Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Расслоившийся литературный пирог и новые рецепты успеха

Расслоившийся литературный пирог и новые рецепты успеха

image_pdf

Московская международная книжная ярмарка – настоящий праздник литературы, а также площадка для обсуждения многих литературных и окололитературных тем. Для писателя Юрия Козлова ее открытие послужило поводом порассуждать о проблемах отечественной словесности. 

Прошли време­на, когда писате­ли стремились стать властите­лями дум, били в набат, не мог­ли молчать, про­буждали своими лирами «чув­ства добрые». Можно ли это изменить?

Литературный процесс в Рос­сии сегодня превратился в игру с нулевым для боль­шинства участников резуль­татом. Престижные, точнее объявленные таковыми, пре­мии присуждаются за мало­грамотные, не имеющие от­ношения к художественной литературе тексты. Издательская, обеспечиваю­щая тиражно-премиальный вал машина функционирует в отрыве писательского сооб­щества и ушедшего в подпо­лье, многократно обманутого нанятыми критиками и рекла­мой, к тому же существенно обедневшего для приобрете­ния новинок (700-800 рублей) Пелевина, Яхиной, Улицкой и прочих «лидеров продаж». Треугольник: писатель — из­датель — читатель обрел скользящую фантомно-вирту­альную сущность. Шустроизготовленные под утвердивши­еся (негативные по отноше­нию к исторической и современной России) тренды тексты пробуждают в читателях отвращение к стране и вла­сти, ощущение общественно­го и житейского тупика. Литература, подобно пирогу, расслоилась и сделалась не­удобоваримой для общенарод­ного употребления, потеряла естественный механизм пре­емственности писательских поколений и духовных тради­ций, позволявший в былые эпохи держать в поле зрения общества «проклятые» вопро­сы бытия и даже иногда способствовать их решению. Ведущаяся в настоящее время между литераторами-либералами и литераторами-государственниками полемика о ситуации в литературе бесплодна в силу изменения самой сущ­ности российского государ­ства, отделившего от себя лите­ратуру, как некогда религию. Заимствованные из советско­го прошлого методика и па­фос осмысления происходя­щих сегодня в литературе про­цессов не работают.

Что толку горевать о судьбе толстых журналов, если чита­тели потеряли к ним интерес, и «толстяки» уже давно не мо­гут существовать без спонсор­ской поддержки? Не проще ли спокойно признать, что они пережили свое время и долж­ны уйти в небытие, как ЗИЛ или завод «Серп и Молот»? Ка­кие передачи имеют самый высокий рейтинг на телевиде­нии? Правильно, те, которые нормальный человек не мо­жет смотреть без отвращения. Значит, следует признать, что критерии «нормальности» в обществе изменились, и производить «продукт», соответствующий изменившей­ся реальности.

Так, собственно, и работают сегодня большинство изда­тельств, киностудий, театров и прочих культурных учрежде­ний. Девяносто пять процен­тов прозаиков и девяносто де­вять процентов поэтов издают произведения за собственный счет или вымаливают гранты у власти. Впору вспомнить знаменитую статью Юрия Ка­закова «О мужестве писателя». Сегодня молодой писатель входит в литературу «не веря, не боясь и не прося». Если, ко­нечно, собирается не срубить по-легкому бабла (таких мно­го), а (их значительно мень­ше) изменить мир. Он знает, что верить (идеология по Конституции упраздне­на) не во что, бояться поздно (наказание, как и все прочее, продается и покупается), про­сить (у государства?) бес­смысленно.

В России сегодня рождается и зреет новая литература. Прорываясь сквозь сетевой мусор, белый и черный лите­ратурный «шум», колючую проволоку «премиальных» ре­дакций, молодой писатель не­сет молодому (старикам там уже не место) читателю свою, в упор не замечаемую и не при­знаваемую культурным исте­блишментом правду. Это грубая и жестокая правда не из­вестной нам России.

Пока что она (по Маяковско­му) похожа на мычание, но в ней уже угадываются но­вые социальные и художе­ственные смыслы.

Рано или поздно эта правда взорвет, переформатирует сложившуюся сегодня в лите­ратуре ситуацию, когда «премиальные» писатели левой ногой пописывают, читатели и критики лениво почитывают, а владельцы крупнейших российских издательств (в отличие от нищих писателей — сплошь миллиардеры) подсчитывают прибыли от продажи издаваемой макулатуры.

Юрий Козлов

 Об авторе: Юрий Козлов, писатель, автор более 30 книг. Родился в 1953 году в городе Великие Луки. С 2001 года работает главным редактором журналов «Роман-газета» и «Детская роман-газета». Лауреат Всероссийской премии «Традиция», Премии правительства Москвы, Малой литературной премии России»За честность и объективность в творчестве» и других.