабельной, — предполагает Новиков.

Насколько ситуация с продажей периодики в розничных сетях изменится, можно будет зафиксировать спустя два-три месяца. Представитель одной из торговых сетей, пожелавший не раскрывать своего имени и места работы, рассказал «Лениздат.ру», что спрос на общественно-политические издания в супермаркетах в последние годы заметно снизился. Это произошло, прежде всего, из-за пандемии коронавируса, когда резко сократился поток покупателей. Кроме того, сокращается количество людей, привыкших получать информацию не с помощью гаджетов, а со страниц газет. Плюс российский рынок покинуло большое количество глянцевых изданий, которые раньше привлекали внимание части покупателей.

Справка

В 2022 году российский рынок печатных СМИ претерпел кардинальные перемены. 

Издательский дом Condé Nast отозвал лицензии и приостановил свою деятельность в России, поэтому в стране перестали выходить журналы GQ, Vogue, Tatler и Glamour. По словам генерального директора компании Роджера Линча, изменения в российском законе о «фейках» об армии не позволяют журналам дальше публиковаться в привычном виде.

Компания Shkulev Media из-за ухода с российского рынка ключевых рекламодателей приостановил выпуск печатных журналов Elle, Elle girl, Elle Decoration и Maxim.

ИД Independent Media перезапустил некоторые издания со сменой названий: Harper’s Bazaar стал The Symbol, Cosmopolitan превратился в The VOICE, а Esquire  — в «Правила жизни».

Серьезной проблемой для ретейлеров стал тот факт, что ежедневные газеты – это «скоропортящийся» товар. Заниматься его реализацией весьма проблематично и затратно для продавцов. Даже люди старшего возраста интересуются в супермаркетах прежде всего телепрограммами и сканвордами. Кроме того, в Санкт-Петербурге активно распространяется разнообразная бесплатная пресса, которая, по мнению собеседника «Лениздат.ру», составляет серьезную альтернативу продаваемым изданиям.

Недавно в Смольном прозвучали следующие цифры: в 2023 году с понедельника по пятницу ежедневно выходило 150 тысяч экземпляров только «Петербургского дневника». Все они безвозмездно раздавались горожанам, в том числе на стойках в киосках, где рядом выложены платные газеты. В руки горожан попадали также бесплатные экземпляры «Метро» и «Вечернего Санкт-Петербурга». Только последнее издание было выпущено в прошлом году общим тиражом в 7 млн экземпляров.

Как реализовать миллионы?

Если говорить об объемах производства всей печатной продукции в городе, то интересные данные на этот счет недавно опубликовала Российская книжная палата. Их проанализировал и обобщил Telegram-канал местного отделения Союза журналистов России: в 2023-м году в Петербурге вышло в свет 216 млн экземпляров печатных изданий, а в Ленинградской области – только 12 млн.

История с новой инициативой Минпромторга напомнила о ситуации с распространением прессы в городе в целом. Еще в конце 2022 года Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле администрации города (КППИТ) утвердил специальную программу поддержки малого и среднего бизнеса, занимающегося реализацией периодической печатной продукции в Петербурге. Суть проекта состояла в предоставлении предпринимателям закупленных и оборудованных за счет бюджета торговых мест, вплоть до подключения их к городским сетям. Первые сто нестационарных торговых объекта (НТО), как на бюрократическом языке называются киоски, должны были появится ещё в декабре 2022 года. К лету 2023 года количество таких объектов планировалось увеличить до трёхсот.

Однако сбыться этим планам было не суждено. Во-первых, предпринимателей не устроили условия распределения торговых точек и места под размещение киосков. Во-вторых, самих чиновников не устроил их внешний вид. НТО городу руками заключенных изготавливала ФСИН.

Андрей Новиков вспоминает, что еще одним серьезным камнем преткновения стали критерии отбора торговцев печатной продукцией. «Балтийская пресса» настаивала на их ужесточении, дабы «избежать ситуации, когда во многих киосках «Роспечати», «Союзпечати, которые находились на остановках общественного транспорта, теперь вместо прессы вдруг появились орехи, фрукты и что-то подобное».

С лета прошлого года рабочая группа, куда входят чиновники и представители отрасли, больше не собиралась, серьезных подвижек по реализации проекта нет. При этом Комитет по контролю за имуществом Петербурга и Комитет по печати осуществляют мониторинг за реализацией прессы в действующих газетных киосках. Если обнаруживаются серьезные нарушения ассортимента, то следуют санкции вплоть до расторжения договора на размещение НТО и его демонтажа.

Под землей порядка больше

В результате сейчас в схему размещения газетных киосков входят 695 земельных участков. Действует более 380 договоров на реализацию прессы через оборудованные на этих участках НТО. Согласно городскому закону «О размещении нестационарных торговых объектов» (от 25.03.2015 № 165-27) договор на размещение газетного киоска заключается без проведения аукциона на 5 лет.

Сегодня, по данным администрации города, на рынке распространения печатной продукции 6 лидеров:

  • ЗАО «Красногвардейское МРА Союзпечать» (46 киосков);
  • ООО «Новая пресса» (45 киосков);
  • ООО «Пресса» (38 киосков);
  • ООО «Союз издателей и распространителей» (37 киосков);
  • ООО «Кардос» (34 киоска);
  • ООО «Стрелец» (16 киосков).

Договоры на размещение киосков по продаже прессы в метро находятся в ведении СПб ГУП «Петербургский метрополитен». Три года назад под землей рухнула 20-летняя монополия на продажу печатной продукции компании «Метропресс». Тогда треть знакомых петербуржцам киосков «Первая полоса» перешла в руки группы «Кардос». Эта достаточно крупная московская компания, которая в основном занимается изданием газет. Кроме того, «Кардос» является учредителем и соучредителем таких СМИ как: «Коллекция православных святынь», «ТЕЛЕК ПИТЕР», «Наш сканворд», «Вопросы здоровья» и других.

Сейчас практически на всех станциях метро можно приобрести газеты или журналы в специальных павильонах «Свежая пресса» или «Курьер». За исключением, например «Ладожской», где после окончания ремонта точка по продаже прессы отсутствовала.

— По продаже печатной продукции в метрополитене меньше всего вопросов, — подчеркивает Андрей Новиков. — Они действительно продают печатную прессу, я не вижу здесь проблем. Везде стоят точки, в которых есть и сопутствующие товары (вода, жевательная резинка, ещё что-то), но подавляющий процент ассортимента — это печатная продукция, причём она свежая. Всё в полном соответствии с требованиями.