Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone
Уходящий 2017-й ощутимо потряс планету под названием «телевидение». И хотя «Останкино» от всех нас высоко и далеко, и со стороны ясно, что в безальтернативной когда-то империи назрели перемены. Итоги телегода можно поделить на «кадрово-контентные» и «статистические». Естественно, они глубоко взаимосвязаны.
Первые — видны невооруженным глазом. Соревнование между каналами в 2017 году достигло максимума остроты.
И хотя перенос церемонии вручения премии ТЭФИ официально не связывался с интригами телекухни, в кулуарах шелестело: так случилось потому, что при первом голосовании произошел перекос в пользу одного из каналов.
А допустить этого было нельзя. По осени же статуэтки «разбрелись» удивительно равномерно: по девять штук в руки «Первому» и ВГТРК («России 1» и «Культуре»). Недоказуемо, но отчего-то кажется, что за этой «наградной конгруэнтностью» стояла попытка «академиков» хоть как-то притушить накаленные междуканальные отношения.
До ТЭФИ изрядно взбаламутили общественное сознание миграции телеведущих и скандалы с уходами-закрытиями различных проектов, а после оставил неприятное послевкусие скандал между Познером и Соловьевым. Ближе к годовщине Октября из распахнутого телеокошка запахло жареным.
Но все пройдет, как самый дурной сериал. Юбилей Октября главные телесоперники встретили «зарубкой» «Троцкого» и «Демона революции», потом все отвлеклись на необъяснимое по накалу бичевание «Хождения по мукам» на НТВ. Но и это прошло. Осталось главное — ощущение нервозности и неотвратимости перемен. Симптоматичен и еще один факт: расходы рекламодателей в интернете за январь–сентябрь 2017 года впервые сравнялись с расходами на телевидение, а по итогам третьего квартала сеть и вовсе опередила ТВ (по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Такого не было никогда. И если телетитаны не хотят стать телетитаниками, им явно придется принимать меры. Не стоит мэтрам относиться с вельможным снисхождением и к «братьям меньшим». В 2017 году набрал мощи «Пятый канал». Средняя его доля увеличилась по всем основным аудиториям, а по «4+» «Пятый» занял 4-е место среди «федералов».
Аудитория его сайта выросла за год с 7 до 50 миллионов! Тихой сапой укрепляют позиции и РЕН ТВ, и «мистический» «ТВ3». Конкурировать напрямую со старшими братьями они не могут, но болезненно оттоптать пятки способны.
Ну и о главном. Финальные, главные для каналов цифры еще не оглашены. Но предположу, что принципиально они до Нового года не изменятся. Итак, за первые 11 месяцев 2017 года «Россия 1» сохранила статус самого популярного канала: по данным Mediascope, его среднесуточная доля — 13 процентов против 12,1 «Первого» (в категории «4+», нецелевой аудитории ни для одного из двух соперников). Зато «Первый» уверенно лидирует среди зрителей 14–59 лет (10,8 процента против 9,7 у «России 1»).
Да, и еще. В следующем году «Россия 1» собирается переориентироваться на возрастную категорию «18+», а значит, станет непосредственным конкурентом НТВ — единственного из каналов, кто умудряется прирастать аудиторией возраста 14–44. И это тоже симптом. По тропе обновления НТВ идет уверенно. Ждать краха он не стал, начал меняться.