Президенту Российской Федерации
Медведеву Д.А.
Федеральному Собранию –
Парламенту Российской Федерации
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
членов Союза журналистов Москвы –
ветеранов Великой Отечественной войны
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые члены Совета Федерации!
Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Московские журналисты – ветераны Великой Отечественной войны, ковавшие Победу над фашистской Германией на боевом и трудовом фронтах, обращаются к Вам в связи с настойчивой необходимостью сохранить историческую принадлежность России города Севастополя – главной военно-морской базы Черноморского флота и Крымского полуострова в целом. Эта проблема еще более обострилась, так как упорно продолжаются усилия властных кругов Украины выдворить Российский Черноморский флот из Севастополя и Черноморских Крымских исторических рубежей.
Факты истории общеизвестны и поэтому неопровержимы.
Манифест Екатерины II от 8 апреля 1783 года «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу» определил рубеж вхождения Крыма в состав Российской империи. В июне 1973 года на вершине горы Ак-Кая и Карасубазара князь Г.А.Потемкин принял присягу на верность России представителей всех слоев мусульманского и христианского населения Крыма.
Военно-политическая значимость оборонительных рубежей России в Крыму, на черноморском побережье обеспечивалась героическими действиями российских войск, славных русских полководцев и флотоводцев Г.Потемкина, П.Румянцева, А.Суворова, М.Кутузова, Ф.Ушакова, И.Багратиона, А.Прозоровского и других.
Сразу же после присоединения Крыма к поселка Атиар в качестве базы кораблей будущего Черноморского флота России, указом Екатерины II от 10 февраля 1784 года предписано основать «… военный порт с адмиралтейством, верфью, крепостью и сделать его военным городом». В начале 1784 года был заложен порт-крепость, названный Севастополем.
Севастополь возник в 1784 г. как главный оборонительный оплот южного рубежа Российской империи. И с тех пор его историческое предназначение для России обуславливалось его особым статусом. Будучи городом военно-стратегического общегосударственного значения Севастополь управлялся непосредственно из Петербурга и с прилегающими к нему землями и морем фактически был обособленным административно- территориальным образованием.
В 1873 г. это законодательно отразилось в учреждении Севастопольского градоначальства, являвшегося наряду с губерниями и областями административно- территориальной единицей, но особого подчинения. Руководил им градоначальник на положении губернатора, сосредоточивший в своих руках гражданскую и военную власть. Так в Крыму возникло самостоятельное административно-территориальное образование независимое от Таврической губернии.
Особый статус города сохранился и в советский период. Черноморский флот, его военно-морская база, город Севастополь по окончании гражданской войны и иностранной интервенции возрождались и крепли за счет бюджетных средств РСФСР и СССР. В 1939 году были расширены границы города, что диктовалось потребностями укрепления оборонных земель.
После Великой Отечественной войны в целях быстрейшего восстановления полностью разрушенного фашистскими захватчиками Севастополя и военно-морского порта, дальнейшего повышения оборонной мощи южного форпоста Отечества, имеющего не местное, а всесоюзное значение, Совет Министров РСФСР 30 апреля 1946 года утвердил генеральный план города Севастополя. В постановлении Правительства особо отмечено: «Город Севастополь восстанавливается как главная военно-морская база Черноморского флота (закрытый город)». И вплоть до начала 90-х годов существовал особый порядок въезда в город и выезда из него.
В этих же целях дальнейшего повышения оборонной мощи южного форпоста Отечества, город Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948г. выделяется в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом. Севастополь обрел статус города республиканского подчинения. В результате юридически он подчинялся напрямую Москве – столице РСФСР и СССР, административно был отделен от Крымской области, стал законодательно финансироваться из общесоюзного бюджета по смете Министерства обороны СССР. Закон Верховного Совета СССР 1954 г. о присоединении Крымской области к Украине, юридически не мог быть распространен, и не распространялся на статус Севастополя. В состав Украинской ССР передавалась Крымская область, а не Крымский полуостров. Ко времени принятия этого закона Севастополь не находился в составе Крымской области. В самом законе и не был назван Севастополь, что подтверждает особый правовой статус города не входящий в состав Крымской области.
Какого-либо законодательного юридического акта о передаче Севастополя от РСФСР к Украинской ССР не могло быть и не было.
Не могла главная база Черноморского флота передаваться из-под юрисдикции РСФСР и Союза ССР в подчинение Украинской ССР. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и всеми последующими Основными Законами Советского Союза организация обороны страны и руководство всеми ее вооруженными силами находились в исключительном в ведении СССР в лице его высших органов власти и управления. И в Конституции РСФСР и в Конституции Украинской ССР прописано, что и та и другая союзные республики обеспечивают за СССР право на оборону всего Союза республик. А Севастополь как оборонительный объект имел общегосударственное, общесоюзное значение. Известно, что Российская Федерация явилась правопреемницей Советского Союза после распада СССР и создания СНГ. Из всего этого следует, что включение Севастополя в состав Украины произошло явочным порядком, незаконно, по существу подрывает суверенитет России, ее неоспоримое право на исконную часть ее территории.
Сторонники украинской принадлежности Севастополя пытаются использовать грубую ошибку, содержащуюся и допущенную в справочнике информационно-статистического отдела Президиума Верховного Совета СССР
“СССР. Административно- территориальное деление союзных республик”, изданном в 1958 г. В нем представлены сведения с учетом административно-территориальных преобразований в союзных республиках в 1954 -1957 гг.
В разделе “Украинская ССР” в качестве самостоятельных административных образований указаны Крымская область и Севастополь, выделенный в город республиканского (украинского) подчинения. Однако в 1948 г. Севастополь обрел статус города республиканского подчинения в составе РСФСР. И Указ Президиума Верховного Совета РСФСР не отменен, имеет законодательную силу. Выходит, что Севастополь как город республиканского подчинения Украины указан в справочнике ошибочно, противоправно, да и справочник не обладает силой закона.
Не имеет юридической силы и статья 77 Конституции Украинской ССР 1978 г., в которой Севастополь упомянут как город республиканского подчинения в составе УССР. Юридический акт включения Севастополя в состав Украины является незаконным, односторонним решением. Вердикта по этому вопросу конституционных органов власти РСФСР не было и нет. Юридические основания для включения Севастополя в состав Украины отсутствовали. Они противоречат государственной воле, законодательству РСФСР.
Все последующие государственные акты, касающиеся взаимоотношений России и Украины, в силу отмеченного, не меняют и не могут изменять Российский статус Севастополя, его принадлежность Российской Федерации. Севастополь в качестве законной военно-морской базы Черноморского флота, имеющей общероссийское значение, должен принадлежать России.
Севастополь для россиян и, прежде всего, русских – святыня. Они его основали как российский город, военно-морскую твердыню России. Героическая оборона города-крепости и в 1853-1856 и в 1941-1942 годах навечно вошли в историю России, современных и будущих поколений.
Эта вечная память. Священный долг русских, всех россиян сохранить русский Севастополь для России. Святыни в дар не отдают. Они не продаются ни за какие деньги. Севастополь в силу своего создания, предназначений, славной боевой истории должен и впредь оставаться Российским. Это справедливо и по праву.
Мэр г. Москвы Ю.М. Лужков недавно напомнил о принадлежности Севастополя России. В самом Севастополе он сказал об этом публично, принародно. Украинские власти объявили его персоной нон грата.
Теперь о статусе Крымской области. Она по постановлению Верховного Совета СССР от 26 апреля 1954 г. была передана Украинской ССР. Однако это постановление незаконно. Статья 16 Конституции РСФСР в редакции 1952 г. гласит: “Территория РСФСР не может быть изменена без согласия РСФСР”, т. е. без согласия ее народа – носителя суверенитета, единственного источника власти. Собственно этот принцип явился необходимым краеугольным камнем, заложенным в фундамент добровольного союза республик, чтобы при любых обстоятельствах внутри союза, в том числе и в случае выхода из него, ни одна республика не утратила части своей исконной территории.
Выявить отношение россиян к передаче Крымской области Украинской ССР можно было лишь путем проведения всероссийского референдума. Но его не проводили. Статья 73 Конституции Украины 1996 года тоже провозглашает, что изменять ее территорию нельзя без предварительного проведения всеукраинского референдума. Почему же Украина присвоила Севастополь и Крым без согласия россиян? Принцип есть принцип. На его нарушение закрыли глаза. Это отвечало интересам украинского руководства. Но так нормальные межгосударственные отношения не строятся.
5 февраля 1954 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР, чем грубо попрал Конституцию РСФСР, суверенитет россиян. Основным Законом РСФСР не предусмотрено полномочие Президиума Верховного Совета РСФСР изменять ее территорию и границы между союзными республиками.
19 февраля 1954 г. это незаконное постановление, подтвержденное постановлением Президиума Верховного Совета Украинской ССР, утвердил Президиум Верховного Совета СССР. Конституционное беззаконие было продолжено. Завершилось оно вышеуказанным постановлением Верховного Совета Союза ССР. В соответствии с Конституцией СССР, его высшие органы власти и управления действительно правомочны утверждать изменения границ между союзными республиками. Но лишь при обязательном условии – согласии их народов. В рассматриваемом случае такого согласия не было. Следовательно, передача Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР незаконна.
Не меняет этого положения и договор между Россией и Украиной вступивший в силу в 1999 г., в соответствии со статьями 2 и 3 которого страны обязались уважать “территориальную целостность друг друга” и подтвердили “нерушимость существующих между ними границ”. Однако эти принципы взаимоотношений между суверенными государствами не распространяются на противоправно, антиконституционно приобретенные территории, к которым относятся Крым и Севастополь. Они под суверенитетом России, являются ее территорией.
Возвращение Севастополя и Крыма в целом России послужит укреплению ее Черноморского флота, который предназначен надежно защищать южные морские рубежи Отечества.
Народы наших государств связывают многовековые корни, общность судеб, дружба, которая в разные периоды истории находила свои конкретные проявления. И не в интересах россиян и украинцев омрачать эти отношения. Поэтому московские журналисты – ветераны Великой Отечественной, обеспокоенные дальнейшим развитием отношений наших братских народов, обращаются к Вам, Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию с просьбой обсудить поставленные в письме проблемы и найти справедливое решение. Это послужит благу укрепления дружбы россиян и украинцев, России и Украины.
Члены Союза журналистов Москвы,
участники и ветераны Великой Отечественной войны:
Я. Ломко – председатель Ассоциации ветеранов журналистики Союза журналистов Москвы, Кандидат исторических наук, профессор;
В. Сапрыков – Заслуженный работник культуры РСФСР;
Л. Корзун – генерал-майор, кандидат военных наук;
И. Кузнецов – доктор исторических наук, профессор;
П. Кукушкин – генерал-майор, кандидат военных наук, доцент, участник обороны Москвы;
И. Осипов – генерал-майор, участник освобождения Севастополя;
А. Скрыльник – сотрудник Института военной истории МО России, участник обороны Севастополя;
А. Шавердова – бывший сотрудник издательства «Физкультура и спорт», участница обороны Москвы;
З. Светланова – публицист, бывший сотрудник Агентства печати «Новости»;
Г. Зубков – публицист, тележурналист:
еще более 100 подписей
Октябрь 2008 г.