Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone
Медийное пространство стран СНГ
Сегодня одним из важнейших направлений демократических реформ и процесса осуществления преобразований в Узбекистане, политической модернизации страны и построения гражданского общества является развитие независимых средств массовой информации, усиление их роли в системе гражданских институтов, обеспечении гласности и открытости проводимых в Узбекистане политики реформ.
В Узбекистане хорошо понимают, что обеспечение свободы и прав граждан в информационной сфере, включающее в себя такие составляющие, как свобода и реализация прав на получение, распространение информации и собственных идей, является краеугольным камнем основ построения демократического общества.
За годы независимости в стране реализован комплекс организационно-правовых мер по обеспечению свободы слова и либерализации средств массовой информации. Создана отвечающая демократическим требованиям и стандартам законодательная база для реализации свободы слова, динамичного, последовательного развития информационной сферы, обеспечения СМИ подобающего места в политической и духовной жизни общества, гарантий социальной и правовой защиты деятельности журналистов, подготовки журналистских кадров, развития справедливой конкурентной среды в медиасфере, негосударственных институтов и структур.
За постсоветские годы было принято более 10 законов, регулирующих деятельность информационной сферы. Примечательно, что почти каждый из законов со времени его принятия претерпел не одно изменение, дополнение, а то и новую редакцию. Это говорит о том, что в ходе развития общества и либерализации информационной сферы, появления новых тенденций и обстоятельств, законы совершенствовались, и процесс этот продолжается.
В Узбекистане постепенно повышается роль средств массовой информации в жизни общества, укрепляется правовая и материально-техническая база медиаструктур, растет социальный статус и престиж профессии журналиста. Сегодня в республике издается более 1300 периодических изданий, что в полтора раза больше, чем десять лет назад. А количество электронных СМИ за эти годы возросло в семь раз. Увеличилась сеть негосударственного теле- и радиовещания – в их числе более 50% действующих телеканалов и 85% радиостанций.
Возрастают роль и значение СМИ в повышении общественно-политической активности нашего народа, его духовности, объективном, правдивом и оперативном освещении реформ, осуществляемых во всех сферах жизни общества, воспитании гармонично развитого поколения.
Наряду с традиционными СМИ – газетами, журналами, телерадиоканалами – в национальном информационном пространстве значительное место начинает занимать интернет-журналистика. Для ее развития создаются условия – так, в домене UZ количество веб-сайтов, действующих в качестве средств массовой информации, в последние пять лет возросло в два раза и сегодня составляет более 360.
Для обеспечения на высоком уровне потребностей населения в получении оперативной и объективной информации, повышения качества и содержания телепрограмм, в стране реализуются масштабные меры по переходу на цифровое телевидение. В последние пять лет этот показатель возрос с 52% до 76%, что свидетельствует об активных темпах работы в этом направлении.
В постсоветские годы более чем в десять раз увеличилось число полиграфических предприятий, их сегодня в стране – 1746. Это позволяет издавать в год свыше 45 млн. экземпляров книг на семи языках.
С целью создания цивилизованного рынка масс-медиа в Узбекистане, расширения роли негосударственных электронных СМИ в построении гражданского общества в горячих дебатах и многочисленных дискуссиях в декабре 2003 года была основана Национальная ассоциация электронных СМИ (НАЭСМИ) Узбекистана. Негосударственные телерадиовещатели республики объединились в дни, когда празднуются годовщина принятия Основного Закона Республики Узбекистан – Конституции, которая является гарантом прав и свобод граждан нашей страны, и Международный день прав человека – 10 декабря. Все это более чем символично. Первыми правовыми документами НАЭСМИ – основополагающими и стержневыми – стали Этический кодекс журналиста и Хартия негосударственных телерадиовещателей. Хартия провозгласила главной стратегической целью объединения повышение роли национальных электронных средств массовой информации в построении гражданского общества. И негосударственные электронные СМИ обязались признавать при соблюдении общественных интересов и общечеловеческих ценностей права индивидуума, человека, проявляя во всех случаях профессионального поведения гражданскую зрелость.
Эти документы дали электронным СМИ возможность получить статус социально ориентированных масс-медиа, развиваться на платформе мировых стандартов содержания и современных форматов медиапродукта.
В настоящее время в Ассоциации уже 100 членов, из них более 50 кабельных телестудий, свыше 15 радио- и более 30 телестанций. Очевиден не только рост числа СМИ, но и высокое качество их работы, появление совершенно новых, свежих идей и взглядов, творческих решений. Ассоциация провозгласила своей целью активизацию гражданской позиции негосударственных телерадиовещателей, а также содействие развитию цивилизованного рынка масс-медиа в Узбекистане.
Важно отметить, что со дня основания деятельность Ассоциации, новые идеи, предложения, проекты поддерживались общественными и международными партнерами, а главное – государством. Так, например решением правительства председатель НАЭСМИ был включен в состав правительственной межведомственной комиссии, регулирующей деятельность и развитие электронных массмедиа. Только свободные, независимые и самостоятельные, располагающие достаточными финансовыми ресурсами институты гражданского общества могут эффективно выполнять возложенные на них задачи.
Еще одной общественной организацией по поддержке СМИ стал Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана. Он создан Указом Первого Президента Республики Узбекистан в ноябре 2005 года по инициативе Союза писателей, Творческого союза журналистов и других общественных организаций, а также ряда печатных изданий и информационных агентств Узбекистана. Фонд осуществляет финансирование проектов по развитию, модернизации и укреплению материально-технической базы независимых печатных СМИ и информационных агентств; подготовке и переподготовке их журналистов и технического персонала; осуществляет поддержку программ, направленных на повышение профессионального, идейного и художественного уровня материалов редакций и т.д. В среднем ежегодно фондом финансируется и проводится более 150 семинаров-тренингов, «круглых столов» и встреч для журналистов центральных и региональных печатных СМИ, по различным направлениям, в которых принимает участие более трех тысяч журналистов.
В момент появления и формирования авторитета общественных медиаорганизаций, ключевым и очень своевременным решением оказалось создание в 2008 году Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан и Парламентской комиссии по управлению средствами фонда. С его появлением сформировалась независимая, основанная на передовых демократических принципах система государственной поддержки ННО и других институтов гражданского общества, в том числе СМИ.
Особое внимание уделяется созданию равных условий для развития в информационном пространстве страны государственных и негосударственных средств массовой информации. В подтверждение этого можно привести тот факт, что только в последние годы для поддержки электронных и печатных СМИ из Государственного бюджета выделено около 14 миллиардов сумов в виде социальных заказов и государственных грантов.
Новый этап развития СМИ определил исторический документ – своеобразная «дорожная карта» развития общества и в частности массмедиа на перспективу – Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, инициированная Первым Президентом Узбекистана и одобренная парламентом в 2010 году. В контексте реформ развернулся процесс совершенствования законодательной базы.
Внедрение в информационную сферу рыночных механизмов, усиление конкуренции между различными СМИ, активизация деятельности негосударственных СМИ, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы их деятельности, в т.ч. в части защиты авторских прав и интеллектуальной собственности есть залог реальной демократизации в обществе. Важнейшим, на мой взгляд, стал Закон «Об открытости деятельности государственных органов власти и управления», принятый в рамках Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Он расшил узкие места в осуществлении конституционного права граждан на информацию и, наряду с этим, во многом увеличил возможности СМИ в доступе к информации о принимаемых ими решениях.
Сегодня с полным правом мы можем сказать, что в Узбекистане созданы механизмы, направленные на повышение информационной открытости публичной власти. Сегодня у них один из основных принципов работы – обязательная открытость и доступность. Причем в Узбекистане законы или какие-либо документы, связанные с транспарентностью власти, имеют нерамочный характер. Эффективно работают интернет-сайты госорганов. Они доступны в сети Интернет для всех аудиторий и содержат актуальную информацию как о деятельности, так и порядке предоставления государственных услуг. Форма открытых данных повышает не только прозрачность, но, главное, подотчетность деятельности государственных органов. А это, в свою очередь, способствует укреплению доверия граждан и предпринимателей к органам власти. Ярким примером является недавно запущенная виртуальная приемная Премьер Министра Республики Узбекистан.
Так какова же на этом этапе роль журналистов негосударственных электронных СМИ? Мы считаем, что сегодня для журналистов, имеющих активную гражданскую позицию, важно не просто сообщить населению о событиях и фактах, но и предложить оптимальные способы их осмысления. Безусловно, право граждан на информацию является фундаментальным, заложенным в основе свободы личности. Однако массовые коммуникации для того и существуют, чтобы ориентировать человека в происходящих событиях. Ориентировать, а не просто сообщать отвлеченные факты, побуждать общество двигаться дальше по пути перспективного развития.
Идея журналистики активной гражданской позиции, провозглашенная впервые в истории отечественной журналистики в Узбекистане общественными организациями – такими как НАЭСМИ и Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных СМИ и информагентств Узбекистана – это не просто «этический» момент. Она становится постоянной величиной в шкале ценностей работника наших медиа. Вместе с этим наша журналистика должна служить средством конструктивной критики того, что мешает двигаться обществу вперед, беспристрастно излагать спорные моменты и обеспечивать возможность специалистам обмениваться комментариями. При этом процесс либерализации СМИ, осуществляемый сегодня в Узбекистане, значительно укрепляет правовые основы принципа разнообразия мнений. Тем самым поэтапно и практически реализуется принцип, провозглашенный у нас в стране: от сильного государства – к сильному гражданскому обществу.
Екатерина Соболева, заместитель генерального директора ИА «Uzbekistan Today»
Точка зрения авторов может не совпадать с мнением редакции сайта ujmos.ru