Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » “Главная цель – сохранение истории Беларуси и России”. Номинант на премию СГ Владимир Лиходедов рассказал о своем проекте.

“Главная цель – сохранение истории Беларуси и России”. Номинант на премию СГ Владимир Лиходедов рассказал о своем проекте.

image_pdf

Владимир Алексеевич, как все начиналось?

Владимир Лиходедов: В следующем году проекту “Бацька шчына. В поисках утраченного” исполнится 20 лет. Старт юбилейному году мы дадим на Дне белорусской письменности в Городке. Главная цель проекта – изучение, сохранение и популяризация истории Беларуси и России. История наших двух стран переплетена и не может рассматриваться в отрыве друг от друга, это будет неполно. Потому что мы жили почти все время в одном государстве либо в государствах-союзниках – собственно, как и сейчас. За 20 лет выпущено уже 47 книг-альбомов (еще три выйдет в ближайшее время), тысячи публикаций в СМИ, как белорусских, так и российских. Сотни выставок, значительная часть из них – международные. Все это основано на моей уникальной коллекции почтовых открыток и фотографий, связанных с историей Беларуси конца XIX – начала XX века. Эта коллекция самая крупная в мире.

Владимир Лиходедов: В советское время все что-то коллекционировали: марки, значки… В десять лет я впервые увидел почтовые открытки с видами родного города Полоцка. Удалось выменять несколько штук, так я и заболел этим делом. Моей коллекции 48 лет. А в 2004 году в газете “Советская Белоруссия” вышла самая первая публикация моего историко-просветительского проекта, основанного на фотографиях, который живет по сей день.

У вас есть также небольшой частный музей в Вилейке…

Владимир Лиходедов: Это, скорее, моя творческая мастерская. Там можно увидеть все, что я собираю, и все это – части проекта “Бацька шчына”. Он очень многогранен. В него входит и проект “Печатный двор”, знакомящий со старинным книгопечатным оборудованием, и два воссозданных памятника, которые, к слову, как раз отражают совместную историю Беларуси и России.

Поделитесь подробностями?

Владимир Лиходедов: На одной из фотографий коллекции я обнаружил ранее неизвестный памятник, посвященный погибшим в Отечественной войне 1812 года. Он располагался под Вилейкой, на снимке обозначено, что находился мемориал на пути между Молодечно и Вилейкой. Сведений о нем нет ни в архивах, ни в картотеках, но есть снимок! На основе этой фотографии к 200-летию войны 1812-го смогли воссоздать этот памятник. Точно так же удалось найти и восстановить надмогильный памятник православному церковнослужителю Федору Юзефовичу из деревни Великая Гать в Ивацевичском районе, замученному поляками в 1863 году. Это был псаломщик Святовольской Кресто-Воздвиженской церкви, погибший мученической смертью во время польского мятежа, – еще одна часть нашей общей истории. Восстановить историческую справедливость удалось благодаря проекту “Бацька шчына”.

Как говорили древние: народы, забывающие свою историю, исчезают

Вы также известны как автор многих любопытных арт-объектов: “Книжный Зубр”, “Механическая Энциклопедия”…

Владимир Лиходедов: Мне нравится моя работа, нравится проект “Бацька шчына”, я вижу плоды своего труда, потому все время стремлюсь придумывать что-то новое, что позволит нам сохранять нашу историческую память. “Книжный Зубр” сделан из деталей печатных станков XIX – начала ХХ века, шерсть у него из типографского шрифта. “Механическая Энциклопедия” – огромные часы, показывающие моменты нашей истории, рассказывающие о наших великих деятелях. Все эти арт-объекты сейчас находятся на выставке в Национальном историческом музее Беларуси.

Почему вы выбрали для изучения именно период рубежа XIX-XX веков?

Владимир Лиходедов: Фотография была изобретена всего лишь в 1839 году, а серьезное развитие получила с конца XIX века. В то время уже начали печатать видовые фотографические открытки – с видами городов. Их приобретали путешественники: было правилом хорошего тона, побывав в каком-либо месте, отослать такие открытки родственникам и друзьям. Они были очень популярны, уже в то время люди начали собирать почтовые карточки, об этом свидетельствуют объявления в газетах. И самое главное, что фотография не врет. Читая книгу об эпохе, вы воспринимаете мнение автора, а на фотоснимке реальность запечатлена такой, какая есть. Потому снимок – наиболее правдивый артефакт для изучения истории. Проект “Бацька шчына” построен на визуализации. На мой взгляд, это позволяет привить интерес к своим корням самым разным людям. Как говорили древние: народы, забывающие свою историю, исчезают. Не хотелось бы, чтобы мы исчезли.

Если станете лауреатом премии Союзного государства, на что ее потратите?

Владимир Лиходедов: На развитие проекта, конечно. Многие предметы из своей коллекции я безвозмездно передаю в Национальный исторический музей, Национальную библиотеку Беларуси, в Государственный музей истории Вооруженных Сил… По линии Союзного государства я через Госсекретаря Дмитрия Мезенцева передал Владимиру Путину уникальные материалы, касающиеся блокады Ленинграда: документы, письма, почтовые открытки, изданные там. А фотографии и материалы по военнопленным Российской армии в годы Первой мировой войны я передал в Государственный музейно-выставочный центр “РОСФОТО” в Санкт-Петербурге. Ну и в сентябре, в преддверии юбилея проекта “Бацька шчына” и Дня народного единства, также готовлю передачу интересных артефактов “РОСФОТО”, Национальной библиотеке Беларуси и Национальному историческому музею. Скоро 400-летие Кутеинского монастыря в Орше. Планирую передать ему церковную утварь XIX века и “Трефологион” – уникальную книгу XVII века. Несколько экземпляров есть в Национальной библиотеке, но плохого качества, а в монастыре нет ни одного, это надо исправить!