Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Главная » Д

Д

image_pdf

dДебабов Д.Г. – Димов Г.В. — Динамов С.С. – Дорн А.Ф. – Дубровин Е.П. – Дударев В.Ф.

ДЕБАБОВ ДМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (1899, с. Кончеево Моск. губ. – 1949, ?), фотожурналист. Из рабочих. По окончании начальн. уч-ща – токарь на з-де «Братья Бромлей» (с 1922 – «Красный пролетарий»). Работая актером в труппе Перв. рабочего т-ра Пролеткульта, увлекся фотографией. Окончил Гос. ин-т кинематографии по специальности «режиссер-оператор хроники» (1930). Снимал хроникальн. киносюжеты, иногда фиксируя их также как фотограф. Фотоочерки Д. скоро появились в газетах «Рабочая Москва», «Вечерняя Москва» и др. изд. Став в 1933 спецкором газ. «Известия», производил съемки преим. в командировках в отдален. р-ны страны. Он преодолел на поездах, автомобилях, на собачьих и оленьих упряжках более полумиллиона км. Излюблен. краями его творчества были экзотич. местности Сибири, Забайкалья, берега полярн. морей. Именно Крайний Север, Чукотка, Таймыр, Нарымская тайга, Остров Врангеля, Камчатка дали ему возможность проявить себя как блестящего профессионала, создать работы, красноречиво отражавшие созидат. деят-сть гос-ва и энтузиастов, осваивающих богатства природы и недра сев. и вост. р-нов СССР. Уч-вал в плаваниях на арктич. ледоколах «Красин» и «Седов» по сев. морям. Иллюстрировал совм. с писателем Г. Эль-Регистаном кн. «Следопыты Крайнего Севера». В 1939 в США была устроена выставка фотопроизв. мастера. По свидетельствам амер. знатоков истории фотографии, снятый Д. пейзаж под названием «Полярная ночь» был приобретен през. США Ф.Д. Рузвельтом и висел в кабинете до его смерти. Автор воспоминаний «Снято лейкой», в основе кот. – дневник. записи (дневник он вел всю жизнь). В мемуарн. миниатюрах Д. сообщает немало интересных данных о своих коллегах, о полярниках и ученых с мир. именем. Создал портреты ряда авторитетн. современников – С.М. Эйзенштейна, Г.А. Александрова, В.И. Пудовкина, О.Ю. Шмидта, А.Л. Карпинского. В период Великой Отеч. войны принимал актив. участие в полярн. экспедициях в Баренцевом и Беринговом морях. В послевоен. годы Д. много времени проводил в Вост. Сибири. Один из родоначальников «экспедиционного жанра» в сов. фотографии. За десятилетия напряж. работы в дальн. и близких командировках он оставил не только сотни тысяч снимков, но и дневники, телеграммы и письма, кот. явились органич. частями его выставок.
Жил с сер. 1930-х на Мал. Остроумовской ул., 1.
Лит.: Морозов С. Дмитрий Дебабов. Поэзия первых пятилеток // Советское фото. 1980. № 11; Антология советской фотографии. 1917-1940. М., 1986; Харитонова Е. «Таких снимков еще не видала страна»: (Дмитрий Дебабов — основоположник «экспедиционного жанра) // Источник. 2003. № 3 ● Кто есть кто в России и бывшем СССР. М., 1994.
©Н.Н. Митрофанов

***
ДИМОВ ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (22.04.1920, село Забайкальское Вяземского района Хабаровского края – 24.01.2002, Москва), журналист, публицист, киносценарист, общественный деятель, заслуженный работник культуры Узбекской ССР. Родился в семье уссурийского казака Димова Василия Ивановича, участника Первой мировой войны, все сыновья которого получили награды и знаки отличия как участники боевых действий в годы Великой Отечественной войны. Большая часть жизни Г.В Димова связана с Узбекистаном, где он получил высшее образование как историк и начал журналистскую деятельность, вначале в Чирчике, а далее в качестве редактора в Узбекском телеграфном агентстве. 20 лет отдано газете «Правда Востока», в которой возглавлял отдел науки и культуры. Ярко проявил себя как журналист-репортер, первооткрыватель важных событий. Перу Г.В.Димова принадлежат статьи о первом ковше бекабадской стали, первом кубометре земли, вынутой из русла Голодностепского канала, о первом золотом слитке в Зарафшане, первой буровой в Газли. Димов первым встретил первого космонавта в Ташкенте.  Встречи повторились, сохранился архив фотографий, на одной из которых рукой Юрия Гагарина отмечено:« Димову Георгию Васильевичу – одному из ведущих журналистов Узбекистана. Гагарин, Ташкент, 15 декабря,1961»( «Гагарин в Ташкенте», «Правда Востока»,1961г., «Не положено по протоколу», «Учительская газета», 2012 г. -из неопубликованного при жизни). Космическая тема продолжилась в серии репортажей и статей по итогам встреч с космонавтами Валентиной Терешковой, Андрияном Николаевым, Валерием Быковским, с американским астронавтом Томасом Стаффордом, который в составе экспедиции «Апполон-10» долетел до Луны (публикация1974 г.). Все это зафиксировно в фотоархивах его дочерей. Известность и авторитет Г.В. Димова как публициста, кинодокументалиста (автор многочисленных сценариев, по которым на студии «Узбекфильм» поставлено более 20 научно-популярных и документальных фильмов), были обусловлены его высокой эрудицией как историка-востоковеда, большого знатока Средней Азии, глубокого исследователя истории, культуры, нравов и традиций узбекского народа. Фильмы по его сценариям в послевоенные годы в области энергетики, индустриализации, хлопководства: о Фархадстрое, о Голодной степи, Аму-Бухарском канале («Иду к тебе, Бухара»), о первых шагах машинного орошения («Горный мираб»), об истории и людях Ферганы («Тайны исчезнувшего кишлака»), не раз отмечены призами и наградами. Фильм об учениках одной из школ Коканда, ставших известными учеными, писателями, академиками («Тринадцать ласточек»), поставленный по его сценарию известным режиссером Маликом Каюмовым и Нелли Атауллаевой в 1964 году, отнесен историками кино к классике узбекской кинодокументалистики.. Принципиальность и смелость, присущие Димову как гражданину, личности широкого масштаба, проявились в его  публикациях и в сценарии фильма «Файзулла Ходжаев», реабилитирующем имя видного политического деятеля республики. Статьи  Димова Г.В. о культуре, литературе, искусстве отличались особой глубиной и новизной, становились  для ученых основанием для дальнейших филологических, исторических и культурологических исследований. Одна из них, первая публицистическая статья «Есенин в Ташкенте» о практически неизвестном для широкой аудитории факте поездки Сергея Есенина в Туркестан в 1921 году ( «Правда Востока», 1965 г.). К их числу следует отнести и последнюю из публикаций , где представлен собственный, оригинальный  взгляд  на историю создания А.С. Пушкиным поэтического цикла «Подражание Корану» («Поэт сказал о нем: сияющий» 2000 г.,«Правда Востока».).

Новаторсто, взгляд в будущее, скрупулезное изучение фактов с последующим анализом, высокий профессионализм в работе с текстами, острота тем и сюжетов, присущие Димову Георгию Васильевичу как журналисту так же ярко проявились и сопровождали его почти 30 летнюю деятельность в «Известиях». Долгие годы он был собкором газеты в республике, а в дальнейшем, уже с уходом на пенсию, стал представителем Издательства «Известия» Управления делами Администрации Президента РФ в Узбекистане. Статьи Г.В. Димова обсуждались на заседаниях Политбюро ЦК Компартии УзССР. Изложенные факты, их осмысление, приведенные аргументы, выводы часто становились основанием для принятия важных решений по тем или иным областям социально-экономической, научной, культурной, общественной жизни республики. Его лекции на факультете журналистики Ташкентского госуниверситета имели особый успех и признание.  Благодаря активной и плодотворной деятельности Димова Г.В. по освещению разных сторон жизни республики, успешному и умелому продвижению самого издания, его популяризации, тираж газеты «Известия» в тот период был одним из самых высоких в стране среди всех союзных республик (второй по счету после Украинской ССР). Благодаря незаурядным организационным способностям, умению, настойчивости и преданности «Известиям», на протяжении 15 лет он безвозмездно, на общественных началах, организовывал поставку из Узбекистана мрамора и гранита для отделки в те годы новых корпусов редакционно-издательских зданий в Москве, для санаториев в Подмосковье и на Черном море, добиваясь в правительстве Узбекистана открытия для этих целей новых фондов, внеплановых заготовок блоков в карьерах пустыни Кызыл-Кум, горах Тянь-Шаня, что также зафиксировано в материалах архива семьи журналиста. В 2000 году с супругой Димовой Галиной Яковлевной переехал из Ташкента в Москву.

Скончался 24 января 2002 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Рядом с ним покоится Димова Г.Я. (1920-2008 г.г.), жена, соратник, помощница по работе (дочь украинского поэта Я.Г.Савченко), с которой прожил почти 60 лет в крепком и счастливом браке.
Трое дочерей Г.В. Димова проживают в Москве (инженер, врач, журналист).
© И.Г. Димова

***
ДИНАМОВ (наст. фам. Оглодков) СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1901, М. – 1939), писатель, лит-вед, шекспировед, ред. В ранней биогр. справке указывалось: отец – служащий, мать – фабрич. работница; позже: из семьи рабочего. Работал «мясником, текстильщиком, после – литографом» (также из ранней биогр. справки, позже «мясник» не упом.). Чл. РКП(б) с 1919, в 1919–26 – в Кр. Арм. С 1923 печатался в газетах, ж-лах «На литературном посту», «Печать и революция» и др. Учился в ИКП, в аспирантуре Ин-та яз. и лит-ры РАНИОН (науч. рук. В.М. Фриче; окончил в 1926), затем – сотр. этого ин-та. Уч-вал в изд. «Вестника иностранной литературы» (1928), с вступ. ст. Д. в 1928–30 в изд-ве «ЗиФ» выходило собр. соч. Т. Драйзера. С 1930 – зав. каф. методологии лит-ры ф-та лит-ры и иск-ва МУ. В 1931–32 – чл. редколлегии ж-ла «Литература мировой революции». Был зам. пред. подсекции зап. лит-ры Комакад., дир. Лит. ин-та ИКП, сотр. Агитпропа ЦК ВКП(б), гл. ред. ж-ла «Интернациональная литература» и ред. его англ. изд. Исполняя редактор. обязанности, состоял в переписке с рядом заруб. писателей, в т. ч. с Э. Хемингуэем и Дж. Оруэллом. Мат-лы об организац. и редактор. деят-сти Д. в Междунар. объединении рев. писателей (Д. был пред. его англо-амер. комис.) и частично его переписка опубл. в т. 81 ЛН (1969). Писал ст., преим. об англ. и амер. писателях (об Э.А. По, М. Твене, Б. Шоу, Дж. Лондоне, Г. Уэллсе, Э. Синклере, Дж. Риде, С. Льюисе и др.), а также об А. Барбюсе, Э. Верхарне, И.В. Гете, М. Горьком, М. Прусте, Р. Роллане и др.
Работал над кн. об У. Шекспире, оставшейся незаконч. (опубл. главы «Король Лир», 1935, «Язык трагедии „Отелло“», 1936, «Характеры трагедии „Отелло“», 1936) и ряд ст. Не будучи делегатом 1-го Всес. съезда сов. писателей (авг. 1934), Д. выступил на нем с пылкой речью о Шекспире, призывая писателей учиться у него, поскольку «искусство Шекспира нужно нам, как легким нужен воздух». С 1935 – гл. ред. полн. собр. соч. Шекспира в 8 тт., начатого изд-вом «Academia» (это изд. было завершено в 1956).
Арестован в сент. 1938, в апр. 1939 расстрелян. Реабилитирован (1956).
Жил в Брошевском пер., 18; на Страстном бул., 8. Место захоронения – «Коммунарка» (Моск. обл.).
Соч.: Крепь. Рассказы и стихи. М., 1925; Бернард Шоу. М.; Л., 1931; Гете и современный капитализм. М.; Л., 1932; М. Горький и Запад. М., 1932; Зарубежная литература. Сб. ст. М., 1960.
Лит.: ● Писатели современной эпохи; ЛЭ; КЛЭ (А.Н. Николюкин).
©В.В. Калмыкова

***
ДОРН АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ (1886, ?–1928, М.), фотожурналист, кинооператор. Один из вед. моск. хроникеров-летописцев рев. событий 1917. Им были сфотографированы разрушения, произвед. артобстрелом в Кремле и в центр. р-нах города в период окт. боев, сделаны фотопортреты ряда рев. деятелей. Работаяв моск. филиале Скобелевского просветит. к-та, регулярно вел в 1918 съемки для ж-ла «Кинонеделя», одноврем. снабжая моск. газеты фотоиллюстрациями на актуальн. темы столичн. жизни. С 1919 уч-к агитрейдов в р-ны боев. действий Кр. Арм. После Гражд. войны служил во Всерос. фотокиноотд., осуществляя отв. съемки (напр., похороны В.И. Ленина). В 1923–25 специализировался на выпуске научно-производств. сюжетов для рабоче-крест. аудитории (ленты «Камвольный трест», «В угаре НЭПа» (о кооперации), «Из подполья к диктатуре» (о Госиздате), «Сов. игрушки» и др.). В 1925 по поручению акц. общ-ва «Культкино» снимал загранич. плавание сов. воен. кораблей («Итал. поход миноносцев»). Как новатор кинотехники перв. начал применять в отеч. практике длиннофокусн. телеобъективы и бинокулярн. трубки, позволяющие получать увелич. изображения отдален. предметов.
В 1920-х жил на Новослободской ул., 25. Похоронен на Введенском кладб.
Лит.: Волков-Ланнит Л.Ф. Мгновения, остановленные на века // НиЖ. 1966. № 11; Он же. История пишется объективом. Изд. 2-е. М., 1980.
©Н.Н. Митрофанов

***
ДУБРОВИН ЕВГЕНИЙ ПАНТЕЛЕЕВИЧ (1936, пос. Верхне-Озерский Таловского р-на Воронежск. обл.–1986, М.), писатель. Окончил Воронежск. с/х ин-т (1960), в 1963–66 учился в Лит. ин-те им А.М. Горького. Переключившись на журналистск. деят-сть, редактировал воронежск. периодич. изд., с 1967 возглавлял обл. газ. «Молодой коммунар». В М. с 1971 – зав. отд. в ж-ле «Крокодил», с 1975 в течение десяти лет – его гл.ред. Автор юмористич. повестей «Грибы на асфальте» (1966), «В ожидании козы» (1968), «Племянник гипнотизера» (1969), «Билет на балкон» (1971), «Счастливка» (1974), «Эксперимент “Идеальный человек”» (М., 1977), «Курортное приключение» (М., 1980), мн. рассказов и фельетонов, составивших ряд примечат. сб., в т.ч. перевед. на иностр. яз. Среди объемных произв. сатирич. жанра выделяются такие работы Д. как «Глупая сказка» (М., 1976), «Ласточка с дождем на крыльях» (1987), «Дивные пещеры» (М., 1980). Ряд произв. писателя был экранизирован. Лауреат пр. междунар. конкурса юмористич. рассказов «Алеко» (Болгария, 1975). Один из перв. рук. крупн. столичн. СМИ, вытесненных со своих мест под давлением парт. деятелей, приступивших к проведению политики «перестройки».
Жил на ул. Мясковского, 5/12 (ныне Б. Афанасьевский пер.). Похоронен на Кунцевском кладб.
Лит.: Е.П. Дубровин (1936–1986): Указ. лит-ры / Сост. М.Е. Штукарева. Воронеж, 1988 (Сер. библиогр. указ. «Воронежск. писатели и лит-веды». Вып. 15).; Ротов В.С. Ближе к истине. Краснодар, 2000; Свиридов А.Н. Путешествие к человеку. Воронеж, 2002.
©Н.Н. Митрофанов

***
ДУДАРЕВ
ВАЛЕРИЙ ФЕДОРОВИЧ, род.16 июня 1965 в М. Поэт, журналист. Окончил филол. ф-т МГПИ. Первые стихи сочинил в десятилетнем возрасте, вдохновившись картиной И. Э.Грабаря «Февральская лазурь». Поэтическое дарование подростка первоначально  получило развитие под благотворным влиянием школьных учителей лит-ры Г.А.Тарасовой-Скуратовской – дочери знаменитого тренера и педагога Анатолия Тарасова и ее  коллеги Т.И. Червонской. В каникулярную пору они вместе с учениками путешествовали по памятным литерат. местам России, помогая подросткам глубже осваивать творческое наследие замечательных отеч. поэтов и прозаиков. Свои юношеские стихи Д. опубликовал во владимирской обл. газете во время службы в армии. Тогда же стал посещать литобъединение при местной писательской организации, руководимое ее членом Владимиром Краковским. Сменив в молодые годы целый ряд занятий (был каменщиком, столяром,  преподавал в школе, валил лес в Якутии), молодой литератор  познавал жизнь страны , добираясь даже  до таких ее окраин как Колымский край. В конце 1980-х молодого литератора пригласили в редакцию ж-ла «Юность», чтобы поговорить о его поэзии. А вскоре он становится сотрудником этого популярного столичного издания — сначала трудится в его молодежном, а потом в книгоиздательском отделе.
Стихи Д., публикуемые на страницах ж-лов «Волга», «Литературная учеба». «Нева», «Наш современник», « East – West Review» (Великобритания), альманахов «День поэзии» и «Истоки», газет «Литературная Россия», «Литературная газета», «Независимая газета» и др. росс. и зарубежных изданий,  с  1990-х  все шире  привлекали внимание знатоков поэзии и близких ему по духу коллег по поэтическому цеху (Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, И. Ростовцева). Настойчиво совершенствуя себя и собственное поэтическое мастерство, Д. прошел путь от зав. отделом поэзии, ответ. секретаря и зам гл. редактора до главного редактора ж-ла «Юность» (2007).
Лауреат литературных премий им. Александра Невского, Сергея Есенина, Бориса Корнилова.  Удостоен Премии «Новый век. 2012» Междунар. форума «Диалог цивилизаций и культур» как гл. редактор ж-ла «Юность» «за лучший медийный проект ХХI в.»
Соч.: На склоне двадцатого века. М.: 1994; Ветла. М.:  2001; Глаголица. М.:2004; Интонации. М.: 2010.
Источники: Википедия. Сведения от 31 дек.2015; «Поэт Валерий Дударев».  Фильм на первом образовательном канале в программе «Имена»; Валерий Дударев в программе «Культурная революция» на телеканале  «Культура». Тема «Литературные премии губят литературу»; Чем  случайней,  тем вернее.  Валерий Дударев: «Вознесенский должен быть всегда» // Независимая газета, 2010, 1 июля.
© Н.Н.Москвин