Век Домжуру!Дом за массивной чугунной оградой  в начале Никитского бульвара, благородного происхождения. Это была усадьба князей Гагариных, построенная в XVIII веке. Тогда здесь были парк, помпезные дворцы. Во время пожара 1812 года здание почти полностью сгорело, сохранился лишь  каменный флигель. Его восстановили, а в 20-х годах века ХIХ, владелицей стала Анастасия Щербинина, дочь княгини  Екатерины Романовны Дашковой – первого президента Российской академии наук. На одном из балов в 1831 году в доме впервые присутствовали Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова…

В 1872 году владельцем здания становится представитель российского купечества — Александр Никифорович Прибылов, один из «ситцевых королей». Потомки Прибыловых владели зданием до Октябрьской революции, позже дом национализировали, а бывшим владельцам — Макеевым Александру Семеновичу и Софье Алексеевне выделили несколько комнат

Век Домжуру!
Страницы истории Домжура. Фото из архива Евгения Рябчикова

Век назад   нарком  просвещения Анатолий Васильевич Луначарский передал здание журналистам по просьбе Владимира Маяковского. 3 марта 1920 года в бывшей усадьбе Прибыловых разместился Дом печати. Маяковский с первого дня  работы дома и до конца жизни    был членом его правления. Газета «Известия» 3 марта  писала: «Сегодня в 7 часов вечера открывается Дом печати. Вступительное слово о задачах дома сделает товарищ П.М. Керженцев». Платон Михайлович Керженцев в то время был руководителем РОСТА (ныне ТАСС). С этого времени в ХХ веке начинается богатая история дома полная ярких, незабываемых событий

Век Домжуру!
Страницы истории Домжура. Летчик-космонавт Герман Титов. Фото Наума Арановича

19 февраля 1922 года в Доме печати прошел первый в стране литературный аукцион. Поэты читали стихи и продавали книги, а доход шел в помощь голодающим Поволжья. На афише спектакля и аукциона указывалось, что Владимир Маяковский «по ходу действия сделает сенсационное сообщение»: на мероприятии Маяковский объявил, что никто не покинет Дом печати без его разрешения, а разрешение получат только те, кто пожертвует голодающим.

Век Домжуру!
Страницы истории Домжура. Летчик-космонавт Георгий Шонин. Фото Наума Арановича

В Доме печати выступали московские литераторы, поэты и актёры давали концерты музыканты,
2 декабря 1921 года Валерий Брюсов представил пьесу «Диктатор», в обсуждении которой участвовали знаменитые в то время московские драматурги и режиссёры. В другое время Брюсов озвучивал доклад о мистике и иррациональности в жизни и литературе. В 1921 году в доме проходила дискуссия об истоках и судьбах имажинизма, в котором  участвовали представители этого литературного течения Сергей Есенин, Рюрик Ивнев, Анатолией Мариенгоф и Вадим Шершеневич. За три месяца до смерти, Александр Блок в последний раз читал в Доме печати стихи, а 25 сентября 1925 года там состоялось последнее выступление  Сергея Есенина.

Век Домжуру!
Страницы истории Домжура. Встреча с летчиком-космонавтом Алексеем Леоновым. Фото Наума Арановича

В конце 1920-х годов  Рину Зеленую пригласили для участия в организации Театра обозрений при Доме печати. Среди актеров театра числились писатель Валентин Катаев, драматург Владимир Масс, писатели-сатирики  Виктор Ардов и Леонид Ленч.

Гостями дома были известные и популярные в народе политические и общественные деятели, первые Герои Советского Союза, участники челюскинской эпопеи. Здесь давали концерты музыканты победители международных конкурсов Лев Оборин и Давид Ойстрах… Бурлила жизнь и в послевоенные годы.

Век Домжуру!
В дни празднования 90-летия Домжура. Поздравление от имени Союза журналистов Москвы. На снимке: Людмила Щербина, Павел Гусев, Игорь Степанов, Всеволод Богданов. Фото Наума Арановича

Действовал двухлетний лекторий по журналистике для молодых специалистов, с производственной практикой в редакциях московских газет и групповыми и индивидуальными консультациями по газетным жанрам.  Работали секции очеркистов и фельетонистов, репортеров, журналистов-международников…

Век Домжуру!
В дни празднования 90-летия Домжура: награда вручается фотографу Александру Воробьеву. Фото Наума Арановича

Журналисты были заняты в самодеятельном сатирическом ансамбле «Верстки и правки».

По-видимому, ни один творческий дом столицы не видел столько космонавтов сколько Домжур: от Юрия Гагарина до Юрия Батурина.

С 1989 года здание значится как памятник истории и культуры. В 1993-м вышел указ президента о передаче Союзу журналистов России в безвозмездное и бессрочное пользование помещений, используемых союзом.  Правда,  находились любители забрать дом у журналистов: всякие эфесы неизвестно от чьей сабли, другие остроощущенцы…

Век Домжуру!
Встреча ветеранов – Валерий Макеев, Михаил Лещинский, Геннадий Бочаров. Фото Наума Арановича

В сквере перед зданием установили памятник фронтовым корреспондентам. На колонне за его спиной высечена цитата из песни «Корреспондентская застольная»: «С „лейкой“ и блокнотом, а то и с пулемётом сквозь огонь и стужу мы прошли». Авторы произведения — скульптор Лев Кербель и архитектор Евгений Розанов Установлена мемориальная доска, на которой высечены имена журналистов, погибших на фронтах второй мировой войны. Когда-то  в доме в стене была аналогичная доска, но во время ремонта в 1985 году доску уничтожили. У стены установил и бюст В.И. Ленина.

В 1995 году в Доме журналиста начал работу пресс-центр. Это был центр дискуссий о путях демократизации общественной жизни. Здесь обсуждался проект закона о СМИ, который принят и действует около трех десятилетий.
Появились новые формы работы, кинофестивали, творческие выставки художников и фотографов.

Век Домжуру!Власти столицы не оставляют Домжур без внимания. Правительство Москвы выделило средства на капитальный ремонт здания, который начнется в ближайшее время.

Наум Аранович

QR Code Business Card