Т

Ноя 15, 2016

t

Твардовский А.Т. – Тобиаш Э.М. – Толстова Н.А.–
Токмань В.И. – Трацевская О.М.– Третьяков С.М.– Турбина Н.Г.

ТВАРДОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ (1910, дер. Загорье Ельнинского у. Смоленск. губ.—1971, дачный пос. близ Красной Пахры Подольского р-на Моск. обл.), поэт, прозаик, переводчик, редактор, обществ. деят. Отец, Трифон Гордеевич Т. (1881—1949) – сельск. кузнец (по словам Т., «был человеком грамотным и даже начитанным по-деревенски»), мать, Мария Митрофановна Т. (урожд. Плескачевская) (1888—1965) – из семьи мелкопоместн. дворян.
Т. писал стихи с детства, с 14 лет стал селькором смоленск. газет, свои стихи вперв. напечатал в 1925. В стихах, поэмах, прозе 1920-х—нач. 1930-х он воспевал коллективизацию, несмотря на то, что его родители были раскулачены и сосланы, а недруги Т. в Смоленске открыто называли его «кулацким подголоском». В 1927 Т. вперв. побывал в М. Перв. моск. адрес поэта, как установил москвовед С.К. Романюк, – Козицкий пер., 5. Т. остановился здесь у друга в студенч. общежитии, но вскоре снял квартиру напротив, в д. № 2, стр. 7. К этой поездке относится воспоминание Т. в «Автобиографии»: «Когда в московском “толстом” журнале “Октябрь” М.А. Светлов на­печатал мои стихи [в 1929 стихи Т. появлялись в март. и окт. номерах “Октября”] и кто-то где-то отметил их в критике, я заявился в Москву». Каждая такая поездка поэта позволяла ему знакомиться с моск. литераторами, печатать свои стихи в столичн. газетах и ж-лах. Во время поездки в М. в окт. 1930 прошел перв. авторск. вечер Т. в одном из крупн. лит. кружков МАППа – «Удар». Поэт навестил в этот приезд Э.Г. Багрицкого в Кунцеве. В 1934 Т. – делегат 1-го Всес. съезда сов. писателей с совещат. голосом от Зап. обл. (жил в гостинице «Интернациональная» на ул. Горького). В дек. 1935 Т. приехал в М. на обсуждение поэмы «Страна Муравия» и жил в гостинице «Версаль» на Б. Дмитровке, 13/8. Обсуждение состоялось 21 дек. в писат. клубе на ул. Воровского, 50. Присутствующими, среди кот. были В.Ф. Асмус, М.С. Голодный, В.В. Ермилов, К.Л. Зелинский, В.М. Инбер, Д.П. Мирский, Б.Л. Пастернак, А.К. Тарасенков и др., поэма была оценена как «большая творческая удача», «настоящее талантливое произведение», «произведение большого поэтического и социального звучания». «Со “Страны Муравии” (Стал. пр., 1941), – писал Т., – я начинаю счет своим писаниям, которые могут характеризовать меня как литератора». В 1936 Т. перевелся с 3-го курса Смоленск. пед. ин-та на 4-й курс МИФЛИ (пед. практику проходил в шк. № 100 Красно­пресненского р-на в Столовом пер., 10). В 1939 Т. окончил ин-т, получив диплом с от­личием. За эти гг. была написана кн. стихов «Сельская хроника» (1939), сделаны переводы из укр. (Т.Г. Шевченко, И.Я. Франко и из нар. творчества) и белорус. поэзии (Я. Купала, М. Засим, А.А. Кулешов). Перв. г. учебы в ИФЛИ Т. жил в гостинице «Европейская» (ул. Кузнецкий Мост), в одном номере с однокурсником, белорус. поэтом А. Кучаром, затем снимал комнату в писат. д. на ул. Фурманова, 3/5 (не сохр.), осенью 1937 получил свою перв. комнату в коммунальн. квартире в Б. Могильцевском пер., 6 (вскоре после переезда был арестован сосед – поэт П.В. Орешин, что произвело на Т. сильн. и гнетущее впечатление). В 1938 здесь поселилась вся семья с дочерью Валентиной (1931) и сыном Александром (1937—1938). Несмотря на большие успехи в М., в Смоленске Т. продолжал подвергаться гонениям. После ареста ряда его друзей в Смоленске в местн. печати Т. обвиняли в связях с врагами народа, требовали его разоблачения как «выразителя кулацких взглядов». Из Смоленска пришло даже персон. «дело Твардовского», и он боялся, что ему не дадут доучиться в МИФЛИ. Но все же в М. он был защищен: окончил ин-т, вступил канд. в ВКП(б), стал не только изв. поэтом, но даже получил высш. награду (орден Ленина) и вернул родителей из ссылки (они поселились в смоленск. квартире). Большую поддержку Т. оказывал А.А. Фадеев, «очень значительный в жизни моего отца человек» (В.А. Твардовская). С нояб. 1940 Т. жил на ул. Горького, 15 – в перв. отдельн. квартире со всеми удобствами. В янв. 1941 род. дочь Ольга. 25 июня 1941 Т. выехал по назначению в кач-ве «литератора газетной редакции Киевского Особого военного округа», демобилизовался в окт. 1945. В марте 1943 стар. батальон. комиссару Т. было присвоено воинск. звание подполк. В апр. 1945 Т. был награжд. орденом Отеч. войны I степени.
В гг. Великой Отеч. войны семья Т. была в эвакуации в Чистополе. Поэт бывал в М. в краткосрочн. отпусках с фронта. Все воен. гг. Т. писал «Василия Теркина» (Стал. пр., 1946) – поэму, остающуюся гл. поэтич. произв. о войне. За это время написаны поэма «Дом у дороги» (1946; Стал. пр., 1947) – лирич. хроника, одно из самых трагич. произв. о войне и лирич. произв. В 1950 Т. был назначен гл. ред. ж-ла «Новый мир». За 4 г. редакторства Т. «Новый мир» приобрел новое лицо. Печатались такие писатели, как С.П. Залыгин, Ю.М. Нагибин, Г.Н. Троепольский, В.Ф. Тендряков В.В. Овечкин и др. Публиковались критич. мат-лы Ф.А. Абрамова, М.А. Лифшица, М.А. Щеглова, В.М. Померанцева. Они вызвали острое недовольство властей: в них вперв. зазвучало слово, противостоящее офиц. Идеол. верхами линия ж-ла была признана ошибочн. Поэма, кот. Т. писал в это время («Теркин на том свете»), названа пасквилем на сов. действительность. Это был перв. разгон «Нового мира». В июне 1958 Т. вновь возглавил редакцию ж-ла, ставшего в 1960-х центром, вокруг кот. группировались талантливые писатели, стремившиеся к честн. отображению дейст-сти. Благодаря ж-лу читатели узнали Ф.А. Искандера и В.А. Солоухина, были открыты Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.И. Белов, В.В. Быков, В.Н. Войнович, Ю.О. Домбровский, в работе принимали актив. участие и писатели стар. поколений: В.А. Каверин, И.С. Соколов-Микитов, А.А. Ахматова и др. В 1962 (№ 11) Т. сумел напечатать пов. А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и добивался публ. его ром. «Раковый корпус». «Новый мир» был единств. из сов. изд., отстаивавшим и защищавшим Солженицына на протяжении всех 1960-х, даже когда его имя было под запретом. Искренность для Т. означала высш. правду. Для него, напр., было мучительно осознание своего бессилия, когда он в кач-ве деп. ВС РСФСР от Тимирязевского р-на М. призван был решать житейск. проблемы москвичей. Обязанность эта, писал Т. в «Рабочих тетрадях», «меня тревожит и настраивает на волну раздражения, безнадежности и нереальн. порывов как-то отвязаться от этого не просто трудного, неприятного, но фальшивого и стыдного дела». Деп. ВС РСФСР Т. избирался в 1947—55 и 1959—67. По нормам сов. номенклатуры, должности гл. ред. центр. лит. ж-ла (а «Новый мир» безусловно являлся таковым) могло соответствовать включение его в центр. парт. органы. Так, в 1952 на XIX съезде КПСС Т. был избран в состав ЦРК КПСС. В 1961 он стал уже канд. в чл. ЦК КПСС. Но в 1966, когда фактически начался втор. разгром «Нового мира», Т. в состав ЦК КПСС, образован. в том г. на ХХIII партсъезде, не вошел. В этом г. из редколлегии ж-ла были выведены соратники и единомышленники гл. ред. – А.Г. Дементьев и Б.Г. Закс. В февр. 1970, в знак протеста против «укрепления» редколлегии, когда были введены чуждые ему члены, а уволены ближайшие помощники (В.Я. Лакшин и А.И. Кондратович) Т. был вынужден подать в отставку. Через несколько месяцев он заболел и, ненадолго пережив потерю журнала, своего любимого детища, умер. За полтора месяца до смерти Т. была присвоена Гос. пр. за сб. «Из лирики этих лет. 1959—1967» (1967).
Перв. упоминание о М. в сохранившихся дневниках Т. относится к апр. 1927, как мечта о будущем. Перебирая возможн. профессии, Т. видел себя «работником какого-то литжурнала», а до этого – «рабфак… годы, годы, годы, большая литература – Москва». В его стихах М. стала появляться с 1934 – вначале как далекая мечта: «Но слава моя до Москвы долетела» или как символ прогресса, движения вперед: «Да, просторно на свет / От крыльца до Москвы. / Время, время, как ветер, / шапку рвет с головы». В стих. «Москва» (1947) он вспоминает 1941, когда столица стала «поистине мать», и душа отвечала ей: «Мать родная, Россия, / Москва, Москва…» Таким же символом становится в послевоен. лирике Кремль. Все гг. М. не уходит из поэзии Т.: «В свеченье славы самобытной…» (1955), «Вдоль новой в Москве магистрали…» (1957), «Московское утро» (1957—59), «Береза» (1966), «Газон с утра из-под машинки…» (1966). «Песнь о Москве» (1952) – это ода городу, «великому вестнику времени», городу в постоян. движении в будущее. Мотив любви к М., ощущение ее в себе как надежн. опоры раскрыт Т. в поэме «За далью – даль» (1953—60; Лен. пр., 1961), в главе «Москва в пути». «Где мы с тобой, там и Москва» – эти слова определяют значение вел. города в судьбах мн. людей. В выступлении на XXII съезде КПСС (1961), возражая на слова М.А. Шолохова о том, что писатели, кот. живут в М., не знают жизни, Т. сказал, что М. достойн. и «богатейший объект изучения жизни во всех ее сложнейших переплетениях».
С кон. 1950-х до 1961 Т. жил в д. «Известий» на Б. Дорогомиловской ул., 1 (мем. д., 1977, ск. Т.И. Каленкова, арх. С.А. Захаров); с 1961 до кон. жизни – на Котельнической наб., 1/15. Значит. ч. времени он жил и работал на даче, вначале во Внукове, затем в Красной Пахре под М. Похоронен на Новодевичьем кладб.
В 1973 имя Т. было присвоено шк. № 279 (просп. Мира, 128, стр. 1), в 1979 – новой ул. в Строгине (Ворошиловский р-н, ныне СВАО); в 2010 б-ке № 37 ГУК «ЦБС «Киевская» присвоено поч. наименование Культ. центр А.Т. Твардовского.

Список тр.: Русские писатели. Поэты. СПб., 2002. Т. 25: А.Т. Твардовский.
Соч.: Собр. соч.: В 6 т. М., 1976—83; Рабочие тетради // ЛН. Т. 93. М., 1983; Из рабочих тетрадей: (1953—1960) // Знамя. М., 1989. №№ 7—9; «Я в свою ходил атаку…»: Дневники. Письма: 1941—1945. М., 2005; Новомирский дневник: В 2 т. 1961—1970. М., 2009.
Лит.: Турков А.М. Александр Твардовский. М., 1970; Акаткин В.М. Александр Твардовский: Стих и проза. Воронеж, 1977; Кондратович А.И. Александр Твардовский: Поэзия и личность М., 1978; Македонов А.В. Творческий путь А. Твардовского: Дома и дороги. М., 1981; Акаткин В.М. Ранний Твардовский: Проблема становления. Воронеж, 1986; Лакшин В.Я. «Новый мир» во времена Хрущева: Дневник и попутное (1953—1964). М., 1991; Снигирева Т.А. А.Т. Твардовский: Поэт и его эпоха. Екатеринбург, 1997; Ильин В.В. Не пряча глаз: А. Твардовский: Литературное окружение. Творческие связи. Смоленск, 2000; А.Т. Твардовский и русская литература: Сб. ст. Воронеж, 2000; Туманова С.Р. Образ Москвы в идейно-эстетической структуре лирики А.Т. Твардовского // Идеи христианской культуры в истории славянской письменности: Материалы научной конференции. Смоленск, 2001; Романова Р.М. Александр Твардовский: Труды и дни М., 2006; Акаткин В.М. Александр Твардовский и время: Служение и противостояние. Статьи. Воронеж, 2006; «И только правда ко двору»: Материалы четвертых Твардовских чтений. Смоленск, 2009; Ильин В.В. «Скольким душам был я нужен…» А.Т. Твардовский: очерки психологии творчества. Смоленск, 2009; Турков А.М. Александр Твардовский. М., 2010 (ЖЗЛ) ● ЛЭ; БСЭ-2,3; КЛЭ; РП ХХ в.; РП 20 в.
©С.Р. Туманова

***
ТОБИАШ
 ЭММАНУИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1906, Одесса—1995, М.), актер, диктор радио, засл. арт. РСФСР (1968). В М. с 1925. Студиец театр. мастерской при ГАХН (1927—30) под рук. Р.Н. Симонова. Столичн. театралы высоко оценивали его игру в спектаклях для детей (роли Вани в «Сказке» М.А. Светлова, Иванушки в спектакле «Иванушка и Василиса Прекрасная», Цыганки в «Детстве» по М. Горькому и др.). После слияния в 1937 театра-студии, в кот. он работал, с ТРАМ (Мал. Дмитровка, 3), Т. стал актером последнего и одноврем. радиодиктором, в этом кач-ве прослужил полвека. В 1939—41 он еще продолжал актер. деят-сть в моск. дет. т-ре на ул. 25 октября (ныне Никольская ул.), все более уделяя внимание работе на радио. Его участие в радиопрограммах ежеднев. цикла «Последние известия» быстро сделало имя Т. популярным. Его «непринужденная, активная манера чтения» (Н.А. Толстова) благожелательно воспринималась радиослушателями. По общему мнению, был весьма мастеровит не только как диктор, выразительно доносящий важн. информацию социально-полит. характера, но и как увлеченно действующий персонаж худож. и муз. передач, ведущий быстро развивающейся новой рубрики радио «Театр у микрофона». Со своим театр. репертуаром пришелся весьма кстати в пору развертывания на радио процесса инсценировок лит. произв. (Арамис в «Трех мушкетерах» по А. Дюма и пр.). широкий творч. диапазон Т. позволял ему успешно выступать в разн. радиожанрах. На его счету были заметн. роли в радиопостановках пьес В.М. Гусева, У. Шекспира, произв. А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и др. С 1937 по 1970 голос Т. сообщал москвичам точное время по телефону. Работы Т., насыщен. «выпуклыми» интонациями, были легко узнаваемы, ему удавалось без форсир. напряжения голоса прочно удерживать внимание слушателей, глубоко заинтересовывая их прочувствован. убежденностью и логикой речи. В нач. Великой Отеч. войны Т. сосредоточился на работе в радиокомитете, практически прервав свою театр. карьеру. Снялся в нескольких к/ф («Весенние дни» и пр.).
Жил на ул. Немировича-Данченко, 5; Беговой ул., 7/9. Урна с прахом – в колумб. Ваганьковского кладб.
Лит.: Скороходов Г. У микрофона Эммануил Тобиаш // Радиопрограммы. 1962. 4 марта; Толстова Н.А. Внимание, включаю микрофон. М., 1972; Ермилов А. Монолог ведут часы // Правда. 1977. 22 сент.
© Н.Н. Митрофанов

***
ТОЛСТОВА НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (1902, М.—1981, М.), деят. радио. Выросла на Патриарших прудах, в семье изв. в М. преп. словесности Александра Семеновича Т. (1874, М.—1953, М.), авторитетн. методиста, выпустившего в 1940—53 тринадцать изд. шк. хрестоматии по отеч. лит-ре. В д. родителей Т. была большая б-ка, здесь хорошо знали музыку. Поучившись после гимн. в студии Малого т-ра (в нач. 1920-х носила название Высш. театр. мастерских), Т. близко познакомилась с В.Н. Пашенной, В.Н. Аксеновым, Н.А. Анненковым (Кокиным). Став в 1929 диктором радио, в течение длительн. времени была педагогом-наставником, обучавшим молодых коллег диктор. иск-ву. Свободно владея пером, Т. создала выразит. портреты мастеров худож. слова, выступавших у микрофона: О.Н. Абдулова, Д.Н. Орлова, Аксенова, В.Н. Яхонтова, В.И. Качалова, М.М. Лебедева и др. Автор воспоминаний о Н.А. Обуховой (1970), один из гл. организаторов популярн. в М. Обуховск. вечеров. Как глубокому знатоку муз. культуры, ей еще в довоен. время было доверено ведение прямых трансляций из столичн. оперн. т-ров. Она писала необходимые пояснения и комментарии к спектаклям, предлагала радийн. способы их подачи. В 1960 Т. подготовила оригинал. передачу о перв. трансляции оперы «Царская невеста» из Большого т-ра (1927). В столице ее знали как энтузиаста клубно-шефск. работы. Она часто выходила на сцену Дома ученых в роли ведущей опер, ставившихся тут в концертн. исполнении («Миньон» А. Тома, «Алеко» С. В. Рахманинова и др.). Благодаря ее усилиям в праздничн. дни центром оперн., балетн. и драм. иск-ва становились подмостки актового зала шк. № 175 в Старопименовском пер., на кот. любили появляться И.С. Козловский, Абдулов, М.О. Рейзен, О.В. Лепешинская, Н.П. Рождественская и др. моск. артисты.
Жила до 1957 в Б. Патриаршем (в 1932—64 – Пионерский) пер., 12; затем – на Беговой ул., 7/9; с 1981 – в Голиковском пер., 10. Похоронена на Введенском кладб. вместе с родителями, мужем и сыном.
Сын Т. – КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЧЁЛКО-Т. (1926, М.—1967, Новосибирск), журналист, в 1959—63 – гл. ред. газ. «Веч. М.», в 1963—67 – зам. гл. ред. газ. «Труд».
Соч.: Беседы о дикторском мастерстве. М., 1963; Из записок диктора. М., 1965; Внимание, включаю микрофон! М., 1972.
© Н.Н. Митрофанов

***
ТОКМАНЬ
 ВЛАДИМИР ИЛЛАРИОНОВИЧ (1937, с. Хоружевка Недригайловского р-на Черниговск. обл.—1976, М.), журналист, обществ. деят. Его отец был перв. пред. крест. коммуны в Сумск. обл. После окончания ист. ф-та Харьковск. ун-та (1959) работал в Харьковск. обкоме комсомола, пройдя в нем путь от лектора до втор. секр. обкома. С 1965 – на отв. работе в ЦК ВЛКСМ. Для его деят-сти было характерно стремление широко анализировать состояние совр. сов. общ-ва и роль в нем молодого поколения. При определяющем участии Т. для представителей молодеж. актива страны была организована познават. поездка на Соловецк. архипелаг в сент. 1967, по итогом кот. были вперв. глубоко рассмотрены вопросы совершенствования воспитат. процесса на основе тщательн. изучения ист. источников. В спец. записке, чьим осн. автором был Т., утверждалась необходимость возвращения разнообразн. ист. пам-ков в воспитат. работу с молодежью. Тем самым была проложена дорога повсеместн. орг-ции походов по местам боевой и трудовой славы, вскоре получивших распространение в Сов. Союзе. С 1967 Т. – зам. пред. молодеж. секции философов АОН. Им был проведен ряд социологич. исследований в молодеж. среде в Иванове, Харькове, Горьком, Тарту, Свердловске, Курске, позволивших обобщить опыт соответствующей работы на местах, и защищена дисс., содержавшая практич. рекомендации, стимулировавшие развитие социальн. активности молодежи. В 1968—71 – зам. гл. ред. ж-ла «Сельская молодежь». В этот период Т. выдвинул идею создания массового ж-ла для студентов. С 1973 – гл. ред. ж-ла «Студенческий меридиан». Его кн. «Восхождение к идее: Коммунистическая пропаганда и молодежь» (М., 1973; 2-е изд. М., 1975) была с большим интересом встречена в среде наставников юношества. Этот тр., издан. после бунтарск. выступлений 1968 зап. молодежи, когда зап. пропаганда пыталась оживить старые левацкие идеи с целью отвлечения молодежи от участия в созидат. практике стар. поколений, содержал конструктив. критику идеол. методов и схем борьбы за влияние на молодежь. В кн. Т. излагались теоретико-практич. выводы, сделан. им как уч-ком молодеж. дискуссий в США, Англии, Франции, ФРГ. В его намерения входили планы подготовки теоретич. кн. о влиянии идей на творч. процесс.
Жил на ул. Алабяна, 15. Похоронен на Троекуровском кладб.
Лит.: [Некролог] // Студенческий меридиан. 1976. № 4; Сельская молодежь. 1976. № 3—5; Корнешов Л. Горячая память // Комсомол. правда. 1976. 13 июня; Он же. Командировка: Сб. М., 1977.
©В.Н. Ганичев

***
ТРАЦЕВСКАЯ ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА (1923, М. – 2010, М.), журналист, Ю  концертмейстер, муз. редактор. Отец – юрист, погиб в 1943 под Л. Будучи школьницей, Т. поступила по конкурсу в дет. хор Большого т-ра, в составе кот. уч-вала в 1931–38 в оперн. спектаклях «Богема», «Кармен», «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Сказка о царе Салтане», «Псковитянка». Вернувшись в 1944 в М. из свердловск. эвакуации, окончила Музыкально-пед. уч-ще им. Гнесиных и поступила в Моск. конс. Одна из любимых учениц В.В. Софроницкого. Работала хормейстером. Глубокое понимание музыки и собств. исполнит. мастерство позволяли Т. успешно выполнять с 1950-х обязанности концертмейстера, а затем ред. и комментатора музыкально-худож. передач ряда редакций Всес. радио. Тесные творч. отношения связывали ее с реж. Р.М. Иоффе. К передачам последней, создаваемым по заказам редакции вещания для детей, Т. привлекала изв. мастеров муз. иск-ва. Со временем стала чаще готовить собств. передачи о музыке и музыкантах, со знанием дела используя приобретен. профес. аппаратуру. С 1992 авторитет и глубокие знания Т. позволили ей оказывать существ. влияние на кач-во муз. передач Гос. телерадиокомпании «Останкино». Много внимания уделяла подготовке литературно-аналитич. передач о творч. судьбах своих современников- музыкантов на радио «Россия», в муз. студии «Лик».
Жила в Самарском пер., 24; в 1-м Волконском пер., 15 (не сохр.); с 1949 – в Столешниковом пер., 10; с нач. 2000-х – на Нагатинском бул., 3; на Нахимовском просп., 7. Похоронена на Даниловском кладб.
Соч.: Рядом с Софроницким // Арбатский архив. Т. 2. М., 2009. Московская энциклопедия.Т. 1.. Кн.6. М.:
©Н.Н. Митрофанов

***
ТРЕТЬЯКОВ
 СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1892, Гольдинген Курляндск. губ.—1937), поэт, драматург, очеркист. Из семьи учителя. Окончил юрид. ф-т МУ (1916). С нач. 1920-х – актив. уч-к творч. жизни моск. авангардистов, чл. лит. группы ЛЕФ. Оттачивал технику «агит и рекламстиха» в совм. работе с В.В. Маяковским. Быстро проявился как энергичн. деят. революционно-пропагандист. т-ра, близкий к молодым режиссерам-экспериментаторам. Перв. рабочим т-ром Пролеткульта и т-ром В.Э. Мейерхольда были поставлены его пьесы «Слышишь, Москва?!» (1924), «Противогазы» (1924), вольн. сценич. композиции по драм. произв. разл. авторов. В 1924—25 преподавал рус. яз. в Пекинск. ун-те. Возвратившись в столицу, вошел в руководство худож. совета Перв. моск. к/ст., сотрудничал с С.М. Эйзенштейном при подготовке ф. «Броненосец Потемкин», написал несколько киносценариев и ряд ст. по проблемам нового кинематографа. 23 янв. 1926 в Т-ре В.Э. Мейерхольда состоялась премьера антиколониальн. пьесы Т. «Рычи, Китай!», обошедшей в течение несколько десятилетий сцены мн. стран мира. Как художник-революционер, теоретик «литературы факта» вместе со своими моск. сторонниками О.М. Бриком, Н.Ф. Чужаком и др. был приверженцем освещения действительности без «беллетристических искажений» и следования опыту «устаревшего реализма». Редактировал ж-лы «Новый ЛЕФ» (1928), «Литература мировой революции» (1929—30), «Интернациональная литература» (рус. изд., 1934—35). Деятельно помогал установлению междунар. связей СП. Переводчик и популяризатор творчества Б. Брехта, считавшего Т. своим учителем и откликнувшегося на его смерть стих. «Непогрешим ли народ?». С 1930 многократно выезжал в Европу, где активно общался с антифашистски настроен. деятелями культуры. В кн. «Люди одного костра» (М., 1936) отразились его беседы с Брехтом, Г. Эйслером, Э. Пискатором, Дж. Хартфилдом, М. Андерсеном-Нексе. Предчувствуя скорый захват Германией Чехословакии, несколько недель собирал в ней мат-л для цикла очерков «Страна-перекресток» (отдельн. изд. – М., 1937). Сценарист ранних сов. кинолент «Элисо» (1928; реж. Н.М. Шенгелая), «Соль Сванетии» (1930; реж. М.К. Калазотов), «Хабарда!» (1931; реж. М.Э. Чиаурели). Организатор и ведущий праздничн. радиорепортажей с Красной пл. Жертва репрессий, арестован 26 июля 1937 во время лечения в Кремлев. б-це, расстрелян 10 сент. 1937. Реабилитирован (1956).
В 1922 короткое время жил с семьей в рабочей комнате Маяковского в Лубянском пр.; затем – в общежитии Пролеткульта на углу Воздвиженки и Ниж. Кисловского пер.; с 1927 на Мал. Бронной ул., 21/13. Урна с прахом – на Донском кладб.
Соч.: Страна-перекресток: Документальная проза / Сост., послесл. и коммент. Т.С. Гомолицкой-Третьяковой. М., 1991.
Лит.: Краснов П.Н., Шевелев В.В. Книги Сергея Третьякова возвращаются в строй // Новый мир. 1963. № 2; Шевелев В.В. На волне кремлевских курантов // Радио и телевидение. 1966. № 25; Четыре встречи с Брехтом в Москве // Райх Б.Ф. Вена—Берлин—Москва. М., 1972; Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. Т. 2. М., 1991 ● БСЭ-3; КЛЭ; ЛЭС; Казак В. Лексикон.
© Н.Н. Митрофанов

***
ТУРБИНА НИКА ГЕОРГИЕВНА (1974, Ялта – 2002, М.), поэт. Из интеллигентн. семьи. Страдавшая приступами астмы, Т. с самых ранних лет сочиняла стихи, поражавшие знатоков словесности недетскостью, трагизмом и языковым совершенством. Познакомившись с 7-летн. вундеркиндом, писатель Ю.С. Семенов предложил ее родителям свою издат. поддержку, благодаря чему стихи юной поэтессы появились в печати уже в марте 1983. Необычайн. автора пригласили в М., где в ЦДЛ Т. познакомилась с изв. поэтом Е.А. Евтушенко. При его непосредств. участии в жизни юной поэтессы произошли ошеломляющие изменения: специально для встреч с Т. организовывались поездки во мн. города, где она блестяще выступала на поэтич. вечерах, изумляя своими стихотв. миниатюрами многолюдн. аудитории. О ней создавались телепередачи, охотно писали газеты, просившие новых стихов для публ. Плоды ее интенсив. творчества появились вскоре на 12 языках. Вышли из печати два сб. стихов – «Черновик» (1984; с предисл Евтушенко) и «Ступеньки вверх, ступеньки вниз…» (1991). Поэтич. концерты проходили с аншлагами не только в СССР, но также в Италии и США. В Венеции она стала втор. русской (после А.А. Ахматовой), удостоен. престиж пр. в сфере иск-ва «Золотой лев». В 1985, когда Т. уже жила в столице, студия грамзаписи «Мелодия» тиражом 7000 экз. выпустила пластинку с ее стих-иями. Напутствие на конверте принадлежит певице Е.А. Камбуровой, дружбой с кот. Ника очень дорожила.
В кон. 1980-х молодая поэтесса вошла в полосу тяжелого кризиса, она стала писать не так азартно и много, как в недавний период расцвета своего таланта. Переезд в М. с матерью и младш. сестрой оказался чреват осложнениями, ей пришлось столкнуться с трудностями быта, неудач. выбором места работы, случайн. знакомствами. Но главное – Т. тяжело переживала свою невостребованность, в силу чего попыталась направить энергию на учебу и др. творч. цели. В 1989 снялась с С.Н. Крючковой и Н.И. Руслановой в к/ф «Это было у моря» – о дет. туберкулезн. санатории. Ленту не раз демонстрировали по ТВ, но отзывы о ней были скупые. Т. поступила вольнослушательницей в мастерскую А.Л. Филозова и А.Б. Джигарханяна во ВГИКе. В 1990 переехала в Лозанну. Однако, вступив в гражд. брак с пожилым проф.-итальянцем, возглавлявшим клинику, где психически больных детей лечили музыкой и стихами, она вскоре разочаровалась в своем намерении обосноваться в Европе. В 1994, вернувшись в М., Т. поступила в Моск. ин-т культуры, где ее близким другом и наставницей стала Алена Галич – дочь поэта и барда А.А. Галича. Ее ободряющее влияние и поддержка впосл. помогли Т. закончить режиссер. курсы и сотрудничать с ЦТ.
В посл. период жизни в М. работала в орг-ции «Пилигрим», кот. занималась детьми-инвалидами. При ней Т. открыла небольшой т-р. Вместе с актером т-ра «У Никитских ворот» А. Мироновым она ставила там дет. спектакли. Неподдельн. интерес публики к ее сценич. опытам был для Т. свидетельством обществ. внимания к ее неугасшим творч. возможностям.
Жила на ул. Маршала Бирюзова, 41. Урна с прахом в колумб. Ваганьковского кладб.
Жизни и творчеству Т. посв. фильмы укр. реж. А. Борсюка «Ника, которая» и «Ника Турбина: история полета».
Лит.: Раззаков Ф. Как уходили кумиры. М., 2005; Ткачев А. Тайны Ники Турбиной // Сударушка. 2005. 20-27 апр.; Барциц О. Воля к смерти // Атмосфера. 2005. № 10.
© Н.Н. Митрофанов

QR Code Business Card