Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Социальные медиа рождают сетевые войны?

Социальные медиа рождают сетевые войны?

image_pdf

Новые сетевые маугли

— «Цифра», — протягивает руку сосед в COVID-центре, куда мы попали с ним в одну палату. —
Можно Союз. Я родился 17 марта 1991 года, когда Союза не стало. Отец назвал. «Цифра» —
это по приколу. Ник в Сети.

Спрашиваю, имя ему дали в честь референдума о сохранении Советского Союза? «Какого референдума? — Союз Нышанов поднимает брови в недоумении. — Кыргызстан независимый.
И вообще, Союзбек — кыргызское имя». «Цифра» не слышал о Горбачеве, не читает книг и СМИ,
не смотрит телевизор, благодаря айфону живет в социальных сетях. И у него между тем высшее экономическое образование, съемная квартира и хорошо оплачиваемая работа в Москве.

— Надо принять как данность, те, кому 24-30, как личности сложились в социальных сетях, — говорит сопредседатель московского центра урбанистики «Город» Алексей Расходчиков. — Это новые сетевые маугли. Бакалавры и магистры, они в экономике и политике начинают задавать свои правила жизни, будь то удаленка, дистанционка или реал. И как маугли, помещенный в животный мир, терял часть человеческих качеств, но у него обострялись нюх и выносливость, так и их сетевые тезки. Они, как правило, общаются или со сверстниками, или, как в лесу, не с людьми, а технологическими платформами. От них новые маугли получают клиповость взгляда на мир, через клики поисковика — фрагментарность мышления и неспособность строить цепь логических размышлений. Еще как истинные маугли испытывают проблемы с эмоциями.

Выросшие дети «цифры» — новая «умная толпа». Так их назвал американский социальный теоретик Говард Рейнгольд за роль «мозгов» в Сети. Накачав интернет-мускул, они создают свои интеллектуальные ячейки. Но как в природе у их собратьев, так и у детей «цифры» установка общаться «со своими» дала прививку выживания — слушать себя и не слышать других. Правило строить диалог с позиции силы в виртуальном мире превратилось в искусство выживания и в реальном. Кстати, во многом из-за недооценки обществом сетей как интеллектуальной площадки. Изначально их почти все воспринимали как инструмент — «новую печатную машинку». Но оказалось, что инструмент еще и технологическая платформа, которая «лепит» людей своего круга. Сначала они лопотали что-то на непонятном «олбанском» интернет-сленге. Все хихикали. Однако дитя выросло, и недоразумение «олбанского» прикола переросло в конфликт отцов и детей — маугли диктуют отцам правила, которые не выполнять уже не получается.

— Я хотел заразиться коронавирусом, чтобы доказать, что его нет, — делится ковид-диссидентскими убеждениями Союзбек и отказывается принимать таблетки. — Ну, я здесь: температуры нет, обоняние и аппетит при мне. Где ковид? Не вижу. Вижу желание нас чипировать за то, что мы уходим от правил, которые нам диктуют. Как они не понимают, что стоит бросить интернет-клич…

Союзбек-«Цифра» загибает пальцы, доказывая свою правоту: через Сеть получались погромы в Лондоне, вспышка протестов «Жизнь черных имеет значение» в США, «тюльпановые», «бархатные» и прочие цветные революции. Так через вирт или виртуальность Сети превратились в способ утверждения новых маугли. Проблема в том, что они не умеют социализироваться в реале.

Волны искажаемой реальности

К обитателю Сети нужно знать коммуникативный код.

— «ВКонтакте» и «Инстаграме» чекинятся лузеры, отстой и пенсионеры, — объясняет принципы отбора в сообщества «Цифра»-Союзбек Нышанов. — Все юзеры давно в «Ютубе».

В переводе с интернет-русского на русский разговорный это означает, что Сеть неоднородна и дает доступ к себе через жесткий отбор. Пройти его — все равно что занять место в стае: «Инстаграм», «Телеграм» — это «павлины» Моа, «Фейсбук» — «шакалы» Табаки, «ВКонтакте», «Твиттер» — «рыжие собаки», все, кто вне групп или Сети, — «бандерлоги». И лишь обитатели «Ютуба», — разумеется, «братья». Популярный видеохостинг «Ютуб», куда оппозиционная повестка, вытесненная из офлайна, перетекла в онлайн, не просто «братство». Личность, сформированная там, повзрослев с «ютубными» ценностями, рано или поздно сталкивается с «бандерлогами».

— Мне взгляды маугли напоминают мем из «Твин Пикса»: «Совы не то, чем кажутся», — делится наблюдением социолог Агентства исследований «Столица» Галина Градосельская. — Сети тоже не то, что они декларируют. В жизни их посылы часто оборачиваются противоположностью: принцип свободы — легкостью манипуляции, декларируемый индивидуализм — стадностью, когда ведомые выбирают из ограниченного набора предлагаемое решение. Отсюда и цветные революции, и протесты групп любителей однотонных носков против групп любителей полосатых. Вместе они делают один выбор. Цель забывается, смыслом становится принцип стаи — против кого дружим? И запускается он вовсе не за счет их естественной реакции на то или иное событие, а с помощью информационных волн.

По данным Агентства социологических исследований «Столица», информационные волны, или на сленге пользователей гон, в Сети составляют от 65 до 80 процентов «мнений». И лишь 20-30 процентов информации социальных сетей — зерна живой реакции человека на то или иное событие. Причем искажение реальности зависит от финансовых вложений виртуальных игроков-ботов и числа лохов — тех, кто откликается на наживку. Проглатывает ее даже искушенная аудитория.

— Фейк, всеми ругаемый, — безотказный способ достижения цели, — говорит профессор факультета политологии МГУ Андрей Манойло. — И вроде бы уже все знают, как отличить факт от фейка: он анонимен, а если персонифицирован, призывает не к логике и фактам, а к эмоциям, что отключает сознание и способность анализировать. В этом сила фейка. Он как стихийное бедствие. Дальше вакуум заполняют слухи и домыслы. А когда человек «съел» фейк, информация, даже если она точна, уже может не работать. Поздно: вместо анализа транслируются мифы.

Сразу вспомнилось, как в «Фейсбуке» продвинутая оппозиция годами стебется, транслируя миф, что она грамотнее патриотов. Он вырос из вирусного фейка о том, что Геннадий Зюганов «в слове из пяти букв делает шесть ошибок». И не докажешь, что Зюганов — доктор философских наук, а реальность перпендикулярна: грамотнее тот, кто старше и получил хорошее образование. Однако гибрид воздействия через фейк, домыслы и мифы запущен, и переубедить через факт обитателей Сети еще и технически сложно.

— Сетевая реальность изменчива, — говорит Галина Градосельская. — В 2013 году «Фейсбук» насчитывал более 10 миллионов, сегодня — около 6 миллионов подписчиков. Так «плавает» каждая Сеть. Хотя цифровой отпечаток как глаз: можно поменять группу, айпи-адрес, а перебежчика без труда вычислят. Вопрос: кому это надо? Практика наших исследований показывает, что так технологические платформы направляют развитие соцсетей не в плоскость интеллектуального развития, а масскульта, а шоу-бизнес — это визионерство и извлечение из него прибыли. То есть все, как в шоу: тот, кто понравился большинству, тот и прав. Не до истины. Ловушка захлопнулась.

Так реальность многомерно искажается, «умная» толпа оборачивается групповой травлей, а люди попадают во все капканы, которые расставляет «цифра». И это не только проблема маугли — среда Сети для многих уже своя. Но большинство людей не понимают, кто и как ими манипулирует.

«Умная толпа» наследила в будущее

— Для меня страшный сон: если соцсети войдут в повседневность, бежать от них будет некуда, — считает Галина Градосельская. — Будет как с корпоративной культурой. Она новыми буржуа в 2000-е насаждалась, как коммунизм большевиками. Один из вопросов нашего исследования тогда звучал так: «Что, если корпоративные правила поведения распространить на жизнь?» 78 процентов топ-менеджеров и 93 процента сотрудников (анонимно) ответили: «Нет». Практика дала им понимание — это правила игры, где не живут, а выживают. С Сетью происходит что-то подобное. Я вижу три сценария их развития — поглощение человека вплоть до чипизации, чего инстинкт самосохранения не даст сделать, баланс социально-сетевой жизни и отключение от сетей.

В третий путь ни Градосельская, никто не верит. Мир озабочен тем, как установить цифровое перемирие и принять законы, которые снизят накал гибридных войн. Но и законы будут атаковать почкующиеся социальные медиа.

— Баланс Сеть не устраивает, — убежден Андрей Манойло. — Ставка: «Переиграем!» Это нутро ее оборонно-сектантской психологии. Если цель достигнута или провалена, сообщества не пропадают. Они ужимаются, ядро остается. Локальный конфликт исчезает, структура его решения спит. Она активируется с новым конфликтом. Это закон Сети — следы остаются. Их пространство эволюционирует. Векторы восхождения и нисхождения заданы. Дальше как с атомом: могут случиться Хиросима и Нагасаки, а может — мирный атом, кстати, который питает Сеть. Пока в соцсетях, увы, уровень каменного века, где есть свои вожди и нукеры, где вместо камня гаджет. Очень важно, пойдет ли эволюция сетевых сообществ по восходящей — к гуманистическому будущему, в котором мы живем и хотим жить. Для этого в онлайн надо внедрять культуру. Этим человек отличается от животного. За культурой придет этика как механизм выживания цивилизованной Сети.

Пока же культуру в Сети насаждают ловкие манипуляторы. «Умная толпа», сплоченная не интеллектом и культурой, а гаджетами и невидимыми технологиями, пользуется «цифрой», как бандит гранатой. Благодаря ей сети молниеносно имеют доступ к любому и по-любому — от лонгридов в «ЖЖ» для «типа умных» и до коротких роликов в TikTok для тех, кто «не заморачивается». И вот уже ТikTok, заточенный на еще большее шоу, переигрывает «Ютуб». «Ютуб» по итогам 2020 года отказался от ролика-самопродвижения. Причин никто не знает, но сила фейка догнала и «Большого брата». По слухам, ролик «Ютуб» о себе любимом по итогам 2018 года набрал жуткую цифру дизлайков — 18 миллионов при 2,9 миллиона лайков. Попытка отыграться в 2019-м мало что изменила — 9,2 миллиона дизлайков при 3,4 млн лайков. Похоже, «Ютуб», как шагреневая кожа, повторяет судьбу сужающего сетевое воздействие «Фейсбука». Вместе они, уступая дорогу TikTok, отработали ресурс роста и, как в джунглях, расступаются перед тем, кто сильнее и наглее.

Так что свободного мира не только в Сети, но и среди «братства» «Ютуба» не получилось. То ли еще будет. Роботы не святые, они программные технологические платформы. Да и оптико-волоконная техника мысли тоже не вечная.
Не желая цивилизоваться, она может уйти на свалку истории. Пока это еще зависит от людей.

По тексту Владимира Емельяненко