Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Э

Э

image_pdf

e

Эллис Л.Л. – Эренбург И.Г.

ЭЛЛИС [наст. фам. Кобылинский] ЛЕВ ЛЬВОВИЧ (1874, М.—1947, Локарно-Монти, Швейцария), поэт, переводчик, лит-вед. Сын филолога и педагога Л.И. Поливанова – дир. муж. гимн. на Пречистенке, 32. Окончил с блестящими результатами юрид. ф-т МУ (1902) по каф. экономики, однако отказался от учен. карьеры, увлекся идеями нарождающегося символизма, жил случайн. лит. заработками. Широко известен был в кругах моск. богемы как яркая индивидуальность артистич. склада, неординарн. личность с медиумич. способностями и явно выражен. склонностью к эпатажу, озорн. поступкам. Экстравагантны были и сами способы существования Э. в творч. атмосфере гуманит. М. нач. ХХ в. Его современник, публицист Н.В. Валентинов (Вольский, 1879—1964) писал, что Э., «живший в комнате всегда темной, с опущенными шторами и свечами перед портретом Бодлера, а потом бюстом Данте, обладал темпераментом бешеного агитатора, создавал необычайные мифы, вымыслы, был творцом всяких пародий и изумительным мимом». Пользовался восторж. симпатией юных сестер А.И. и М.И. Цветаевых – одной, только что вступившей в отрочество, другой – еще не вышедшей из него. Каждый из его многочисл. приходов в 1908—09 к ним в дом (Трехпрудный пер., 8), где они жили с отцом – проф. МУ, дир. Румянц. музея, тяжело отходя от кончины матери – М.А. Цветаевой (5 июля 1906), неизменно превращался в празднество волшебн. путешествий, изобретат. лицедейства и вдохновен. фантазий Э. На правах стар. друга и с одобрения И.В. Цветаева, он совершал с ними длительн. прогулки по Арбату и Тверскому бул. Как перв. поэт, встречен. Мариной Цветаевой и остававшийся с нею в повседнев. товарищеско-профес. связи в чрезвычайно важн. для нее начальн. период стихотворчества, оказал значит. влияние на развитие ее лит. таланта. Он быстро оценил ее творч. потенциал, восхищался ее стихами и переводом драмы «Орленок» Э. Ростана, его суждения были перв. серьезн. разборами написан. ею. Э. открыл Марине Цветаевой мир совр. поэзии, показал ей притягательность символизма, прекрасно читал стихи его лучших представителей и свои собств. «Переводчик Бодлера, один из самых страстных ранних символистов, разбросанный поэт, гениальный человек», – характеризовала его М.И. Цветаева. Между ними шла оживлен. переписка, усиливался психол. духов. контакт. Э. деятельно помогал вхождению молодой поэтессы в круг близких ему литераторов. По свидетельству А.И. Цветаевой, сделал попытку выяснить, как оценивает 17-летн. М.И. Цветаева перспективу стать его женой, однако получил на свое предложение отказ. К счастью, это не испортило их отношений. Э. помог М.И. Цветаевой выпустить в М. ее перв. кн. «Вечерний альбом» (1910), рекомендовал ее стихи для антологии совр. поэтов (1911), где она оказалась самой молодой участницей. Плодотворн. дружеск. отношения связывали Э. с Андреем Белым, кот. он чтил как элитн. символиста – «символ символов». Вместе они основали кружок символистов, для кот. Э. предложил название «Аргонавты». Именно ему принадлежала идея представить поиски духов. обновления России в образе мифа о поисках эллинами зол. руна. Актив. сотр. ж-ла «Весы» (1904—09), один из основателей моск. изд-ва и духов. центра «Мусагет» (1910—17; Пречистенский бул., 31, стр. 3 – двухэтажн. флигель, квартира 9), способствовавшего выходу в свет его соч. «Русские символисты» (1910). Как поэт выпустил сборники «Stygmata» (1911), «Арго: Две книги стихов и поэма» (1914). В посл. изд. он включил стих-ия, обращен. к Марине Цветаевой («В рай», «Ангел хранитель»), явившиеся своеобразн. толчком к написанию ею поэмы «Чародей» (полностью напечатана в СССР в 1988). Образ Э., многогран. и стремит., выписан в ней эмоционально изысканно. «Он был наш ангел, был наш демон, // Наш гувернер, наш чародей, // Наш принц и рыцарь. – Был нам всем он // Среди людей!» (Цветаева М.И. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1988, с. 334). Отголоски неоднозначн. отношений с Э. угадываются и по др. стихам М.И. Цветаевой («Ошибка»). Э. преданно трудился на ниве переводов франц. поэзии (Ш. Бодлер, Э. Верхарн, Сюлли-Прюдом). В М. жил в меблир. комнатах «Дон» на Смоленском рынке между Арбатом и Смоленским бул. В 1913 переселился в Швейцарию. За границей ему пришлось трудно, поскольку, по определению А. Белого, он был «слишком москвич». Знакомство с католич. Писательницей Иоганной ван дер Мойлен (J. v.d. Meulen) привело Э. к переходу в ее религию. В доме патронессы он провел значит. ч. посл. лет своей жизни, посещая католич. храм, публикуя ст. в пользу слияния христиан. церквей в форме присоединения православия к католичеству. Стихи, написан. по-русски, он не публиковал, однако выпускал лит-ведч. книги на нем. яз. (о Вл. С. Соловьеве, В.А. Жуковском, А.С. Пушкине, Н.В. Гоголе).
Отрицательно оценивал творчество К.Д. Бальмонта, В.Я. Брюсова и др. совр. рус. писателей. В заключит. ч. поэмы «Чародей» М.И. Цветаева, вспоминая о прошлом «невинном и волшебном вздоре» Э.-москвича, благодарно писала: «Без думы о насущном хлебе // Живущий – чем и как – Бог весть! // Не знаю, есть ли Бог на небе – // Но если есть – // Уже сейчас, на этом свете, // Все до единого грехи // Тебе отпущены за эти // Мои стихи» (С. 334). Судьба творч. наследия Э. сложилась трагически: его архив и обширн. б-ка утрачены.

Соч.: Русские символисты. Томск, 1996; Стихотворения. Томск, 2000; Неизданное и несобранное. Томск, 2000.
Лит.: Гречишкин С.С., Лавров А.В. Эллис – символист, теоретик и критик (1900—1910) // XXV Герценовские чтения: Литературоведение. Л., 1972; Цветаева А.И. Воспоминания. М., 1986; Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 1992; Воспоминания об Андрее Белом. М., 1995; Валентинов Н.В. Два года с символистами. М., 2000; Поляков Ф.Б. Утраченная книга Эллиса о Пушкине. (По материалам неизданной переписки 1934—37 гг.) // Диаспора. Новые материалы. Вып. 2. СПб., 2001; Шишкин М. Русская Швейцария. М., 2006 ● КЛЭ; Казак В. Лексикон.
©Н.Н. Митрофанов

***
ЭРЕНБУРГ
 ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ (1891, Киев—1967, М.), журналист,  публицист.  поэт, прозаик,  обществ. деят. Из семьи инженера. В М. с 1895; жил в Хамовниках. Учился в 1-й Моск. муж. гимн.; исключен в 1907). В стих. 1938 «Говорит Москва» Э. писал: «Он для меня был нежным детством, этот город, // Его Садовые и первые снежки. // Дома кочуют. Выйдешь утром, а Тверская // Свернула за угол. Мостов к прыжку разбег. // На реку корабли высокие спускают, // И, как покойника, сжигают ночью снег. // Иду по улицам, и прошлого не жалко. // Ни сверстников, ни площади не узнаю. // Вот только слушаю все ту же речь с развалкой // И улыбаюсь старожилу-воробью». Э. дружил со своим одноклассником Н.И. Бухариным, кот. приобщил его к подпольн. с.-д. Союзу учащихся М., и с поэтессой Н.Г. Львовой. В 1906—07 уч-вал в рев. движении, в 1908 арестован, содержался в тюрьме, освобожден под залог, уехал в Париж, где прожил до 1914. Встречался с полит. деятелями разл. фракций (в т.ч. В.И. Лениным, А.В. Луначарским, Л.Д. Троцким), поэтами и художниками франц. авангарда. Перв. поэтич. кн. «Стихи» Э. выпустил в Париже (1910). Вспоминал в стих. «О Москве» (1913): «Есть город с пыльными заставами, // С большими золотыми главами, // С особняками деревянными, // С мастеровыми вечно пьяными, // И столько близкого и милого // В словах: Арбат, Дорогомилово…»

В 1914—17 – фронтовой корр. моск. газ. «Утро России», петрогр. «Биржевые ведомости». Написал кн. «Стихи о канунах» (1916) и «Лик войны» (София, 1920). В июле 1917 – вновь в М., жил в Гостином дворе. Уч-вал в одноднев. газ. «Слову – свобода» (вместе с К.Д. Бальмонтом, И.А. Буниным, М.А. Волошиным, Вяч.И. Ивановым, А.Н. Толстым, Ю.И. Айхенвальдом), вышедшей в ответ на перв. атаки большевиков на оппозиц. изд., занял актив. антибольшевист. позицию, отражен. в поэтич. кн. «Молитва о России» (1918). Подружился с Б.Л. Пастернаком, В.В. Маяковским, с кот., а также с Буниным, В.Ф. Ходасевичем и др. выступал в «Кафе поэтов». А.А. Блок цитировал в своих дневниках слова В.И. Стенича о том, что Э. «ярче всех издевается над собой; и потому скоро все мы будем любить только Эренбурга». Публиковался в эсеровск. моск. газетах «Власть народа» и «Новости дня». После закрытия большинства газет в 1918, опасаясь ареста, бежал в Киев, выступал в местн. печати с антибольшевист. ст. В 1919 под впечатлением зрелища еврейск. погромов изменил полит. ориентацию, став на сторону красных. В кон. 1919 поселился в Коктебеле, у Волошина.
Осенью 1920 Э. вернулся в М., был арестован, освобожден благодаря заступничеству Бухарина. Сотрудничал с В.Э. Мейерхольдом в Театр. отд. Наркомпроса. Дружил с М.И. Цветаевой. В 1921 уехал за границу в «творческую командировку» для написания ром. «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников» (Берлин, 1921; М., 1923; в полн. заглавии ром. – 70 слов), в кот. был выведен образ «великого инквизитора вне легенды», «капитана кремлевского корабля», загоняющего народ в коммунистич. рай железн. бичами. Жил во Франции, затем в Бельгии и Германии; сотрудничал, в частности, со «сменовеховской» газ. «Накануне» и лит. приложением к ней, издававшимися в Берлине. Составил и выпустил антологию «Поэзия революционной Москвы» (Берлин, 1921). Посетил М. во время поездки по СССР в марте 1924 и мае—авг. 1926. В мае 1924 рассказ Э. «Ускомчел» (Усовершенствованный коммунистический человек) удостоился похвалы И.В. Сталина в лекциях «Об основах ленинизма», составивших основу его кн. «Вопросы ленинизма». Впечатления Э. от столицы периода НЭПа отразились в ром. «В Проточном переулке» (1927), подвергшемся критике в офиц. сов. прессе. С 1932 – корр. газ. «Известия» в Париже. Публиковал худож. и публицистич. произв.: «Трест Д[аёшь] Е[вропу!]: История гибели Европы» (1923; в июне 1924 в ГосТИМе была поставлена инсценировка по этому ром. Э. и ром. Б. Келлермана «Туннель», автор монтажа М.Г. Подгаецкий, реж. Мейерхольд), «Жизнь и гибель Николая Курбова», 1923; «Рвач», 1925; «Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца», 1928; «День второй», 1932.
Произв. Э. посв. критике капиталистич. действительности, кот. он неизменно трактует как бесчеловечн. Также волнует писателя и проблема самоопределения художника в совр. мире («Москва слезам не верит», 1932), и социальн. ситуация в СССР («Не переводя дыхание», 1935). В ром. «Книга для взрослых» (1936) Э. стремится осмыслить собств. опыт, добавляя к мемуарно-докум. повествованию вымышл. эпизоды. В 1933 в «Литературной газете» (1933) вышли ст. Э. о деятелях совр. зап. культуры (М. де Унамуно, Ф. Мориаке, А. Жиде, А. Мальро, франц. сюрреалистах и др.). Э. принимал большое участие в судьбе, а позднее – в посм. реабилитации О.Э. Мандельштама, с кот. был дружен (по свидетельству Б.А. Слуцкого, «за день до смерти» Э. «назвал Цветаеву и Мандельштама как самых близких, самых личных, самых пережитых им поэтов»). В 1934 Э. привлек зап. писателей к работе 1-го Всес. съезда СП (делегат с решающим голосом от М., чл. правления и през. правления СП). Тогда же писатель предложил Сталину провести ряд мероприятий по объединению прогрессив. европ. писателей на платформе антифашизма и «поддержки СССР», кот. были одобрены. Э. рано осознал суть происходившей в СССР в 1930-е полит. и социальн. катастрофы, однако, понимая, что гитлеровск. Германии может противостоять только СССР, в сер. десятилетия сосредоточил свое внимание гл. обр. на антифашист. деятельности. В 1936, после франкист. мятежа в Испании, работал там военкором «Известий»; один из активнейших участников гражд. войны в Испании. Находясь в Европе, Э. оказался более др. деятелей культуры подготовлен к нач. и Втор. мир., и Великой Отеч. войн. Жил в М. в дек. 1937—мае 1938; окончательно возвратился в июле 1940. В 1940—42 работал над ром. «Падение Парижа» (Стал. пр. 1942; затруднения в публ. глав ром. в февр.—июне 1941 преодолевались благодаря личн. вмешательству Сталина).
«…В первые трагические военные дни волею обстоятельств единственным идеологом страны, вступившей в смертельную схватку с фашизмом, стал Эренбург. …Он был не первым, а единственным… …Он в тогдашних своих статьях определил не только идеологию, но и философию той нашей войны. Ее моральное оправдание» (Б.М. Сарнов). Непримиримый пафос его публ. проявился, в частности, в стих. «Убей!» (1942). Печатался в газ. «Известия», «Правда», «Красная звезда». Э. – актив. чл. Еврейск. антифашист. к-та при Совинформбюро с момента его образования в 1942. В 1944 награжд. орденом Поч. легиона (Франция). Э. собирал мат-лы о зверствах фашистов в отношении еврейск. народа во время войны, преступлениям фашизма на терр. СССР посв. «Черная книга» Э. и В.С. Гроссмана (1945), однако в 1946 набор был рассыпан (опубл.: Иерусалим, 1980). После окончания Втор. мир. войны Э. присутствовал на Нюрнбергск. процессе, в 1946 ездил в США, последоват. противник разработки и применения атомн. бомбы. В 1947 вышел ром. Э. «Буря» (Стал. пр., 1948). В 1949 в «Правде» к 70-летию Сталина напечатал хвалебную ст. «Большие чувства». Позже открыто признавал, что Сталин внушал ему страх. Э. сосредоточил свою активность на борьбе за мир, чему посвятил ром. «Девятый вал» (1951—52). Деп. ВС СССР с 1950. Вице-през. Всемирн. Совета Мира с 1950; Междунар. Стал. пр. «За укрепление мира между народами» (1952). Через 2 недели после публ. сообщения о «врачах-убийцах», в условиях нараставшего гос. антисемитизма Э. (в числе 57 чел.) был вынужден подписать проект т.н. обращения еврейск. общественности в газ. «Правда». Одноврем. он, единственный из всех деятелей культуры, обратился к Сталину с письмом, в кот. прежде всего отстаивал точку зрения, что публ. такого док-та нецелесообразна. В кон. февр. 1953 в ЦК был подготовлен новый, более мягкий по тону вариант обращения (Э. его также подписал), но в печати это обращение не появилось, а через 2 недели Сталин умер.
В апр. 1954 в ж-ле «Знамя» была напечатана пов. Э. «Оттепель», посв. изменениям в общ-ве после смерти Сталина, после чего слово «оттепель» стало социальн. метафорой (хотя она употреблялась в XIX в., а за полгода до появления повести Э. в ж-ле «Новый мир» было опубл. одноим. стих. Н.А. Заболоцкого). В 1960—65 в «Новом мире» печатались мемуары Э. «Люди, годы, жизнь», кот. Э. определял: «не летопись, а скорее исповедь». Кн. печаталась с ценз. изъятиями (1-е полн. изд. – 1990), подвергалась резкой критике парт. идеологов (ее критиковали и диссиденты, напр., Э. Генри). Мн. страницы кн. посв. моск. впечатлениям Э., обществ. и лит. жизни М. в разн. гг.; в ней рассказывается о людях, с кот. Э. общался: Г. Аполлинере, Мандельштаме, Мейерхольде, С.М. Михоэлсе, А. Модильяни, П. Пикассо, Х. Ривере, А.Я. Таирове, Р.Р. Фальке, Цветаевой, М.З. Шагале, ген. А.А. Власове и мн. др. В 1966 Э. подписал письмо деятелей культуры в защиту арестован. А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля.
В 1937—38 и 1940—41 жил у дочери (Лаврушинский пер., 17; снимал комнаты в разн. р-нах М.; с нач. войны, будучи корр. газ. «Красная звезда», в гостинице «Москва»; в 1947—67 – на ул. Горького, 8; мем. д., 1977, арх. А.Н. Щепетильников). Похоронен на Новодевичьем кладб. (пам-к; ск. И.Л. Слоним – по рис. П. Пикассо, арх. А.Б. Борецкий, худ. И.А. Альтман). Похороны Э. превратились в многотысячн. демонстрацию либеральн. интеллигенции.
Перв. жена Э. – Екатерина Оттовна Шмидт (во втор. браке – Сорокина; 1889—1977), переводчик. Их дочь – Ирина Ильинична Эренбург (1911—1997), переводчик франц. лит-ры. Втор. жена – Любовь Михайловна Козинцева (1900—1970), художница, ученица А.А. Экстер, Р.Р. Фалька, А.М. Родченко, сестра кинореж. Г.М. Козинцева; с 1922 – участница выставок в Берлине, Париже, Праге, Амстердаме; работы хранятся в Отд. личн. коллекций ГМИИ.

Соч.: Собр. соч.: В 8 т. М., 1990—2000; На тонущем корабле. СПб., 2000.
Лит.: Попов В.В., Фрезинский Б.Я. Илья Эренбург: Хроника жизни и творчества: В 3 т. СПб., 1993—2001; Рубинштейн Дж. Жизнь и время Ильи Эренбурга. СПб., 2002; Сарнов Б.М. Случай Эренбурга. М., 2006; Фрезинский Б.Я. Эренбург и Мандельштам // ВЛ. 2005. № 2; Мелихов А.М. Не забудьте прошлый свет: Эренбург: Личность сквозь призму творчества и творчество сквозь призму личности // Звезда. 2006. № 6 ● КЛЭ; БСЭ-2,3; КЕЭ; ЛЭС; РП ХХ в.; РП 20 в.; РЕЭ; ЭМ-97.
©В.В. Калмыкова