Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Поиск символа для памятника погибшим журналистам продолжается

Поиск символа для памятника погибшим журналистам продолжается

image_pdf

6 декабря 2016 г. в Белом зале Союза журналистов Москвы состоялся просмотр проектов памятника журналистам, погибшим при исполнении профессиональных обязанностей.

До окончания конкурса проектов памятника погибшим журналистам, который проводит СЖМ, осталось менее месяца, а накал борьбы не становится меньше. Как сказал на открытии мероприятия председатель конкурсной комиссии Виктор Лошак, «мы всколыхнули художественную общественность». «И раскрыли потенциал скульпторов» продолжил мысль член комиссии Лев Матюшин.

Белый зал на время просмотра превратился в выставочный. Экспертам и членам жюри предстояло просмотреть около 30 работ. Их авторы представляют разные творческие союзы и объединения, в частности, Союз дизайнеров, Центр искусств имени Г.А. Шульца, ТПХР, МСХ, студенты Первого Московского образовательного комплекса и др.

Неистощима человеческая фантазия. С начала конкурса его участниками выполнено более ста проектов и почти ни один не повторяется.

К сожалению, пока ни один из них не отвечает требованиям, предъявляемым устроителями конкурса к проектам. Напомним, что памятник должен изображать символ, четко выражающий идею будущего памятника. Он должен быть понятен без объяснений.

Эскизы и модели последнего просмотра находятся в Белом зале. Приглашаем журналистов ознакомиться с ними и высказать свое мнение.

***
Выразителен проект скульптора Сергея Смурова. Композиция представляет стилизованное стальное перо (символ писательского и журналистского мастерства), переходящее в крылатую падающую Музу (раненая Муза олицетворяет память о погибших при исполнении своего профессионального долга журналистах). Общая высота композиции 5 м; высота постамента – 90-100 см; длина – 170-180 см;
ширина – 90-100 см.

Скульптор Владимир Трулов назвал свой эскизный проект “Информационное поле”: журналисты, как вода, проникают везде. Вода является носителем информации. Воду невозможно убить. Вода существует в трёх ипостасях. Переходит из одной в другую, как новость. Капля может быть первой или последней. Кому-то – оплакивающей слезой. Автор представил несколько вариантов эскиза.

Народный художник – скульптор Республики Дагестан Магомед Алиев прислал на конкурс эскиз памятника под названием «Икар». Композиция состоит из двух фрагментов, трагическая мужская фигура и круг. На переднем плане надломленная, подкошенная мужская фигура с чудесными крыльями, образ, олицетворяющий погибших журналистов. На заднем фоне круг – воплощающий окружающий нас мир, так же можно рассматривать, как мишень, в которую попадают журналисты. В этой истории есть и положительная сторона, это чудесные крылья, которые дадут влететь следующему поколению. Материал – бронза, гранит. Размер фигуры – 3х3,5 метра. Диаметр круга – 3 метра.

Авторы проекта «Новая жизнь» Григорий и Наталья Полосины и Анна Синюхина изобразили символичный объектив (материал – архитектурный бетон) – в виде тоннеля из полуколец, формирующих цилиндрическое пространство. Кольца, линзы, разбитый механизм – прервавшаяся жизнь журналиста. Оголённые лепестки диафрагмы как исполинские рёбра – зловещий образ смерти. Перед тоннелем авторы поместили скульптуру ростка (материал – чугун) как символ новой жизни. Площадь под скульптурной композицией выполняется из зеркального материала (нержавеющая сталь или т.п.): по мнению авторов, для полноты образа необходимо отражение водной глади. Основной объектив можно использовать, как мини-павильон для установки тематических стендов.

Использование элементов, применяемых в скульптурной композиции, позволяет организовать общее пространство парка: выполнить скамейки в виде лежащих полуколец, выполнить ландшафтную подсветку фонарями полукольцами и т.д.

Два варианта проектов показал член Союза Художников России скульптор Сергей Рябченков. Один представляет трехгранную композицию из листовой нержавеющей стали толщиной 10-15 мм с прорезными силуэтами: на одной стороне – силуэт расстрелянного журналиста с блокнотом; на 2-й – силуэты фотокорреспондента и тележурналиста в оптическом прицеле; на 3-й – текст “Памяти погибших журналистов”. Примерная высота 4-5 м. Эскиз объемный из стали. Для второго проекта скульптор нашел очень «говорящий» символ: сороку, сидящую на шрифтовой композиции «Памяти погибших журналистов».

Проект Елены и Ивана Седовых представляет скульптурную группу из четырех фигур, созданную на тему: гибель четырех журналистов (теле и фото) на Украине. Ориентировочный размер фигур- 2.2- 2.5 метра, общая высота памятника- 3 – 3,5 метра, материал-бронза.

Выпускник МГАХИ имени В.И. Сурикова, скульптор Серафим Черный, подготовил к конкурсу эскиз скульптурной композиции, состоящей из трех формальных объектов. Самая высокая точка – 4 метра – в центральной части. Материал: металл.
– Идея моей композиции в том, что журналист, находящийся в центре событий, дает возможность каждому посмотреть на происходящее его глазами. В поисках правды и отклика общественности он идет на определенный риск; и иногда цена высока – жизнь, – сказал автор на презентации проекта.

Скульптор, член ТСХР Ольга Помосова представила на конкурс скульптурную композицию, изображающую человеческую фигуру на фоне “стены” (рельеф). Мужская фигура – журналист. Стена-фон дополняет образ: с оборотной стороны и частично с лицевой изображены газетные листы, загнутые на концах, а также следы от пуль. Листы, словно сгорая, превращаются в голубей – символ мира, добра и правды. Материал: металл. Предполагаемый размер: 3х2х4 м.

Скульптор, член ТСХР Александр Свиязов реализовал свою тему в виде стоящей под зонтиком девичьей фигуры. В левой руке она держит микрофон. Журналисту приходится работать в разных условиях, порой тяжелых, порой смертельных… И легкий, трогательный образ девушки, стоящей под дождем, символизирующим как природные, так и общественные катаклизмы, несет это в себе. Материал: металл. Предполагаемый размер: не более 3,5 м.

Свой проект авторы Марина Алексеева и Феодосий Скисов назвали «Факел памяти». Развевающиеся страницы книги символизируют горящий факел человеческой памяти, а прорыв страницы в форме человеческого силуэта – это «небесная печать» личности, навечно запечатленная в летописи человеческого духа.

Первый проект скульптора Александра Попова и архитектора Сергея Муратова демонстрировался на выставке, проходившей в конце марта с.г. в ЦДА. Он изображал стелу с проемом в виде пера. На этот раз авторы представили многосложную композицию на тему «Памятник журналистам, погибшим в горячих точках нашей планеты». «В своем проекте я попытался раскрыть тему через аллегорию. Символом всех бедствий на планете является некий техногенный зверь, некая машина, конструкция разрушения. Она хватает человека/журналиста за руку и он роняет перо, лишаясь возможности писать и доносить информацию до людей», – пояснил свой замысел автор.

Фото Ольги Давыдовой и авторов проектов.