Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Верю — не верю

Верю — не верю

image_pdf
По опросам «Левада-центра», телевидение остается главным источником информации для 85 процентов россиян. Ежедневно телевизор смотрят 29 процентов граждан, а 42 процента — «практически каждый день». Крайне редко включают или совсем не включают телевизор 10 процентов опрошенных. Иные источники информации не столь популярны: 27 процентов граждан черпают новости из интернет-СМИ, 21 процент — из социальных сетей. Еще меньше людей ищут новости на радио (15 процентов) и в газетах (13). Что касается доверия к источникам информации, то 51 процент респондентов доверяют телевидению, 19 — рассказам друзей и соседей, а также интернет-изданиям, 15 — социальным сетям.

Более 60 процентов россиян уверены, что СМИ их часто обманывают — дают заведомо ложную или непроверенную информацию, а также пытаются навязать определенную точку зрения. Таковы результаты исследования, проведенного Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций совместно с АНО «Социологическая мастерская Задорина». В опросе приняли участие 1600 человек из 33 регионов страны. Уровень медиаграмотности эксперты оценивали по трем критериям: насколько респонденты уверенно пользуются медиаустройствами (книжная библиотека, телевизор, радиоприемник, гаджеты, видеокамера и т.п.), способны ли критически оценивать сообщения СМИ и как генерируют собственную информацию в Сети.

По опросам «Левада-центра», телевидение остается главным источником информации для 85 процентов россиян

Опрос показал, что за последние пять лет уровень медиаграмотности населения вырос на 12 процентов. Если в 2009 году в информационном пространстве свободно ориентировался 31 процент населения, то в 2013-м — 43 процента. Это значит, что около половины граждан являются медиаграмотными и способны критически относиться к публикациям СМИ. В целом же доверие к прессе падает. По мнению президента Фонда развития информационной политики Светланы Колесник, в этом виноваты во многом сами средства массовой информации, которым «не хватает социальной ответственности за предоставляемые сведения». Если ситуация не переломится, недоверие к СМИ будет расти.

По результатам другого исследования (его проводил фонд «Медиастандарт» Комитета гражданских инициатив совместно с исследовательской группой «Циркон») уровень доверия населения к СМИ в большинстве регионов России пока не опускается ниже 50 процентов. При этом телевизор смотрят все меньше жителей страны. Например, в Архангельской области число жителей, потребляющих телевизионный контент, уменьшилось почти в два раза — с 55 процентов до 30. Заметное снижение наблюдается в Санкт-Петербурге — с 44 процентов до 33, в Крыму — с 56 до 40, в Свердловской области — с 57 до 43. Авторы исследования предполагают, что эта тенденция связана с уходом аудитории в другие медиа, в том числе в социальные сети. В этом опросе участвовали 35 тысяч человек из всех субъектов Федерации. Предметом исследования было критическое отношение к получаемой информации, желание в ней разбираться, количество времени, уделяемого разным СМИ, получение новостей из Интернета, доверие к СМИ в целом, а также к местным и региональным медиа.

Половина населения в целом доверяет средствам массовой информации. Самый высокий уровень доверия зафиксирован на Ямале (73 процента), в Севастополе (75) и в Крыму (78), самый низкий — в Ингушетии, Москве и Тамбовской области (58). Причем оказалось, что в большинстве регионов местным СМИ доверяют больше, чем федеральным. По этому показателю лидируют Москва (61 процент против 58), Санкт-Петербург (68 против 60), Московская область (60 против 59). Самый высокий уровень доверия к региональным СМИ зафиксирован в Свердловской и Воронежской областях (79 процентов), Чечне (78) и Тюменской области с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами (77). Лишь в 19 регионах (среди них Калмыкия, Тыва, Севастополь) показатель доверия к федеральным СМИ выше, чем к региональным.

Граждане все чаще способны отличить правдивую информацию от ложной, качественный материал от заказного

Согласно опросу, растет число россиян, постоянно, часто или достаточно часто встречающихся в СМИ с заведомо ложной информацией или попыткой навязать определенную точку зрения. Если в 2015 году было лишь 13 регионов, где «недоверчивая» аудитория составляла 40 процентов и выше, то в 2016 году таких регионов насчитывалось 24. При этом в Москве доля аудитории, не доверяющей СМИ, превысила половину, увеличившись за год на 6 процентных пунктов. В других регионах доля такой аудитории составляет от 24 процентов до 48. В 2016 году лидером по этому показателю стал Петербург (47 процентов). Столь же высок этот показатель в Орловской (48 процентов), Московской (46), Липецкой(44), Новосибирской (44), Ивановской (43), Псковской (40) областях. Большинство из тех, кто встречается с незаслуживающим доверия контентом, пытается его проверить в других источниках. В разных регионах таких потребителей информации от 71 до 86 процентов. При этом, по данным фонда «Общественное мнение», более 70 процентов россиян считают, что допустимо умалчивать или искажать информацию в СМИ, почти 40 процентов граждан говорят, что не нужно обнародовать малоизученные и неизвестные факты истории Великой Отечественной войны, потому что это «нанесет ущерб патриотическим чувствам».

Как бы то ни было, россияне становятся более медиаграмотными и все чаще способны отличить правдивую информацию от ложной, новостное сообщение от рекламы, качественный материал от заказного.