Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Единство – да, но на какой основе и какой ценой?

Единство – да, но на какой основе и какой ценой?

image_pdf

Станкевич

Зигмунд Станкевич
доктор юридических наук,
действительный член (академик) Российской академии социальных наук,
член Союза журналистов Москвы

 

Наша дискуссия наглядно продемонстрировала, насколько сложной и противоречивой является многогранная проблема т.н. славянского единства. Особенно, сегодня, когда буквально на глазах меняется мироустройство, подвергаются сомнению казавшиеся было незыблемыми принципы взаимоотношений между странами и народами, когда бывшие друзья и даже «братья» становятся заклятыми врагами, а прежние противники – вернейшими союзниками.

В этих условиях весьма странно, на мой взгляд, выглядят попытки отыскать ключ к решению данной проблемы в прошлом – будь то великий и трагический ХХ век, или более отдаленные исторические времена. Ведь «славянское единство» всегда было далеко не однозначным явлением, порождавшим самые разные, по своей значимости и направленности, исторические процессы, а стремление к нему приводило как к грандиозным победам, так и, к сожалению, к катастрофическим поражениям, стоившим многочисленных человеческих жизней.

Именно по этой причине я предпочитаю относиться к разговорам о «славянском единстве» с большой осторожностью. Прежде всего, потому, что не совсем понятен смысл призывов к данному единству в современных условиях, когда славянский мир четко разделен между условным Западом во главе с США и условным Востоком, в котором себя в качестве одного из цивилизационных центров стремится позиционировать постсоветская Россия. В этих условиях вряд ли может идти речь о каком-либо единстве на этно-национальной основе, пусть даже с выраженным религиозным (православным) «оттенком», поскольку сегодня на планете практически безраздельно доминируют геополитические, военно-стратегические и экономические мотивы объединения.

Взять хотя бы то, что ныне объединяет и сплачивает западное сообщество. Помимо общей цивилизационно-ценностной основы, «большой» Запад прочно скрепляет т.н. трансатлантическое единство, своеобразной «несущей конструкцией» которого выступает военно-политический блок НАТО. А сплоченность «малого» Запада активно поддерживается т.н. европейским единством, материальным воплощением которого выступает политико-экономический Европейский Союз. Каждый из указанных видов западного единства имеет свою «изюминку»: для трансатлантического единства эту роль играет пресловутая 5-я статья Североатлантического договора, а для европейского – принцип консенсуса, на основе которого принимаются решения в рамках ЕС.

Понятно, что ничем подобным на сегодняшний день мы похвастаться не можем. Так происходит, главным образом, потому, что для России до сих пор не завершен процесс развала СССР, «становым хребтом» которого она являлась. Одновременно, российское государство продолжает испытывать на себе губительные последствия поражения Советского Союза в прошлой Холодной войне, которые проявляются, прежде всего, в существенных и весьма болезненных для него геополитических потерях.

В этой обстановке, на мой взгляд, было бы непростительной ошибкой рассматривать именно «славянское единство» как средство противодействия неприкрытой  экспансии геополитических соперников России на территории, традиционно считающиеся сферой преимущественно русского влияния. Тем более, прибегнуть к насаждению в этих целях русского гегемонизма, о котором здесь так страстно говорил коллега Александр Севастьянов. Это абсолютно тупиковый путь, поскольку мощнейшая центробежная тенденция на просторах бывшего Союза, запущенная «умелыми руками» во второй половине 80-х годов прошлого столетия, себя ещё не исчерпала.

Это произойдет не скоро, но обязательно состоится. Придет день, когда верх вновь возьмет центростремительная тенденция, и тогда мы увидим настоящий ренессанс руссоцентризма – яркого, привлекательного и всеохватного. Это будет новый руссоцентризм высокотехнологичного и глобалистского ХХI века, скорее евразийский, чем «славянский», по сему — более устойчивый и долговечный.

А пока надо стараться сберечь то немногое, что осталось от нашего былого единства. Того поистине Великого единства, которое позволило создать сверхдержаву,  одержать Победу в кровопролитнейшей из войн, стать первопроходцами в освоении космоса…

Авторизованный текст выступления на седьмом заседании Исторического клуба «Моё Отечество»
19 марта 2015 года.