В цифре и дедлайне
Декан Журфака МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Вартанова. Фото Алексея Филиппова /РИА Новости

Где место журналиста в СМИ будущего?
Фундаментальные знания vs практика: как найти баланс?
Что ждет абитуриентов в 2017 году?

Об этом “РГ” беседует с деканом факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
Еленой Вартановой

Елена Леонидовна, главному журфаку страны – 65 лет.
Как изменилась профессия журналиста?

Елена Вартанова: Журналиста раньше всегда представляли с ручкой и блокнотом. Современный репортер – технологичен и мультимедиен: текст, звук, видео сосуществуют в его материале на равных. Цифровая среда снимает ограничения по объему, но ставит новые дедлайны, когда надо передать материал за секунды сразу на полосу или в эфир. В эпоху массового блогерства журналистика остается по-прежнему творческой профессией, требующей таланта в поиске информации, изложении материала, аргументации и речи. С другой – наша профессия как никогда ранее связана с высокой степенью социальной ответственности. В условиях “цифры” и глобальной постправды выросло значение профессиональной этики. Журналист и как рассказчик, и как создатель повестки дня должен достоверно показывать обществу, что происходит вокруг.

Какие образовательные технологии используете?

Елена Вартанова: Во многом мы опираемся на те же принципы, которые были положены в основу первых журналистских образовательных программ более 150 лет назад. Это и формирование широкого кругозора, и базы фундаментальных гуманитарных знаний. Тогда же во главу угла было поставлено развитие творческого потенциала и “умения учиться”. От этого ни мы, ни многие центры классического журналистского образования России не уходим.
Новые технологии должны опираться на диалог преподавателя и студента, на цифровые форматы в лекциях, семинарах, домашних заданиях, на формирование навыков самостоятельного мышления и умений работать в команде. Потому в учебном процессе все чаще моделируется работа редакции, организуются исторические и литературные квесты, идет интерактивное общение со студентами через сайты, социальные сети. Кроме того, проводятся мастер-классы звезд отечественной журналистики и известных руководителей медиаиндустрии. Все это вместе с творческими внеаудиторными проектами (театральной студией “Табула раса”, студенческой командой КВН, джазовой группой и танцевальными студиями) развивает у будущих журналистов воображение, чувство прекрасного и, конечно, необходимые коммуникационные навыки.

Где место журналистики в СМИ будущего?

Елена Вартанова: В эру социальных сетей и поисковых машин, когда всерьез обсуждаются угрозы роботожурналистики и журналистики больших данных (big data), встает вопрос о традиционном тексте и его значении для аудитории. В отечественных СМИ автор всегда был и, уверена, останется защитником “маленького человека”, борцом за справедливость. Ведь именно эта традиция, начатая публицистами XIX века, продолжилась в советское время и, верю, останется в будущем! Журналистика найдет новые формы в цифровой среде. При этом медиаиндустрии придется искать новые бизнес-модели для редакций, а социуму – новые форматы взаимоотношений элит, СМИ и аудитории в условиях информационного общества.

Что ждет абитуриентов журфака в 2017 году?

Елена Вартанова: Абитуриентам нужно сдать ЕГЭ по русскому и иностранному языкам, литературе и пройти творческое испытание в МГУ: написать сочинение и выполнить редакционное задание. Оно направлено на выявление их креативных способностей и знаний школьной программы по русскому, литературе, истории. В прошлом году зачисленные на бюджет абитуриенты сдали ЕГЭ в среднем на 90 баллов, а конкурс на факультет составил почти 6 человек на место. И это при нашем внушительном бюджетном приеме 196 мест!

В цифре и дедлайнеПо тексту Ксении Колесниковой
в Федеральном выпуске №7287 (121)

 

Интернет-сайт зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 29 сентября 2006 г.
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25832.
Учредитель: Общественная организация «Союз журналистов Москвы».

Яндекс.Метрика
QR Code Business Card