Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » СМИ — лидеры и аутсайдеры

СМИ — лидеры и аутсайдеры

image_pdf

Для расчета MSindex использовались 48 различных индикаторов, разделенных на пять частных индексов: состояние среды для работы средств массовой информации; влияние власти, бизнеса, общественных организаций на работу СМИ; доступ аудитории к каналам потребления, реальное потребление и запросы на информацию; состояние самих СМИ; состояние медиаконтента. По результатам исследования регионы были разделены на четыре класса. Рейтинг А получили 11 наиболее развитых регионов, среди которых лидируют Москва, Санкт-Петербург, Свердловская и Московская области. Рейтинг B был присвоен 30 регионам со средним уровнем развития СМИ, рейтинг С — 31 региону с недостаточным уровнем развития СМИ, рейтинг D — 13 регионам с наименьшим уровнем развития СМИ.

Исследование показало: в тех регионах, где бизнес, власть и общество активнее влияют на СМИ, наблюдается и более качественный контент медиа. Важный тренд за годы наблюдений — возрастающее расслоение регионов по состоянию медиасферы. «То есть Москва — лидер на протяжении всех лет — оказалась как никогда высоко, — отмечает директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин, — а последний регион (в 2018 году — Тыва) как никогда низко». Это заметно, в частности, по уровню трат региональных бюджетов на поддержку СМИ. Всего в 2018 году регионы заложили на поддержку СМИ 45,6 млрд ₽.
Самый низкий показатель — в Пермском крае (11 ₽ на одного жителя), самый высокий — в Ямало-Ненецком автономном округе (5087 ₽). На Москву приходится 28% расходов региональных бюджетов, в расчете на каждого жителя столичный бюджет тратит чуть более 1000 ₽.
Среди частных индексов наибольшее расслоение между регионами — по уровню медиаконтента, а наименьшее — по состоянию аудитории. Другими словами, аудитория разных регионов оказалась более однородной, чем остальные аспекты медиасферы. «Поэтому плохое состояние медиасферы, самих медиа в регионе нельзя оправдать словами «у нас люди другие», — говорит Казьмин. — Они, мол, не доверяют журналистам, не желают получать информацию из альтернативных источников, не запрашивают качественный контент. Качества аудитории в разных регионах отличаются меньше, чем экономическая ситуация, качество местных медиа или уровень влияния региональных властей и бизнеса на СМИ».

Массовые опросы, проведенные по заказу «Медиастандарта», показали, что для 75% россиян телевидение остается самым популярным каналом информации. На втором месте Интернет (48). Тройку лидеров замыкает печатная пресса (19).

Исследовалась также степень доверия к различным источникам информации. Здесь заметен резкий рост показателей у неформальных медиа. Например, информации в YouTube доверяет 12 опрошенных, каналам в Telegram — 4 (среди молодежи — втрое больше). В целом уровень доверия населения к СМИ в большинстве регионов России пока не опускается ниже 50 процентов. При этом телевизор смотрят все меньше жителей страны. Например, в Архангельской области число жителей, потребляющих телевизионный контент, уменьшилось почти в два раза — с 55% до 30%. Заметное снижение наблюдается в Санкт-Петербурге —
с 44% до 33%, в Крыму — с 56% до 40%, в Свердловской области — с 57% до 43%. Авторы исследования предполагают, что эта тенденция связана с уходом аудитории в другие медиа, в том числе в социальные сети.

В целом уровень доверия населения к СМИ в большинстве регионов России пока не опускается ниже 50%

Половина населения в целом доверяет средствам массовой информации. Самый высокий уровень доверия зафиксирован на Ямале (73%), в Севастополе (75%) и в Крыму (78%), самый низкий — в Ингушетии, Москве и Тамбовской области (58%). Причем оказалось, что в большинстве регионов местным СМИ доверяют больше, чем федеральным. По этому показателю лидируют Москва (61% против 58%), Санкт-Петербург (68% против 60%), Московская область (60% против 59%). Самый высокий уровень доверия к региональным СМИ зафиксирован в Свердловской и Воронежской областях (79%), Чечне (78%) и Тюменской области с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами (77%). Лишь в 19 регионах (среди них Калмыкия, Тыва, Севастополь) показатель доверия к федеральным СМИ выше, чем к региональным.

Согласно опросу, растет число россиян, постоянно, часто или достаточно часто встречающихся в СМИ с заведомо ложной информацией или попыткой навязать определенную точку зрения. Большинство из тех, кто встречается с не заслуживающим доверия контентом, пытается его проверить в других источниках. В разных регионах таких потребителей информации
от 71% до 86%. При этом, по данным Фонда «Общественное мнение», более 70% россиян считают, что допустимо умалчивать или искажать информацию в СМИ, почти 40% граждан говорят, что не нужно обнародовать малоизученные и неизвестные факты истории Великой Отечественной войны, потому что это «нанесет ущерб патриотическим чувствам».

При всей разнородности отечественной медиасферы, где ощутим большой разрыв между лидерами и аутсайдерами, аудитория СМИ в различных регионах начинает обнаруживать общие черты. Она мало-помалу избавляется от безоговорочного доверия ко всему, что вещают по телевизору или пишут в газетах, и все чаще способна отличить правдивую информацию от ложной.

Валерий Выжутович