Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone
Первый заместитель гендиректора ТАСС Михаил Гусман
на встрече со студентами факультета журналистики РАНХиГС рассказал о вреде фейковых новостей
и роли соцсетей в их распространении.
Мы живем в эпоху социальных сетей. Проблема в том, что мы еще не очень хорошо понимаем, как в этой системе коммуникаций жить. Для нас пока это милая удобная история: списаться, созвониться, что-то узнать. Но, думаю, часто встречается ситуация, когда социальные сети были использованы в самых неблаговидных делах. Уже даже не волна, а цунами фейковых новостей покрывает земной шар. В самых разных формах, при помощи самых разных технологий. Это страшный бич, поверьте, я нисколько не драматизирую.
Мы находимся под невероятно мощным воздействием фейковых новостей, приходящих к нам прежде всего через социальные сети. Если это обычное хулиганство — полбеды. Кто за этим стоит — не суть важно. Главное, что люди в массе своей, к сожалению, подсели на эту иглу восприятия новостей.
Скажу печальную вещь: в среднесрочной перспективе неминуемо то, что случится мировая катастрофа, вызванная, спровоцированная социальными сетями, или если говорить шире, интернетом. Уже есть примеры, пока они носят частный, единичный характер.
Опять-таки шум-гам после выборов президента Соединенных Штатов и обвинения России в их вмешательство. Я всегда провожу одну параллель. Когда появились автомобили, у них не было номеров. Их стали воровать, и они появились.
Затем машины стали попадать в аварии, и разработали дорожные знаки. Люди в 1930-е годы века знали, что атомная энергетика — вещь опасная. Но до Хиросимы и Нагасаки не представляли насколько. Только после этого страны заключили всеобъемлющие соглашения о разоружении.
Социальные сети — тихая, малозаметная и в то же время опасная вещь. Потому что неизвестно, кто может ими воспользоваться, дабы «взорвать» то или иное общество. На встречах с моими коллегами постоянно обсуждаем, как бороться с фейковыми новостями. Пока решения нет, и в ближайшее время оно вряд ли появится. На сегодняшний день фильтр — это каждый из вас при восприятии подобных новостей. Потребитель любого продукта становится все более требовательным. Вы выбираете, что едите, во что одеваетесь. Информация — это продукт, созданный людьми, поэтому в его потреблении нужно быть внимательным. Ее нужно проверять. Как говорил Юлиус Фучек: «Люди, будьте бдительны!» Мы уже с головой покрыты волной фейкового цунами.
И здесь нет места легкомысленности, снисходительности, мол, меня-то не проведешь. К сожалению, насколько простирается мой взгляд, я не вижу радикального лекарства от этой фейковой волны. Я уверен, что в ближайшее время на факультетах журналистики появится предмет под названием: «Фейковые новости и борьба с ними».
Сегодня это становится необходимостью.