Телеканал Союзного государства 25 сентября отметил 10-летний юбилей. Встретил он его в совершенно новом формате, взяв на вооружение слоган “Мы меняемся для вас!”. Когда недавно в гостях у редакции “СОЮЗа” новый председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства (ТРО) Николай Ефимович пообещал–, что телеканал в свой день рождения выйдет в эфир обновленным на 90 процентов, слова эти показались фантастикой. Но именно так и случилось: сегодня, специально для читателей “СОЮЗа”, руководитель ТРО представляет новую сетку и концепцию канала.
– У вас в кабинете большой телеэкран, где теперь два логотипа: ТРО и БелРос. Поздравляем с юбилеем и с началом нового вещания!
– А стоило так рисковать?
Николай Ефимович: Мы безусловно благодарны нашим предшественникам: они действительно заложили основу Союзного телевидения. Но то, что с учетом всех современных вызовов – общественно-политических, информационных, медийных, канал должен выйти на новый виток развития, сомнению не подлежит.
Так что с 25 сентября у нас открылось фактически второе дыхание. Мы решали сразу несколько задач: перезапустить телеканал, сформировать новую команду, подготовить концепцию развития на ближайшие пару лет. И тут оказалось, что без кардинальных изменений в деятельности самой телерадиовещательной организации не обойтись. Пришлось готовить целый пакет предложений: теперь ждем совместную коллегию Минкомсвязи России и Министерства информации Беларуси, на которой будут рассмотрены вопросы эффективности деятельности союзных СМИ. И главный вопрос – о реформе телерадиовещательной организации, в первую очередь телеканала.
– Как формировалась сетка канала?
Николай Ефимович: Базовая вещь – создание новых собственных программ. Они создаются с помощью партнеров, так как своего творческого состава с собственным производством согласно уставным документам у нас нет. На каждый проект мы объявляем конкурсы. В Беларуси без конкурса формируем пул партнеров, предъявляя высокие творческие критерии. В первую очередь это те, кто уже зарекомендовал себя на союзном медийном поле.
Большая часть нынешней сетки – новые программы нашего производства. Плюс закупаемый контент – уже готовые передачи или циклы, которые с успехом прошли на национальных каналах Беларуси и России. И наконец, полностью обновленная линейка художественно-документальных фильмов, как современных, так и с ностальгической ноткой – советских. Мы даже решились вернуть на канал сериалы.
– А какими будут новости?
– Представьте, условно говоря, топ новых программ канала.
Николай Ефимович: Ток-шоу “Есть вопрос”: самая горячая повестка недели. Снимается программа в Минске, с участием – обязательное условие – российских экспертов. О чем больше всего говорили в последнюю неделю и у нас, и даже во всем мире – российско-белорусское учение “Запад-2017”. Так что первое ток-шоу на эту тему.
Программа “Государственный интерес”: с Госсекретарем Союзного государства Григорием Алексеевичем Рапотой раз в месяц мы обсуждаем самые интересные темы и важные события из жизни Союзного государства. Вводим стрит-ток, когда прямо с улицы наши граждане задают вопросы Госсекретарю.
Цикл интервью “Наши люди” будет выходить раз в неделю. Собеседники – не только российские и белорусские политики, экономисты, деятели культуры, но и люди, просто интересующиеся историей и реалиями двух стран. Герой первого выпуска, например, известный союзный политик Франц Клинцевич. Он даже читает на белорусском языке “У Лукоморья дуб зеленый…”.
У каждого телеканала сегодня обязательно есть передача о путешествиях. У нас это “Карта Родины”. Мы хотели найти свою “фишку”: ведущий – парень-россиянин едет по Беларуси. Со стороны Минска замечательная девушка-красавица путешествует по России. Но отправляются они не куда глаза глядят: есть сюжетное переплетение – Браславские озера и Селигер. Или исторические города-соседи – Псков и Витебск.
Уже сняты первые выпуски кулинарной программы “Братская кухня”. Ее лицом стала самая известная телеведущая Беларуси Алена Спиридович, которая вот уже 25 лет ведет музыкальный фестиваль “Славянский базар”. В “Братской кухне” проявляются наши общие кулинарные корни, а зрителей ждет сюрприз, необычный для программ такого рода.
“Минск – Москва”. Мы решили, что в нашей сетке не хватает сугубо потребительской программы. На что имеют право наши граждане во всех важных жизненных сферах.
“Новое PROчтение”. Россияне и белорусы читают одни и те же книги, любят одних и тех же писателей. Ведущие программы – минчане Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский – сами создают замечательные книжки для детей и подростков.
“Фабрика кино”. “Беларусьфильм” давно стал известной киноплатформой: многие российские студии предпочитают сегодня вести съемки именно там. Новости с площадки дополнены ностальгическими архивными материалами. Еще в нашей сетке – две премьеры: белорусский фильм “Государственная граница” и документальная лента “Арктика. Край света”.
Пять простых вопросов про канал БелРос (ТРО)
– Где смотреть?
Николай Ефимович: Мы спутниковый платный канал. В нашей концепции ставится вопрос о создании общедоступного Союзного телевидения, но на сегодняшний день реалии таковы, что смотреть нас можно в пакетах цифрового телевидения всех ведущих операторов как в России, так и в Беларуси. Канал, правда, в разных пакетах позиционируется пока по-разному: просветительский, историко-культурный, научно-познавательный, даже этнический. Так что по этому вопросу будем работать с операторами. Мы – общественно-политический канал!
– Кто смотрит ТРО?
Николай Ефимович: Потенциальная аудитория у нас: 50-60 миллионов, если мы возьмем все домохозяйства в России и Беларуси. Безусловно, у нас намного меньше зрителей. Но цифровое телевидениеразвивается очень активно. Нас смотрят не только в России и Беларуси, но и русскоязычное население в Прибалтике, на Украине, в странах СНГ. Чтобы работать на перспективу, мы должны знать свою реальную аудиторию. Поэтому сейчас заказали ее измерение.
– Есть ли на канале повторы?
Николай Ефимович: Конечно же, есть, учитывая тот факт, что мы вещаем и на Дальний Восток, и на Сибирь. Поэтому с учетом часовых поясов не нужно удивляться, что программы круглосуточного канала повторяются, допустим, в час ночи и в три часа. У нас огромный охват.
– Почему у вас два логотипа?
Николай Ефимович: Да, ТРО и БелРос. Это не совсем обычно, и мы долго дискутировали, как сделать лучше. Потому что, с одной стороны, нам важно показать преемственность. Мы не как черт с табакерки выскочили. С другой стороны, в прежнем названии ТРО нет четкого позиционирования, что это российско-белорусский канал. Зритель теперь при том изобилии телевещания чаще всего выбирает нишевые каналы. Очень важно и нужно, чтобы наш зритель сразу понимал: да, это российско-белорусское телевидение. Свое, родное, близкое. Что БелРос – телеканал, который объединяет, сближает нас!
– Сколько человек работают на канале?
Николай Ефимович: Тридцать человек: двадцать четыре в Москве и шесть в Минске.