Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Девять десятилетий «Фотохроники ТАСС»

Девять десятилетий «Фотохроники ТАСС»

image_pdf

на сайт90 лет назад в составе ТАСС был организован отдел пресс-клише. Сегодня редакция фотоинформации ТАСС (в прошлом – Фотохроника ТАСС) – старейшее фотоагентство России и СНГ, специализирующееся на выпуске фотоновостей в режиме реального времени.

Началом истории «Фотохроники ТАСС» можно считать 1926 год, когда в агентстве РОСТА был создан цех по изготовлению типографских клише фотографий для центральных печатных изданий. Со временем цех разросся до полноценной фотослужбы и превратился в самостоятельную редакцию, осуществлявшую сбор информации, создание фоторепортажей и отдельных фотографий и их распространение.

В годы Великой Отечественной войны репортёры «Фотохроники» сделали наиболее значимый вклад в создание документальной фотолетописи боевых действий. В эти годы в штате редакции работали такие известные фотожурналисты, как Евгений Халдей, Григорий Липскеров, Марк Редькин, Леонид Великжанин, Сергей Лоскутов, Наум Грановский, Эммануил Евзерихин, Николай Ситников. Их фотоснимки вошли в историю и составляют золотой фонд отечественной фотографии, как и съемка Парада Победы, память о котором увековечили для потомков кадры именно тассовских фотокорреспондентов.

В послевоенный период Фотохроника занимает прочные позиции на отечественном информационном поле и активно выходит на международный рынок. И здесь ведущими фотокорреспондентами становятся мастера политического репортажа, лидерами которого стали Вадим Ковригин, Василий Егоров, Владимир Савостьянов, Валентин Мастаков, Виктор Кошевой, Валентин Соболев, позже — Владимир Мусаэльян, Виктор Бадан, Эдуард Пасов, Александр Чумичек.

С середины 60-х годов ТАСС начинает осваивать цветное фото. В 70-е годы фотоархив агентства уже активно пополняется цветными негативами и тогда же в Фотохронике полным ходом заработало цветное производство.

80-е годы – пик по тиражам распространения фотоинформации ТАСС. Не только центральные, республиканские, краевые, областные издания бывшего СССР, но и районные и даже многотиражные газеты получали в своих редакциях фотоснимки ТАСС. Фотохроника была монополистом в выпуске официальной, правительственной фотоинформации и охватывала все стороны жизни страны: экономику, социальные сферы, культуру и спорт. В те годы лауреатами престижных международных фотоконкурсов стали Валентин Кузьмин, Виталий Созинов, Валерий Зуфаров, Виктор Великжанин, Игорь Уткин, Роман Денисов, Валерий Христофоров, Борис Кавашкин, Игорь Зоин, Анатолий Морковкин.

Специальные корреспонденты агентства были свидетелями многих исторических событий и рассказали о них в своих репортажах: Василий Егоров – из столицы революционной Кубы и с дрейфующей станции «СП-1», Лев Портер и Валентин Соболев – из сражающегося Вьетнама, орденами отмечена блестящая многолетняя работа Альберта Пушкарева, ведущего съемку буквально «из-под копыт» огненных космических кораблей. Лауреатом «Золотого Глаза» стал Валерий Зуфаров за снимки, сделанные над кратером четвертого блока Чернобыльской АЭС в мае 1986 года.

Имена известных, но более молодых репортеров совпали с переломным моментом в нашей жизни. Заканчивалась перестройка, распался Советский Союз, и снова пришла эпоха военных корреспондентов, но теперь уже другого, постперестроечного времени. Неоднократно работали в «горячих» точках Андрей Соловьев, Геннадий Хамельянин, Сергей Жуков, Анатолий Морковкин. Это и Нагорный Карабах, и Таджикистан, и Абхазия, путч 1991 года и противостояние 1993-го, позже – Чечня. В 1993 году в Абхазии погиб фотокорреспондент ИТАР-ТАСС Андрей Соловьев, награжденный посмертно орденом Мужества, в 2000 году в Чечне без вести пропал Владимир Ямина.

С началом перестройки был снят идеологический запрет на освещение многих сторон общественной и политической жизни, и репортёры агентства получили большую свободу в выборе тем. Кроме того, появился спрос на фотографии, показывающие действительность с непривычных точек зрения. Это способствовало профессиональному росту «Фотохроники». Однако, вскоре для агентства настали тяжёлые времена, поскольку, несмотря на бурное развитие печатных изданий и открытие множества новых газет и журналов, монополия на их снабжение фотоинформацией была утрачена. На внутренний рынок России получили доступ крупнейшие агентства фотоинформации, такие как «Рейтер», «Ассошиэйтед-пресс» и другие, обладающие всемирным охватом корреспондентских сетей и передовым техническим оснащением. Появление и развитие Интернета и способов мгновенной доставки фотоизображений до любого потребителя заставили «Фотохронику» развивать новейшие способы распространения. Благодаря соглашению о сотрудничестве с фотослужбой агентства «Рейтер» в середине 1990-х была создана оперативная лента фотоинформации, а иностранные партнёры получили доступ к фотографиям «Фотохроники» из регионов. С 1992 года после переименования головного агентства ТАСС в ИТАР-ТАСС, «Фотохроника ТАСС» была переименована в Агентство «Фото ИТАР-ТАСС». В настоящее время агентство обладает собственным техническим оснащением для формирования ленты фотоновостей и входит в пятёрку крупнейших поставщиков фотоинформации для российских новостных изданий.

Сегодня фотобанк tassphoto.com – это крупнейшая база фотографий среди всех СМИ России и СНГ. Она насчитывает более 10 млн разных по жанру и тематике современных и архивных изображений. Только исторических снимков и негативов здесь около 1 млн. В 2015 году фотобанк пополнился еще 3 млн 621 тыс. 853 снимками.

В юбилейный год ТАСС порадует москвичей и гостей столицы многими интересными мероприятиями и выставками. Например, в Белом зале Союза журналистов Москвы недавно состоялась встреча с ветераном фотохроники ТАСС, членом СЖМ Владимиром Мусаэльяном, который служит в ТАСС более полувека. Поработал со всеми генсеками, 14 лет был личным фотографом Леонида Брежнева. Когда начинал в главном информационном агентстве страны, там были сплошь военкоры, вернувшиеся с фронта. Человеколюбию и отношению к делу учился у тех, чьи снимки вошли в историю.

«Мы считали, что если профессия нас выбрала, мы должны ей служить. И служили верно», — говорит Владимир Мусаэльян.

8 марта в ПКиО «Фили» открылась фотовыставка «Весна в Москве 60-х». На ней представлены ранее неизвестные снимки из архивов информационного агентства России «ТАСС».

Несмотря на то, что фотографии лишены цвета, они прекрасно передают яркую картину и атмосферу Москвы 1950-1960-х годов ХХ века. Посетители ПКиО «Фили» увидят, какими были центральные улицы, набережные и парки тех лет, как организовывались праздничные гуляния, на каком транспорте ездили жители столицы, во что играли юные москвичи, и массу других любопытных деталей.

В экспозиции, которая продлится до конца апреля текущего года, представлены работы известных репортеров ТАСС – мэтров советской и российской фотожурналистики. В их числе Наум Грановский, Лев Портер, Виктор Будан, Владимир Савостьянов, Сергей Преображенский, Валентин Мастюков, Николай Акимов и другие.

Фотовыставка, посвященная юбилею, развернута и в окнах ТАСС.

Фото Ольги Давыдовой
9 марта 2016 г.