Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Р

Р

image_pdf

r

Рахманов Н.Н. – Ребров М.Ф.– Редькин М.С. – Рошаль А.Б. – Рубинов А.З.– Рюмкин Я.И.

РАХМАНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (p. 26 сентября 1932, Москва) — признанный классик советской фотографии, фотожурналист, член Союза журналистов. Родился в семье театрального композитора и дирижёра Рахманова-Соколова Николая Николаевича. Жизнь его отца была связана с театром. Возможно, это было результатом сильного влияния его матери, Ольги Владимировны Рахмановой, посвятившей театру всю свою жизнь. О.В. рахманова начинала как театральная и немного киноактриса. В самом начале XX века ею была создана театральная студия, из которой в своё время вышли такие великие актеры, как Иван Берсенев, Серафима Бирман, Софья Гиацинтова и многие другие. Вершиной её беззаветного служения театру стало создание института Театрального искусства, известного сейчас как ГИТИС. Отец Николая Рахманова был и страстным фотолюбителем. Первой фотокамерой, которой снимал отец и которую впоследствии выпросил сын, был простенький фотоаппарат «Брауни-Кодак» 6×6, образца 1905 года. С малых лет Николай помогал отцу в его фотографических экспериментах.

Учился в детстве в хоровом училище под руководством Александра Свешникова пению, музыке. Ушел из училища. «По собственной воле я сошел с музыкальной стези и твердо решил пойти по дороге, которая привела меня к моей нынешней профессии фотографа»,— вспоминал позднее будущий фотограф. Он окончил школу рабочей молодежи и поступил на факультет журналистики МГУ. После третьего курса из-за семейных обстоятельств начал работать фотокорреспондентом Фотохроники ТАСС, отдел иностранной информации (1953-1960 гг.). Именно в этом отделе Николай и встретил своего первого учителя. Петр Семенович Клячко был бильд-редактором. Именно он, поверив в преданность делу, открыл Николаю тайну профессии, которую тот запомнил на всю жизнь: — «Запомни, друг мой, снимают не фотоаппаратом, снимают головой и сердцем!».

С 1960 г. по приглашению Алексея Аджубея работал фотокорреспондентом газеты «Неделя» (воскресное приложение  газеты «Известия»). Снимал фоторепортажи, фотоочерки, отдельные снимки – это был его черно-белый фотографический период.

После того, как был организован цветной журнал «РТ-программы» (Радио и Телевидение), Рахманов перешел из «Известий» в «РТ». Там он занимался цветной фотографией. За несколько лет работы (1966—1968) были опубликованы многие фотоочерки: «Люди в масках», «Гимн колесу», «Лампы ХХ-го века», «Так одеваются мужчины», «Новые приключения трех мушкетеров и Д’Артаньяна в Москве». Продолжает работать в жанре фотоочерка. Главной его темой остается Москва. С первых снимков вырабатывается и характер съемок — это, прежде всего, красота и поэтичность города, человека, природы. После закрытия «РТ», по приглашению Егора Яковлева, главного редактора журнала «Журналист», работал несколько лет в этом журнале.

Затем ушел на вольные хлеба и работал в самых разных издательствах Москвы, Ленинграда и в зарубежье. Здесь выступал уже не как репортер и фотожурналист, но и как фотохудожник. Автор более 60 книг, изданных в России и за рубежом.

Москва, Московский Кремль постепенно становятся главной темой фототворчества Н.Рахманова в публикациях, издательской и выставочной деятельности. Казалось, что во времена СССР попасть за стены московского Кремля было невозможно. Однако фотограф утверждает, что сейчас это намного сложнее. Для Рахманов, в те годы получавшего серьёзные заказы от российских и зарубежных издательств, ворота московского Кремля были, что называется, открыты нараспашку. Несколько слов об одной из сложнейших работ Рахманова — съёмке интерьеров Большого Кремлёвского дворца. Съёмка велась в течение трех месяцев. Каждый день фотограф приезжал к 9 вечера и снимал до 8 утра. Он привозил с собой неизменные 80 кг аппаратуры, т.к. одна его карданная камера формата 13х18 см весила 25 кг. Для получения нужного качества Фотограф сложнейшим образом выстраивал свет. У него было 5-6 осветителей по 8 квт на штативах для выстраивания основного светового рисунка, но этого было недостаточно. Поэтому он использовал ещё несколько 40 вт ламп для отрисовки деталей. Зато результат съёмки и в наши дни вызывает восхищение профессионалов.

В 1972 г. его фотоальбом «Москва» (издательство «Планета») получает Гран-при и золотую медаль на международном конкурсе «Красивейшие книги мира» в Лейпциге. На протяжении 15 лет этот альбом переиздавался 11 раз.

1983-1984 гг. — альбом «Сокровища Московского Кремля», изданный в Швейцарии, получил международный приз «Самая красивая книга Швейцарии» и Диплом, приз фирмы «Кодак» — «Кодак Призбук». Альбом был издан на всех европейских языках.

Член Союза журналистов Москвы и России. Долгое время руководил фотосекцией. Был членом редколлегии журнала «Советское фото», членом редакционного совета журнала «Наше наследие».

Персональные выставки Н.Н. Рахманова проходили во Франции, Чехословакии, Чехии, Словакии, Словении, Украине.

Награды: Лауреат премий «Золотой Глаз России» Международной гильдии профессиональных фотографов СМИ России; награжден двумя почетными знаками Союза журналистов России, «Честь. Достоинство. Профессионализм» и «За заслуги»; Австрийским рыцарским орденом замка «Lokhen Hause». Удостоен огромным количеством дипломов за книги и за серии фотографий о Москве (Диплом за серию фотографий о Москве и москвичах, 5 мая 1983 г.; Диплом второй степени за фотосъёмку для издания Московский Кремль и Красная площадь, 1992 год).

Женат. Имеет детей и внучек. Проживает в Москве.

Лит.:«Фото 60-70». Издание серии Антология русской фотографии XX века. Москва, 2007; «Журналистика на стыке веков. Люди и судьбы». Антология журналистики, изданная Союзом журналистов Москвы. «Московские учебники», 2012 (с. 852-872).

***
РЕБРОВ
 МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ (1931, Л. — 1998, М.), журналист, полк.-инженер. Отец – Федор Николаевич Р., воевал в Испании, ген.-м. После окончания сред. шк. Р. поступил в МВТУ, однако после 1-го курса перевелся в ВВИА. Прошел курс заочн. ф-та журналистики ВПШ при ЦК КПСС. Почти год прослужив в авиац. полку МПВО, стал в 1957 корр., затем ред. отд. ж-ла «Вестник воздушного флота» (позднее «Авиация и космонавтика»). С 1964 – ред. отд. науки, техники и космонавтики, науч. обозреватель газ. «Красная звезда». В 1965 с согласия нач. отряда космонавтов ген. Н.П. Каманина прошел спец. мед. обследование в рамках подготовки полета журналиста в космос. В офиц. заключении отмечено: «По состоянию здоровья может быть допущен к тренировкам и испытаниям». В пору подъема интереса в общ-ве к космич. полетам и деят-сти отеч. астронавтов журналист. работа Р. была заметн. явлением. Аккредитованный как спецкор на космодроме Байконур, он систематически вел освещение важнейших событий в обл. освоения космоса, представляя фигуры центр. уч-ков этого процесса, пропагандируя перспективы развития науки о космосе, практич. значение достигнутых результатов. Во многом благодаря его организатор. усилиям в 1984—89 на страницах «Красной звезды» публиковались мат-лы большого объема о выдающихся отеч. ракетчиках: ак. В.П. Глушко, А.Г. Бармине, Н.А. Пилюгине, В.А. Рязановском и др. Газетн. полосы, подготовл. при непосредств. участии Р., восхищали журналист. мастерством, эффектом талантливого отображения интереснейших событий, происходящих в сфере освоения космоса. Из-под пера Р. вышло несколько десятков книг, в т. ч: «Я – Аргон» (М., 1968) – о жизни пилота космолета «Союз-3» Г.Т. Берегового; «Космонавты СССР» (2-е изд., доп. М., 1983); «Москва – Космос: Путешествие по “космическим” адресам Москвы и Подмосковья» (М., 1983; с А.В. Ткачевым); «Дом на берегу Вселенной» (М., 1986); «Космические катастрофы: Странички из секретного досье» (2-е изд. М., 1996), «Сергей Павлович Королев» (М., 2002).
Жил на Щелковском ш., 87, корп. 1. Похоронен на Троекуровском кладб.
Лит.: Голованов Я.К. Просто очень хороший человек // Журналисты ХХ века: люди и судьбы. М., 2003.
©Н.Н. Митрофанов

***
РЕДЬКИН МАРК СТЕПАНОВИЧ (1908, Астрахань — 1987, М.), фотожурналист. Род. в семье моряка. В юную пору работал на судоремонт. пр-тии сварщиком. Увлекшись фотографией, стал сотрудничать с местн. газ. Тематика его перв. работ связана с кораблями, портом, трудом рыбаков Каспия и Волги. После окончания Ленингр. кинофототехникума (1932) ушел в армию, где продолжил фоторепортер. деят-сть, направляя снимки в местн. и центр. прессу. В предвоен. период связал свою судьбу с газ. «Красная звезда». В гг. Великой Отеч. войны в кач-ве корр. фотохроники ТАСС побывал в самых разн. р-нах боевых действий. Вместе с А. Шайхетом и Я. Халипом оперативно помещал съемки боевых эпизодов в газ. «Фронтовая иллюстрация». После войны – на работе в ТАССе. Освещая мирн. будни, открывая новых героев труда, Р. укреплял давнее содружество с коллегами и их печатн. органами. Его снимки охотно брал ж-л «Советский Союз». В 1970 Р. был привлечен к сотрудничеству новым изд-вом «Планета», специализировавшимся на вып. альбомов, буклетов и книж. продукции для туристов и гостей столицы. В 1978 оно издало кн. избранных фотографий Р.
Жил с 1968 на 5-й Кожуховской ул., 13.
© Н.Н. Митрофанов

***
РОШАЛЬ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ (Бенционович) (1936, М.—2007, М.), шахматист, журналист. Мастер спорта СССР (1963), засл. тренер РСФСР (1967). Отец, экономист в ЦПКиО, был репрессирован в авг. 1937 и в 1938 расстрелян, мать сослана в Казахстан. После окончания сред. шк. в Актюбинске поступил в Моск. ин-т геодезии и картографии, откуда перешел на ф-т журналистики МУ, кот. и окончил. Работал в одной из престиж. шахматн. школ – в Моск. Дворце пионеров и школьников на Воробьевых горах. Стар. тренер юнош. команд столицы (1959, 1965, 1968, 1970) и сборной команды М. (1972). В 1968 совм. с чемпионом мира Т.В. Петросяном начал выпускать еженедельник «64», преобраз. в 1981 в ж-л «64 – Шахматное обозрение». Его актив. участие в развитии отеч. шахматн. прессы было отмечено в этот период Дипломом Междунар. Федерации Шахмат «За большой вклад в дело популяризации шахмат в России». С 1978 до 1990-х Р. вел энергичн. деят-сть в кач-ве обозревателя на центр. шахматн. состязаниях. Пресс-атташе сов. делегаций на матчах на пер-во мира (1978, 1981), Всемирн. шахматн олимпиадах (1972—88), чемпионатах Европы (1980—88) и мира (1985), на матче команды СССР против команды избр. шахматистов мира (1984). Спец. корр. ТАСС, радио и телевидения, газ. «Советский спорт» на мн. междунар. соревнованиях 1970—80-х. Шахматн. обозреватель АПН, газет «Известия», «Советская Россия», ж-лов «Советский Союз» и «Огонек». Лауреат ряда всес. и междунар. конкурсов журналистов. «Александр Рошаль – один из самых ярких и самобытных шахматных журналистов нашего времени» (А.Е. Карпов). После паузы в выходе ж-ла «64», возникшей в нач. 1990-х, Р. возобновил его вып. и стал издателем и гл. ред. ж-ла.
Жил в Мал. Комсомольском пер., 10 (1930-е); на наб. Тараса Шевченко, 1/2. Похоронен на Востряковском кладб.
Соч.: Девятая вертикаль. М., 1978 (в соавт.);
Монологи шахматного гуру: Александр Рошаль о времени и о себе / Лит. запись В. Цветковой // НГ. 2005. 16 дек.
Лит.: Гик Е. Шахматы потеряли центральную фигуру // МК. 2007. 23 мая • Шахматы. ЭС.
©Н.Н. Митрофанов

***
РУБИНОВ
 АНАТОЛИЙ ЗАХАРОВИЧ (Абрам Залманович) (1924, Смоленск—2009, М.), журналист, писатель. Из служащих. Уч-к Великой Отеч. войны. С 1942 служил в авиации стрелком-радистом в звании сержанта. Окончил. Моск. заочн. полиграф. ин-т (1951). 17 лет работал в гор. многотиражках. Став лит. сотр. газ. «Веч. М.», на протяжении короткого времени внес ряд предложений, направлен. на улучшение содержания раздела гор. жизни, укрепление связей с читателями. По его проекту в газ. было основано «Справочное бюро» (существует поныне). «Веч. М.» инициировала собирание в городе пищевых отходов, их транспортировку в животноводч. хоз-ва Подмосковья. Журналист. предложения Р. дали толчок др. полезн. починам в сфере гор. хоз-ва. С 1963 в течение трех десятилетий был одной из заметных фигур в редакции «Литературной газеты», в кот. вел отд. социально-бытовых проблем. Активно поддерживал идеи перехода на зимнее и летнее время, индексации почт. отправлений, маркировки продовольств. товаров с указанием сроков годности, сопровождение табачн. изделий текстовым предупреждением о вреде курения для здоровья граждан. Его усилия в значит. мере содействовали созданию в М. Общ-ва защиты прав потребителей. В 1986 выступления Р. в «Литературной газете» о нежелательности введения в М. повремен. оплаты за пользование домаш. телефоном были поддержаны мн. горожанами. Огромн. популярность завоевала придуман. им рубрика «Если бы директором был я…». Благодаря ей многократно выросла почта «Литературной газеты», по откликам, поступившим в редакцию была выпущена кн. на восьми языках. Примерно 0,5 млн писем читателей, адресован. Р., были безвозмездно переданы в 1990-х в Б-ку Конгресса США. Р. глубоко интересовался историей М., прошлым отдельн. ее районов, усадеб и домов, часто помещал свои работы на эти темы в разл. печатн. изд. Автобиографию «Годы счастья» Р. включил в собств. кн. «Такова еврейская жизнь» (М., 2007). Подробн. биография напечатана в его посл. кн. «Мы жили так» (М., 2009).
Жил с нач. 1960-х на ул. Шверника, 5; в 1977—2009 – в Безбожном (с 1993 – Протопоповский) пер., 16. Похоронен на Перловском кладб.

Соч.: Самый главный корреспондент: (Газета и читатель). М., 1983; Семья, одиночество, любовь… М., 1986; Кардиограмма очереди. М., 1988; Откровенный разговор в середине недели: Очерки. М., 1990; Московит: Путеводитель: О том, как эффективно, интересно и безопасно использовать время вашего пребывания в столице России. М., 1994 (в соавт.); Интимная жизнь Москвы. М., 1995; Частная жизнь журналиста. М., 1994; Веселые похоронные истории. М., 2005; История бани. М., 2006; История трех московских магазинов. М., 2007; Секреты журналистики: (Социальный корреспондент). М., 2008 (в соавт.).
Лит.: Изюмов Ю.П.  Литературная газета. М..: 2016 ; [Некрологи]: Новая газета. 2009. 13 мая; Моск. правда. 2009. 13 мая; ЛГ. 2009. 20—26 мая.
©Н.Н. Митрофанов

***
РЮМКИН
 ЯКОВ ИЛЬИЧ (1913, Харьков — 1986, М.), фотожурналист. Окончил рабфак Харьковск. ун-та. Первоначально сотрудничал с местн. газ. «Вечернее радио». В 1936 начал работать фотокорр. республ. газ. «Коммунист». В период Великой Отеч. войны в кач-ве фотокорр. газ. «Правда» и ж-ла «Огонек» побывал с редакц. заданиями на фронтах. Наиб. известность приобрели его фотографии, сделан. во время битвы за Сталинград. Находился в боевых порядках частей Кр. Арм., освобождавших Украину, Молдавию, Венгрию. В посл. дни Берлинск. операции снимал победн. марш сов. солдат через столицу Германии. Стремился запечатлеть увиденное в мелочах. Писатель К.М. Симонов, сам прошедший дорогами войны, называл фотоаппарат Р. неутомимым. В посл. гг. работал в газетах «Правда», «Советская Россия», ж-ле «Огонек», изд-ве «Колос». В объективе Р. прежде всего жизнь рядовых людей мирн. времени – полярников, рабочих, спортсменов, моряков. В его фотолетописи находилось место и людям иск-ва, и юношам и девушкам, с невидан. энтузиазмом включавшимся во все новое – от планеризма до выращивания элитных растений и приумножения успехов животноводства.
Жил в 1957—64 в 3-м пр. Алексеевского студгородка, 31 (ныне ул. Б. Галушкина, 17); с 1964 – на ул Верх. Масловка, 11.
В честь 100-летия со дня рождения классика отеч. фотографии в 2013 фотогалерея им. братьев Люмьер представила часть его фотоколлекции в виде выставки «Живите, пожалуйста!», вызвавшей большой обществ. резонанс.
Соч.: От Сталинграда до Берлина: [Альбом]. М., 1960; Секунды века: [Фотоальбом] / Текст К.М. Симонова. М., 1968.
© Н.Н. Митрофанов