Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Е

Е

image_pdf

Евдокимов Д.В. – Евзерихин Э.Н. – Евреинов Н.Н. – Егорунин А.Г. – Ефимов Б.Е.e

ЕВДОКИМОВ ДМИТРИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1937, Магнитогорск Челябинск. обл. – 2009, М.), журналист, писатель, издатель. После окончания МГИАИ (1959) – на журналист. работе в Подольске (Моск. обл.): лит. сотр. заводск. многотираж. газ. «Наша правда», затем – зам. гл. ред. газ. «Подольский рабочий». В 1960-х начал печатать свои лит. произв. в столич. изд. Переехав в М., молодой писатель укрепил связи с близкими ему СМИ, плодотворно сотрудничал с радио и телевидением.

При его актив. участии выходили книги, посв. героич. эпопее защиты М. от немецко-фашист. захватчиков в 1941–42. В марте 1977 Е. был назначен гл. ред. изд-ва «Московский рабочий», а в июне 1987 стал его дир. По инициативе Е. изд-во настойчиво расширяло публ. лит. работ, пользующихся спросом читателей-москвичей – от отеч. классики до актуальн. соч. совр. литераторов и журналистов, краеведч. и фотокниг. Открытие новых издат. серий «Московский рассказ», «Поединок», «Однотомник классической литературы», «Московский альбом» привлекло немало новых авторов, что благотворно сказалось на обогащении издат. планов, росте тиражей продукции «Московского рабочего». С годами писатель все более энергично разрабатывал собств. темы. За перв. кн. «Мой завод» (1976) последовали повести «Летние каникулы» (1981), «Индивидуальный подход» (1982), «Семейный альбом» (1982), «За давностью лет» (1984). Опираясь на ист. источники, Е. создал ряд интересн. книг, среди кот. цикл рассказов «Тайны кремлевских сокровищ» (1999), ист. пов. «Похождения российского Картуша», «Шуйский против Шуйского» и др. Широкую известность автору принес ист. ром. «Дмитрий Пожарский» (2001), переизд. с сокращениями в 2008 под названием «1612 год».
Жил на Донской ул., 5; на Новочеремушкинской ул., 52, корп. 2. Похоронен на Донском кладб.
Лит.: [Некролог] // Московская правда. 2009. 14 мая; Подолье. 2012. № 2-3 ● Писатели Москвы. Биобиблиогр. справочник. М., 1987.
©Н.Н. Митрофанов

ЕВЗЕРИХИН ЭММАНУИЛ НОЕВИЧ (1911, Ростов-на-Дону — 1984, М.), фотожурналист. Увлекся фотографией в юнош. гг. Избегая облегчен. решений, Е. постоянно совершенствовал профес. подход к процессам отражения природы, людей и обществ. мероприятий. В кон. 1930-х плодотворно сотрудничал с «Прессклише ТАСС», с 1933 – корр. фотохроники ТАСС. В М. с 1934. Уч-вал в освещении крупных событий общественно-полит. характера – конгресса Коминтерна, чрезвычайн. VIII съезда Советов СССР, на кот. была принята Конституция СССР (1936). Во втор. пол. 1930-х впечатляюще передает настроение и дух времени при съемке стр-ва новых народно-хоз. объектов, эпизодов подготовки полярн. экспедиций, масштаб. физкульт. парадов. В числе изв. работ Е. – портреты А.М. Горького, М.И. Калинина, летчиков В.П. Чкалова, М.М. Громова и др. В период Великой Отеч. войны им была сделана масса фронтовых снимков, отразивших боевые будни Кр. Арм. и тыла, героизм сов. воинов-освободителей. Вместе с передовыми частями Е. входил в Минск, Варшаву, Кенигсберг, Прагу. С 1950-х уч-вал в мн. фотовыставках, в т. ч. заруб., преподавал иск-во фотографии, нередко выступал с лекциями вдалеке от М. Широкий резонанс вызвали персон. выставки Е. в М., устроен. ИТАР-ТАСС (1977), Фотоцентром (1998), Галереей им. братьев Люмьер (2002), Моск. домом фотографии (2004) и др. Специалисты отмечают глубокое внутр. содержание работ фотографа-классика, хроникера повседневности, создан. им за 50 лет: «…Теперь, когда мы смотрим назад, именно эти фотографии, многие из которых получили широкую известность, очертят ту образную систему, в которой мы воспринимаем эпоху или, вернее, в случае Евзерихина, – эпохи. Фотообразы эти классичны в старом смысле слова: в смысле образов и неосознаваемых общих мест…» (К. Голубович)
Жил на Овчинниковской наб., 6; с 1956 – на Озерковской наб., 48-50, корп. 3.
Лит.: Голубович К. Тотальное многолюдье // Фото & Техника. 2004. № 34.
© Н.М

***
ЕВРЕИНОВ
 НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1879, М.–1953, Париж), реж., драматург, критик, театровед. Дет. и гимназич. гг. Е. прошли в М., Дерпте, Пскове. После завершения курса Уч-ща правоведения в СПб. (1901) поступил в С.-Петерб. конс. (кл. композиции Н.А. Римского-Корсакова). В 1905 поставлены сразу две его пьесы «Фундамент счастья» (Новый т-р), «Стёпик и Манюрочка» (Александринский т-р). Основал с бар. Н.В. Дризеном «Старинный т-р», «моск.» его открытие произошло в зале сада «Аквариум». Будучи гл. реж. т-ра «Кривое зеркало» (с 1910), развивает его деят-сть как генератора добротной юмористич. интонации, пронизанных иронией театр. действ, привлекает к сотрудничеству молодых моск. авторов. До 1917 поставил св. 100 миниатюр и пьес, в т.ч. 14 собств. Предметами обсуждения стали его реж. буффонады «В кулисах души», «Ревизор», «Школа этуалей», «Кухня смеха» и др. В средоточиях богемы (лит. кабаре «Бродячая собака», «Привал комедиантов» и их моск. аналогах) исполнял входившие в моду изысканно-интимн. песенки и частушки; импровизировал на рояле, облаченный в традиц. рус. поддевку и красную шелковую рубаху, обутый в лаковые сапоги. Как единств. рус. реж., имевший теоретико-муз. образование, получил предложение реконструировать «Прекрасную Елену» Ж. Оффенбаха. По свидетельствам современников, эти заказы были инициированы женой пред. Моссовета Л.Б. Каменева О.Д. Каменевой, заведовавшей худож. подотделом МОНО и стремившейся переманить в «красн. столицу» лучшие театр. силы Пг. В этот период Е. интенсивно работал над литературно-критич. соч. В марте 1922 он разыскал в столице М.В. Нестерова и обсудил с ним вопрос о срочной подготовке кн. Е. «Нестеров», кот. вскоре была встречена положит. откликами творч. интеллигенции. Согласившись стать гл. реж. Моск. т-ра миниатюр «Кривой Джимми» (Б. Гнездниковский пер., 10), Е. в сент. 1922 приехал в М. и поселился у М.А. Разумного (1892–1945) – одного из деят. моск. эстрады, откупивших сад «Эрмитаж» и монополизировавших гл. места развлечений в М. Убедив Каменеву открыть в М. Т-р рев. сатиры (Теревсат), Разумный получил значит. субсидию, частично использованную Е. в 1923–24. Усилия Е. способствовали сохранению в М. лучших традиций дорев. т-ров миниатюр и поддержке мастеров мал. формы, пародистов и комиков. После поездки в Зап. Европу Е. создал лекцию-спектакль «Париж накануне 23-го года», в первом отд-и с лирико-публицист. словом «М. накануне 23-го года» выступал поэт В.В. Каменский. В кон. марта 1923 в т-ре «Кривой Джимми» проходили популярн. вечера Е., кот. сов. печать игнорировала. Осознавая бесперспективность деят-сти в новой России, Е. эмигрировал в 1925. С 1927 жил гл. обр. в Париже. Знаток т-ра кн. С.М. Волконский писал, что Е. – «единств. из очень немногих русских, успешно продолжавших и в эмиграции свою творч. работу». Из почти 30 пьес Е. треть была написана вне России. Драматурга-эмигранта с его моск. потенциалом называли на Западе «рус. Пиранделло». Филос. арлекиниада Е. – пьеса «Самое главное» (1920) была переведена на 27 яз., ставилась в 25 странах (в 1999 премьера в МХАТе им. А.П. Чехова). В кон. 1930-х создал антисталинск. пьесу «Шаги Немезиды» («Я другой такой страны не знаю…») – хронику в 6 картинах из парт. жизни СССР в 1936–38, действие кот. происходит в М. Ее персонажи: Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, А.И. Рыков, Н.И. Бухарин и их родственники, И.В. Сталин, Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов. Пьеса никогда не ставилась, была опубл. в Париже в 1956, в России – в сокр. виде в 1990. Автор воспоминаний «В школе остроумия» (опубл.: М., 1998). Посл. публич. выступление Е. состоялось 7 нояб. 1948 в Париже на вечере, посв. МХАТу.
Жил на Новоспасской ул., 2.
Соч.: Драм. соч. Т. 1–3. СПб.–Пг., 1908, 1914, 1923; Крепост. актрисы. Ист. очерк. СПб., 1911; Бердслей. СПб., 1912; История рус. т-ра с древнейших времен до 1917. Нью-Йорк, 1955; Письма Н.Н. Евреинова к В.В. Каменскому (1915–34) // Сов. драматургия. 1988. № 4; Демон театральности. М.–СПб., 2002.
Лит.: Бабенко В.Г. Арлекин и Пьеро. Н. Евреинов и А. Вертинский: Мат-лы к биографиям. Размышления. Екатеринбург, 1992; Каменский В.В. Книга о Евреинове. Пг., 1917; Казанский Б.В. Метод т-ра: Анализ системы Н.Н. Евреинова. Л., 1925; Уварова Е.А. Эстрадный т-р: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. (1917–45). М., 1983; Тихвинская Л. Кабаре и т-ры миниатюр в России. 1908–17. М., 1995; Томашевский А. Заметки о драматургии Н. Евреинова // Совр. драматургия. 1990. № 6 ● РП (О.Н. Купцова); РП 20 в.
© Н.Н. Митрофанов

***
ЕГОРУНИН
 АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ (1950, Вичуга Ивановск. обл. – 2013, М.), журналист, деят. СМИ. Из рабочей семьи. После окончания шк. в 1968 был принят лит. сотр. в гор. газ. Вичуги. В 19 лет стал самым молодым в России секр. райкома ВЛКСМ. Через 3 г., будучи студентом ф-та журналистики МУ, начал печататься в «Московской правде» и «Московском комсомольце». Обращал особое внимание на всесторон. освещение проблем книгоиздат. сферы столицы. В 1975–77 Е. – зам. отв. секр., в 1977–82 – зав. отд. очерка и публицистики, в 1982–92 – перв. зам. гл. ред. еженедельника «Литературная Россия». С 1993 – в газ. «Московская правда», сочетал выполнение обязанностей отв. секр. и зам. гл. ред. Автор и рук. ряда редакц. проектов: полосы «Книга в Москве», страницы «Московское собрание» о деят-сти МГД, «Соотечественники» и др. Обладал даром публициста и критика, умел зажигать соратников интересом к проблеме, осознанием полезности делаемого. По мнению мэра столицы С.С. Собянина, с именем Е., «талантливого публициста и организатора газетного дела, внесшего вклад в развитие московской и российской журналистики, связаны многие творческие проекты “Московской правды”, завоевавшие популярность читателей. Его публикации всегда отличали мастерское владение словом, искренность, глубина, широкие познания в области истории, филологии и культуры».
Жил на ул. Пресненский Вал, 3. Похоронен на Ваганьковском кладб.
Лит.: [Некролог]: Светлой памяти товарища // Московская правда. 2013. 17 сент.; Собянин С.С. Навсегда сохранится в сердцах // Там же. 19 сент.; Платонов В.М. Разделяя боль утраты // Там же. 18 сент.
© Н.Н. Митрофанов

***
ЕФИМОВ
 (наст. фам. Фридлянд) БОРИС ЕФИМОВИЧ (1900, Киев – 2008, М.), художник-график, карикатурист; нар. худ. СССР (1967), Герой Соц. Труда (1990), действ. чл. АХ (1975). Род. в семье ремесленника-обувщика; брат известнейшего  журналиста Михаила Кольцова. Учился в Белостокск., затем в Харьковск. реальн. уч-щах, Киевск. ин-те нар. хоз-ва, на юрид. ф-те Киевск. ун-та. Спец. худож. образования не получил. Перв. публикации его шаржей и карикатур относятся к 1916.
В М. с 1922. Сотрудничал с газетами «Правда», «Известия», ж-лом «Крокодил» и др. изд. В гг. Великой Отеч. войны работал в «Окнах ТАСС». В этот период его рисунки публиковались на страницах «Красной звезды», «Фронтовой иллюстрации», в армейск. и дивиз. газетах, а также на листовках, кот. разбрасывались за линией фронта и призывали вражеск. солдат сдаваться. В поисках сюжетов для своих работ неоднокр. выезжал в действ. армию. В окт. 1942 «Правда» поместила карикатуру Е. «Вопрос о втором фронте», вызвавшую широкий обществ. резонанс в Сов. Союзе и привлекшую внимание за рубежом (ее перепечатали несколько иностр. газет). В 1945 в кач-ве художника-корр. присутствовал на Нюрнбергск. процессе. Графич. впечатления от суда над нацист. преступниками вкупе с фронтовыми зарисовками составили основу альбома «Уроки истории» (М., 1946). Создал десятки тысяч карикатур, шаржей, плакатов, рисунков, работал в обл. книж. Графики — иллюстрации к произв. М. Остен (1935), Д. Бедного (1936), В. Гауфа (1938), Я. Гашека (1945), С.В. Михалкова (1951) и др. В 1966–90 – гл. ред. объединения «Агитплакат». Автор полит. карикатур, освещавших как сюжеты из сов. действительности, так и актуальн. междунар. темы. В 2007–08 занимал должность гл. художника газ. «Известия». Автор мемуаров.
Отличался феномен. творч. долголетием (имя Е., как человека, жившего в трех столетиях, занесено в «Книгу рекордов Гиннеса»), до посл. дней продолжал работать, активно уч-вать в обществ. жизни. Стал. пр. (1950, 1951), Гос. пр. (1972).
Жил в 1922–23 в Брюсовском (ныне Брюсов) пер., 2/14; с 1923 – в Лиховом пер., 5; со втор. пол. 1920-х – на ул. Мал. Дмитровка, 16; в 1930–39 – в Б. Афанасьевском пер., 5/12; с 1939 по 1951 – на Каляевской (ныне Долгоруковская) ул., 5; в 1951–2008 – на Кутузовском просп., 1/7 (1-я Бородинская ул., 19). Урна с прахом – в колумб. Новодевичьего кладб.
Соч.: Сорок лет: записки художника-сатирика. М., 1961; Работа, воспоминания, встречи. М., 1963; Мне хочется рассказать. М., 1970; Рассказы старого москвича. М., 1981; Ровесник века: Воспоминания. М., 1987; Мой век. М., 1998; Десять десятилетий о том, что видел, пережил, запомнил. М., 2000; Мои встречи. М., 2005.
Лит.: Иоффе М.Л. Борис Ефимович Ефимов. М., 1952; Борис Ефимович Ефимов / Автор-сост. Т. Семенова. М., 1953; Борис Ефимов. Уроки истории 20 века в карикатурах. М., 2007 ● ХН СССР; РЕЭ.
© Н.Н. Митрофанов, С.А. Уваров