В день 100-летия Октябрьской революции (по старому стилю) корреспонденты “СОЮЗа” взошли по трапу на борт легендарного крейсера “Аврора”. Этот визит стал одним из пунктов программы “Путешествие в революцию”, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства и международным информационным агентством “Россия сегодня”.
Перед тем российские и белорусские журналисты приняли участие в открытии ряда выставок в Эрмитаже Санкт-Петербурга и встретились с гендиректором этого самого большого музея России.
По словам начальника департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного Государства Маргариты Левченко, возглавившей пресс-тур, революция – это историческое событие, к которому можно относиться по-разному, но отрицать факт того, что она была, а тем более забывать о ее уроках, нельзя ни в коем случае”.
Командир “Авроры” капитан 3 ранга Артем Знаменщиков рассказал, что на крейсере, как и сто лет назад, служат офицеры и матросы военно-морского флота России.
Конечно, подчеркнул он, команда сейчас не 500 человек, как это было 100 лет назад, а четыре офицера, пять мичманов и 14 матросов-призывников, плюс несколько служащих с “определенной спецификой”, как выразился командир.
– Отбор самый строгий, сюда не может попасть абы кто, только лучшие из лучших, – подчеркивает Артем Знаменщиков.
В штате кораблей военно-морского флота России “Аврора” – корабль №1 и это единственный корабль-музей, который входит в состав бригады кораблей Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота.
Естественно нас интересовал тот “легендарный” выстрел, который одна из пушек крейсера произвела 25 октября 1917 года и который идеологи Компартии СССР позже назвали главным сигналом для начала атаки революционных отрядов на Зимний.
Так вот, по словам заведующего филиалом Центрального военно-морского музея на крейсере “Аврора”, капитана 2-го ранга запаса Николай Авраамова, знаменитый выстрел был, во-первых, холостым, а, во-вторых, не имел абсолютно никакого отношения к “взятию” Зимнего. А для чего он был произведен? Об этом спорят современные историки. Одна из версий гласит, что, скорее всего, “Аврора” подала сигнал, чтобы развели мосты над Невой для прохода кораблей. Другая – что выстрел стал сигналом капитанам соседних кораблей, стоявший в те дни на Невском рейде, быть внимательными и не поддаваться на провокации.
При большевиках муссировался также миф, что “Аврора” якобы стреляла по Зимнему, где “забаррикадировалось” Временное правительство.
– Ничего подобного не было, и быть не могло, – утверждает нынешний командир “Авроры, – поскольку, орудия крейсера за несколько минут превратили бы царский дворец в груду кирпичей.
– За все “революционное” время, – добавляет Николай Авраамов, – “Аврора” буквально обросла легендами. Я даже мечтаю написать книгу под названием “Мифы об Авроре”.
Если к этому добавить слова генерального директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, который накануне нас убеждал, что не было не только сигнала к взятию Зимнего, но и самого “взятия”, то остается признать, что знаменитый фильм “Октябрь”, снятый Эйзенштейном в 1927 году, – от начала до конца кинематографический миф, хотя и талантливый. Но ведь на этом мифе воспитывалось не одно поколения советских граждан, принимавших все показанное Эйзенштейном за чистую монету.
– Какими бы они ни были, но события февраля и октября 1917 года – это всего лишь крошечный эпизод в 120-летней биографии боевого корабля, который до 1917-го уже двадцать лет защищал интересы России в мировом океане, а, следовательно, повидал многое, – резюмирует разговор Николай Авраамов.
– Для нас, – подчеркивает директор музея, – этот крейсер – не символ революции, а в первую очередь символ всего русского флота и выдающийся пример отечественного судостроения.
…В прошлом году после двухлетнего ремонта “Аврора” вновь заняла свое традиционно место у стенки рядом с Нахимовским училищем. Главная задача, которую ставили перед реставраторами, звучала так: поменьше новодела! И она была выполнена в точности. Вместе с тем, на судне появились и абсолютно новые системы, в частности, было установлено современное противопожарное оборудование, системы безопасности, камеры видеонаблюдения и т.п.
По словам командира “Авроры”, в команде в разные годы служили не только русские моряки.
– Думаю за 120-летнюю историю судна, через службу на “Авроре” прошло не менее тысячи белорусов, – сказал Артем Знаменщиков, отвечая на вопрос журналистов Союзного государства.
В завершении командир крейсера рассказал, сейчас “Аврора” начала подготовку к участию в традиционном Фестивале света, который пройдет в Петербурге 4-5 ноября и будет посвящен 100-летию революции.
– Соответствующее совещание уже состоялось в Западном военном округе, а на набережной приступили к монтированию оборудования, – сообщил командир.
Смотрите видеоэкскурсию на крейсер “Аврора” (автор видео Роман Щербенков)