Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Выросла цитируемость российских СМИ за рубежом

Выросла цитируемость российских СМИ за рубежом

image_pdf
События, которые стремительно развиваются в быстро меняющемся миропорядке, требуют мгновенного отклика массмедиа. На фоне событий вокруг Украины потребность в оперативной и достоверной информации особенно остро чувствуют как простые граждане, так и властные персоны различных государств мира.

По данным аналитического агентства Prognosis, в марте — июне 2022 года был зафиксирован буквально взрыв интереса к российским СМИ. По сравнению с тем же периодом 2021 года число их цитирований в прессе стран «большой двадцатки» (G20) выросло в девять раз.

Эта цифра — средняя. Есть и своего рода рекорды. Новостями из России стали интересоваться даже те страны, которые обычно уделяли событиям в нашей стране минимум внимания. Так, количество упоминаний российских медиаисточников в Индонезии выросло в 180 раз, в Японии — в 35, в ЮАР — в 22, в Аргентине — в 17, в Мексике — в 14 и в Австралии — в 13 раз.

Внимание было приковано по большей части к ситуации на Украине и ходу специальной военной операции, к темам военных конфликтов и национальной безопасности, санкций и экономической устойчивости, боеготовности армий, проблем мирных жителей. На второй план отошли вопросы борьбы с пандемией коронавируса, под знаком которых в мировой прессе прошли 2020-2021 гг.

Среди самых цитируемых российских источников за рубежом — одно государственное и одно частное информагентства — ТАСС и «Интерфакс», второе место с большим отрывом также делят РИА Новости и Regnum, затем с еще большим отрывом идут два государственных медиахолдинга — ВГТРК и Russia Today, два частных СМИ — «Коммерсантъ» и lenta.ru. При этом, как выяснили авторы исследования, ведущую роль в распространении данных о происходящем в России играют сегодня три информагентства — ТАСС, «Интерфакс» и РИА Новости. Каждое из них увеличило свою цитируемость за рубежом примерно в 10 раз, упоминается намного чаще любых других популярных отечественных СМИ.

Именно их западные медиа выбирают, когда нуждаются в оперативной информации из России.

Конечно, всегда в силе принцип «факты священны — комментарии свободны». Но в итоге, несмотря на попытки блокировать и ограничить нашу страну в информационном пространстве, на деле картина обратная.

Цитаты государственных и частных российских СМИ — это около 90% всех упоминаний наших источников в зарубежных медиа. Особенно часто сообщения российских информагентств приводили в США, Германии, Италии и Франции. Лидер таких цитат в США и Италии — ТАСС. В Германии и Китае предпочитают новости «Интерфакса». На долю так называемых иноагентов приходится лишь каждое десятое упоминание. Охотнее других эту группу изданий и порталов цитирует пресса США и Великобритании.

По мнению главного редактора журнала «Россия в глобальной политике», председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике Федора Лукьянова, «события 2022 года на многие месяцы сделали Россию основным сюжетом мировых новостей. Объективной причиной для этого стала значимость процессов, которые запустила российская кампания, субъективной — стремление стран Запада увязать с российской темой все проблемы. В этой ситуации особенно важно, в какой степени и какая информация, поступающая из российских источников, влияет на формирование глобальной информационной картины».

«Сетования на тему о том, что Россия проигрывает информационную войну и у нее не получается транслировать благоприятную трактовку происходящего, являются общим местом. Однако оценка способности России влиять на информационную картину за рубежом — предмет отдельного обсуждения, — продолжает Лукьянов. — Из результатов опроса следует, что ведущие мировые СМИ достаточно интенсивно и осознанно опираются на российские источники информации. В соответствии с формальными правилами, действующими в западных медиа, приводятся разные источники, дабы сохранять впечатление баланса в подаче, что само по себе является предметом манипулирования, но тем не менее». Общая схема восприятия ролей российских информагентств за рубежом, по мнению Федора Лукьянова, такова: «ТАСС — информационная служба властной вертикали, сообщает о принимаемых властью решениях; «Интерфакс» — агентство, подающее информацию нейтрально, расширяющее и дополняющее картину, отображаемую государственными агентствами, с фокусом на экономике и бизнесе».

По мнению автора исследования, управляющего партнера агентства Prognosis Олега Муковозова, даже если у кого-то на Западе вдруг возникнет желание «вытеснить» российские СМИ из информационного поля, это не получится. Качественные СМИ как потребители контента нуждаются сейчас не просто в «сведениях» (в том числе из РФ), а в верифицированной и точной информации, по возможности очищенной от авторской интерпретации. Именно в таком формате и работают информагентства.

В свою очередь Алексей Фирсов, основатель Центра социального прогнозирования «Платформа» и вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью, уверен, что потенциал расширения присутствия российских СМИ в западном медиапространстве далек от исчерпания: «Новостной информации много, однако есть дефицит быстрой, системной, умной аналитики». При этом, уверен эксперт, «текст никогда не умрет» — в основе всегда останется слово, цитата, четко артикулированная новость.

Эксперты указывают, что доверие зарубежной аудитории нужно сохранить и в будущем, когда ситуация вокруг Украины стабилизируется.

Чтобы наращивать свое влияние в информационном пространстве, наши массмедиа должны больше и активнее работать с видеоматериалами, с теми жанрами информации, которые воздействуют на эмоции и образное мышление.

Особенно это важно, когда речь идет об освоении медийного поля наших новых партнеров — стран Востока, Азии, Латинской Америки, чья аудитория мало знает о России, но относится к ней с симпатией и непредвзято.

Ирина Поленова