О

Ноя 11, 2016

oОвсянников А.И. — Озеров В.М. — Озеров Н.Н. — Олеша Ю.К. — Отъясова Е.Я.

ОВСЯННИКОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ (1928, с. Чаячье Чистюньского р-на Барнаульского округа Сибирск. края – 2008, М.), журналист, издатель, художник. Из крестьян. С 1950 – лит. сотр. газ. «Железнодорожник Кузбасса» Томской ж. д. В 1953–59 (после службы в армии) – отв. секр. многотираж. газет «Пролетарский труд», «Веретено», «За образцовую торговлю». После окончания ист. ф-та МУ (1959) – инструктор, в 1961–64 – зав. сектором печати ВЦСПС, затем – нач. отд. пропаганды книги Госкомиздата СССР. С 1966 – гл. ред. новой еженед. газ. «Книжное обозрение», кот. его усилиями стала вед. популяризатором книж. продукции и книгопроиз-ва в СССР, содействовала расширению рядов книголюбов, развитию издат. деят-сти и книж. торговли в стране. В кач-ве чл. бюро издат. секции Союза журналистов СССР, чл. Президиума Центр. правления Всес. добровольн. общ-ва любителей книги энергично развивал свои взгляды в многочисл. выступлениях на страницах центр. и местн. печати. В 1986 назначен гл. ред. ж-ла «Полиграфия». В 1990–2000-х создал целый ряд успешн. изд., посв. вопросам совр. полиграфии (ж-лы «Интерпринт», «Современная полиграфия», «Полиграфист и издатель» и др.). В них освещались достижения совр. полиграф. техники, популяризировалось иск-во создания книги. Особенностью новых ж-лов стали миниатюрн. книги, издававшиеся в виде листов-вкладышей, кот. можно было обрезать, сфальцевать и переплести. За свою многолетн. плодотворн. деят-сть в редакц. и издат. деле О. был удостоен ряда гос. наград.
Чл. МОСХ (с 1981). Живописн. работы выставлялись на мн. персон. и коллектив. худож. выставках.
Жил на ул. Палиха, 7/9. Похоронен на подмоск. кладб. «Ракитки».
Соч.: Охота за жар-птицей. Живопись. Стихи юности. Рассказы. Штрихи биографии. М., 1998; Круг близких и друзей. Избранные станицы из личного архива. М., 2006; Побудь со мной на высоте. Избранные стихи, рассказы, этюды. М., 2008.
Лит.: Прощание с мастером // Книжное обозрение. 2008. № 20 (2186).
© Н.Н. Митрофанов

***
ОЗЕРОВ ВИТАЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1917, Кисловодск — 2007, М.), критик, лит-вед, публицист. Д. ф. н. (1971), проф. (1973). Из семьи врача. В 1935 поступил в МИФЛИ, где при определяющем участии таких авторитетн. ученых, как Н.К. Гудзий, С.И. Радциг, В.В. Виноградов, С.М. Бонди и др. формировалась шк. гуманит. мысли, «выпускники» кот. составили костяк отеч. критики, лит-ведения, искусствознания, лингвистики втор. пол. ХХ в. По окончании МИФЛИ был призван на воен. службу. Встретил Великую Отеч. войну лит. сотр. газ. истребит. авиакорп. «За храбрость», в кот., как и др. армейск. изд., печатались его очерки о войне в воздухе, в т.ч. посв. летчикам, владевшим иск-вом тарана, — В.В. Талалихину и А.Н. Катричу. Секр. Воен. Совета войск ПВО, нач. отд. Политуправления Зап. фронта. В авг. 1942 был ранен под Сталинградом. В послевоен. гг. работал секр. Крымск. обкома ВЛКСМ, ред. моск. изд-ва «Молодая гвардия». После окончания АОН был направлен в ред. газ. «Правда». Дальнейшая его жизнь отличалась энергич. обществ. и пед. деят­стью. Он работал перв. зам. гл. ред. «Литературной газеты» (1953–55), ректором Лит. ин-та им. А.М. Горького (1955–57), секр. правления СП СССР (1968–86). Гл. ред. ж-ла «Вопросы литературы» (1959–78). Под его рук. ж-л стал при всех неблагоприятн. обстоятельствах и ценз. ограничениях источником свежих идей в обл. лит. критики, площадкой творч. диалога, принявшего со временем междунар. характер. Именно ему удалось привлечь к сотрудничеству в ж-ле не только ярких критиков из мн. стран мира, но и вед. прозаиков, поэтов, драматургов.
Многогранную литературно-организатор. деят­сть органично сочетал с творчеством. Ему принадлежат монографии о Д.А. Фурманове и А.А. Фадееве, книги, сочетающие исслед. начало с публицист. живостью и остротой — «Тревоги мира и сердце писателя» (1973), «Современники и предшественники» (1983).
Жил на ул. Усиевича, 8; в писат. пос. Переделкино. Похоронен на Ваганьковском кладб.
Соч.: Избр. работы: В 2 т. М., 1980.
Лит.: [Некрологи]: ЛГ. 2007. 14–21 февр.; ВЛ. 2007. №2 • БСЭ-3.
© Н.А. Анастасьев

 

***
ОЗЕРОВ
 НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1922, М. — 1997, М.), теннисист, актер, спорт. комментатор. З. м. с. (1947), засл. тренер России (1995); нар. арт. РСФСР (1973). Сын Н.Н. Озерова, брат Ю.Н. Озерова. Начал играть на кортах подмоск. станц. «Загорянская» в 9 лет. Занимаясь в теннисн. секции общ-ва «Локомотив» (с 12 лет), а затем в моск. спортшколе популярн. франц. теннисиста А. Коше, добился впечатляющих результатов. В 1935 стал перв. ракеткой среди мальчиков столицы. В 1936 и 1938 — чемпион М. в одиноч. и парном разрядах. Победитель Всес. юнош. соревнований и чемпионата М. (1939). 45­кратн. чемпион страны (1940–53), обладатель Кубка СССР в составах команд М. и общ-ва «Спартак». Входил в десятку сильнейших теннисистов СССР (1940–59), 5 раз возглавлял ее (1944–46, 1951, 1953). Пред. Центр. и Рос. общ-ва «Спартак» с 1990. В 1992 «Спартак» торжественно отмечал в М. 70­летие О., свои приветствия ему доставили почти 150 делегаций. На шестичасовом вечере в Колон. зале Дома союзов юбиляру были вручены многочисл. награды, в т.ч. Олимп. орден. На пике спорт. карьеры О. окончил ГИТИС (1945) и почти три десятилетия выступал на сцене МХАТа, сыграв более 20 ролей. Столичн. театралам он запомнился в ролях Хлеба в «Синей птице» М. Метерлинка, Бенжамена в «Школе злословия» Р. Шеридана, Фабиана в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира и др. В 1975 снялся в ф. «Одиннадцать надежд» вместе с А.Д. Папановым, помимо этого снялся в целом ряде киноэпизодов (ф. «Первая перчатка» и др.).
Широким признанием любителей спорта пользовалась деят­сть О. в кач-ве радио- и телекомментатора футбольн. и хоккейн. матчей. Особенно ценилось его иск-во высококвалифицир. моментальн. оценки игровых ситуаций, эмоцион. информирования об их развитии. Дебютировав в амплуа телекомментатора 29 авг. 1950 (футбольн. матч ЦСКА—«Динамо») после обучения «экстерном» у изв. радиокомментатора В.С. Синявского, О. внес значит. вклад в поднятие уровня спорт. передач М. Он вел репортажи со спорт. состязаний более чем из 50 стран мира, в т.ч. с 16 Олимп. игр, 8 чемпионатов мира по футболу, более чем с 20 чемпионатов мира по хоккею с шайбой. Оказал значит. влияние на коллег по профессии: А.В. Малявин, В.В. Рашмаджан, Г.А. Сурков, Я.Я. Спарре, А.В. Дмитриева, Н.А. Еремина, В.И. Перетурин. Обладатель спец. пр. ТЭФИ «За личный вклад в развитие телевидения» (1997). Гос. пр. за участие в ф. «О, спорт, ты — мир!» (1981). В Сочи с 1988 проводится турнир юных теннисистов на призы О., разыгрывается Кубок О.
Жил на Старой Басманной ул., 7; в Астраханском пер., 5. Похоронен на Введенском кладб (пам-к; ск. П. И. Герасимов).
В 1997 его именем названа ул. в пос. Загорянский Щелковского р-на Моск. обл. и стадион «Спартак» в г. Щелково (до 2004). Барельеф О. — на фасаде здания Спорт. общ-ва «Спартак» (худ. А. Балашов, установлен в апр. 2005).

Соч.: Футбол в моей жизни // РТ. 1966. №13; Репортаж о репортаже. М., 1976; Всю жизнь за Синей Птицей. М., 1995.
Лит.: Рафалов М. Поклонимся великим мастерам… Изд. 2­е. М., 2002; Журналисты ХХ в.: Люди и судьбы. М., 2003; Перетурин В. Создан Клуб Николая Озерова // Веч. М. 2003. 11, 18 марта, 4 дек; Логвинова С. «Если с Озеровым что­то случится, вешайте замок на театр!» // МК. 2005. 6 июля • БСЭ-3.
©Н.Н. Митрофанов

***
ОЛЕША ЮРИЙ КАРЛОВИЧ (1899, Елисаветград Херсонск. губ. — 1960, М.), журналист, писатель, драматург, сценарист, поэт. Из семьи обедневших польск. дворян, отец — акцизн. чиновник. Детство О. прошло в Одессе, на ул. Карантинной (ныне ул. Юрия Олеши, 3/1, мем. д.). Подростком начал сочинять стихи. С зол. медалью окончил Ришельевск. гимназию, учился 2 г. на юрид. ф-те Одес. ун-та. К этому же времени относится и его участие в поэтич. кружке «Зеленая лампа», знакомство с Э.Г. Багрицким, В.И. Нарбутом, начало дружбы с В.П. Катаевым. В 1921 семья переехала в Харьков, откуда родители О. эмигрировали в Польшу.
О. приехал в М. в 1922. Работал в газ. «Гудок» вместе с М.А. Булгаковым, И.А. Ильфом, Е.П. Петровым. Известность как журналист О. приобрел, печатая ст.-фельетоны (более 500 за 6 лет) под псевд. Зубило. Под этим псевд. выпустил «Сборник фельетонов» (1924) и сб. стихов «Салют» (1927). В 1924 написал ром. («сказку для взрослых») «Три толстяка», ставший эстетич. манифестом автора, его метафорич. осмыслением революции и иск-ва. Роман был посв. О.Г. Суок, жене О., и вперв. опубл. в 1928 с иллюстрациями М.В. Добужинского. В 1930 по просьбе К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко О. переделал ром. для постановки во МХАТе, тогда же пьеса была поставлена В.Э. Мейерхольдом. Композитор В.А. Оранский написал одноим. балет для постановки в Большом т-ре (1935), в 1956 композитор В.И. Рубин написал оперу. Также по роману были сняты мультфильмы (одноим., реж. В. С. и З.С. Брумберг, 1963, и «Разлученные», реж. Н.Н. Серебряков, 1980) и к/ф (1967, реж. А.В. Баталов). Впосл. ром. и пьеса были переведены на 17 языков. Непосредственность восприятия, яркая и необычная метафоричность, легкость языка сделали кн. одним из самых лучших произв. в истории рус. дет. лит-ры.
Проза О. очень образна и поэтична, среди литераторов его называли «королем метафоры». «Его проза определила ритм литературы того времени» (В.Б. Шкловский). Рассказы кон. 1920­х вошли в сб. «Вишневая косточка» (1931) и «Избранное» (1935). В 1927 О. опубликовал ром. «Зависть» (1927), кот. сделал писателя знаменитым в СССР и за рубежом, но был неоднозначно воспринят сов. критикой и стал одной из причин того, что О. потерял доверие власти. В «Зависти» О. отразил свое восприятие революции и построения нового общ-ва, в кот. «самая замечательная личность — ничто». В 1929 была создана пьеса «Заговор чувств» (1929, переработка «Зависти»), а в 1931 — драма «Список благодеяний», гл. роль в кот. была написана для З.Н. Райх, жены Мейерхольда. Ее героиня последовательно фиксирует в дневнике преступления и благодеяния революции, ставя вопрос о ценности человеч. жизни в новых условиях. «Если революция хочет сравнять все головы — я проклинаю революцию» — ключевые слова героини Райх, alter ego автора. Остросоциальн. проблемы, озвучен. в пьесе, явно противопоставили писателя набирающей силу сталинск. идеологии. Перед постановкой пьеса была подвергнута жесткой цензуре. Темы голода, нищеты, арестов, расстрелов и безответственности были убраны из пьесы.
С нач. 1930­х в творчестве О. наступает кризис, он отрывочно ведет дневники, не создавая больше целостных произв. В 1934 на перв. съезде СП О. произнес восторж. покаянную речь, в кот. попытался передать ощущение своей никчемности при новом порядке. В это время он работал над пьесой по заказу МХАТа. Пьесу О. не закончил, но в 1986 по ее черновикам М.З. Левитин в моск. т-ре «Эрмитаж» поставил спектакль «Нищий, или Смерть Занда».
В 1936 на крупн. публикации О. был наложен запрет, действовавший вплоть до 1956. Писатель продолжал публиковать только ст. и редкие рассказы, писал сценарии для кино. В эти гг. О. часто бедствовал, много времени проводил в кафе гостиницы «Националь», где имел кредит. Зачастую будучи «душой компании», О. вызывал восхищение молодых писателей, хотя его собств. лит. карьера закончилась. О встречах с О. в «Национале» писали И.М. Губерман и К.Г. Паустовский. «Юрий Карлович был человеком, который всегда оказывался центром любой компании… Его слова повторялись становились поговорками» (В.Б. Шкловский). Поэт Лев Озеров писал: «Он заставлял думать не только над своими высказываниями, но и над недосказанным. — Может быть, над недосказанным в первую голову».
По сценариям О. были сняты ф. «Строгий юноша» (1936, реж. А.М. Роом; в 1936 был запрещен к показу, на экраны вышел в сер. 1960­х), «Болотные солдаты» (1938, реж. А.В. Мачерет), «Ошибка инженера Кочина» (1939, реж. Мачерет). Великая Отеч. война застала О. в Одессе, далее последовала эвакуация в Ашхабад. После войны О. возвратился в М., но не имел возможности печататься. «В 1953 году для писателя началось время надежды и бодрости», — писал В.Б. Шкловский во вступит. ст. к кн. О. «Ни дня без строчки» (1965), в кот. включены воспоминания о детстве, о встречах с В.В. Маяковским, С.А. Есениным, А.А. Ахматовой, Станиславским, размышления о лит-ре и действительности. Дневники О., кот он начал вести в 1929 и вел до кон. жизни, вышли в свет в 1999 в М. под названием «Книга прощания». В этой кн. собраны и мысли О. о сталинск. эпохе, кот. при жизни писателя опубликовать было невозможно.
С лета 1924 О. жил в Чернышевском пер., 7 (вместе с Ильфом); затем — в Сретенском пер., 1; с дек. 1930 по февр. 1931 — у В.П. Катаева в Мыльниковом пер., 4; с 1931 — в пр. Художественного театра, 2; 1954–60 — в «писательском доме» в Лаврушинском пер., 17. Похоронен на Новодевичьем кладб.
Соч.: Избранное. М., 1956; Ни дня без строчки: Из записных книжек/Сост. О.Г. Суок, В. Б. Шкловский. М., 1965; Пьесы: Статьи о театре и драматургии. М., 1968; Избранное. М., 1987.
Лит.: Чудакова М.О. Мастерство Юрия Олеши. М., 1972; Воспоминания о Юрии Олеше. М., 1975; Перцов В.О. «Мы живем впервые»: О творчестве Юрия Олеши. М., 1976; Катаев В.П. Алмазный мой венец. Л., 1979; Шкловский В. Б. Глубокое бурение // Олеша Ю.К. Зависть; Три толстяка; Ни дня без строчки. М., 1989; Вайскопф М. Андрей Бабичев и его прообраз в «Зависти» Олеши // Изв. АН. 1994. Т. 53. №5; Белинков А.В. Сдача и гибель советского интеллигента: Юрий Олеша. М., 1997; Ingdahl K. A Graveyard of Themes: The Genesis of Three Key Works by Iurii Olesha. Stockholm, 1994 • БСЭ; ЛЭС; КЛЭ; ТЭ; ВБЭС; РП 20 в.
© В.И. Борисов.

***
ОТЪЯСОВА ЕЛИЗАВЕТА ЯКОВЛЕВНА (1896, Тамбов — 1974, М.), диктор радио. Отец — Яков Афанасьевич (1856–1930) владел обувн. мастерской, мать — Мария Александровна (1866–1940) — из дворян. Окончила Тамбовск. гимн. С 1921 вместе с родителями жила на ул. Верх. Масловка, 86. Работая в сов. госучреждениях, вечерами занималась в столичн. театр. студиях. В 1929 поступила в «Государственную драматическую показательную профессионально-клубную мастерскую», где стала ученицей засл. арт. Республики Н.О. Волконского. Под его рук. в «студии малых форм» подготовила ряд программ. Ее выступления привлекли внимание радиокомитета, и О. пригласили на работу в кач-ве диктора. Первоначально ей поручалось чтение т.н. пояснений к муз. произв., звучавшим по радио в трансляции из концертн. залов. Постепенно расширяя репертуар при содействии творч. наставника С.В. Шервинского, О. подготовила для эфира поэмы «Мцыри» и «Демон» М.Ю. Лермонтова, композицию по «Вешним водам» И.С. Тургенева, стихи Н.А. Некрасова и Т.Г. Шевченко, фрагменты из «Алых парусов» А. Грина. Одноврем. она увлеченно работала над «Дамой с камелиями» А. Дюма­сына. Часто выступала на эстраде. В 1930­х неизменно читала по радио тексты, сопровождавшие исполнение «Иоланты» П.И. Чайковского и «Золотого петушка» Н.А. Римского-Корсакова, ряда драм. спектаклей МХАТа: «Мертвые души», «Пиквикский клуб» и др. В то же время ее все чаще направляли на подготовку передач общественно-полит. характера. Скоро О. стала изв. мастером и в этой сфере вещания, ее слушательск. почта росла с каждой неделей. Драматург А.Н. Арбузов дал одной из героинь своей пьесы «Дальняя дорога» фам. Таясова, и на вопрос о причинах появления такой необычн. фам. он отвечал, что ее вызвал к жизни именно ежедневно звучавший по радио голос популярн. диктора О. «… У Отъясовой было много поклонников, любивших ее за проникновенность, искренность и тепло, которыми были насыщены ее передачи. Когда звучал голос Отъясовой, казалось, что она читает одному тебе, к тебе обращены доброта и доверительность ее тона», — писала ее коллега, диктор Н.А. Толстова. С первых недель Великой Отеч. войны О. вела радиопередачи «Письма с фронта» и «Письма на фронт», ставшие важнейшими частями ежеднев. информац. моста между армией и народом. Чтение ею писем на фронт по­особому воодушевляло жителей столицы, по пригородам кот. проходил оборонит. рубеж. Отмечая это в одном из очерков о М. первых воен. месяцев, писатель Ф.В. Гладков подчеркивал, что голос О. был голосом столицы, он ободрял и согревал сердца, напоминал о близких людях и мирн. днях. Выезжая со своей лит. бригадой в р-ны боевых действий, О. любила включать в выступления перед воинами патриотич. стихи их однополчан (некот. сохранились в ее личн. архиве). На подмостки столицы она выходила с произв. Н.А. Некрасова, А. Грина и А.Н. Толстого, большой эмоцион. заряд несло ее мастерск. оформление кантаты «1812» П.И. Чайковского. Активно работая в коллективе, создававшем передачу моск. радио «Последние известия», О. все больше сосредоточивалась на подготовке молодых дикторов. Связь с учениками она не порывала до кон. дней. Особенно теплая дружба скрепляла ее с О.С. Высоцкой.
Жила с 1930 на ул. Фрунзе, 20 (не сохр.); с 1970 — на просп. Мира, 108. Похоронена на Ваганьковском кладб.

Сестра О. – Атьясова Антонина Яковлевна (1903, Тамбов—1991, М.), актриса. Уч-к Великой Отеч. войны. Окончила актер. студию при Гос. т-ре им. Вс. Мейерхольда (1929). С сент. 1928 по февр. 1935 – в труппе этого т-ра. После ухода из т-ра актрисы М.И. Бабановой А. поручалось исполнение некот. ее ролей. Во втор. пол. 1930-х работала в гастрольн. коллективах. Была замужем за актером Т-ра Революции С.А. Мартинсоном. В нач. Великой Отеч. войны поступила на курсы Красн. Креста при ВТО, кот. окончила в сент. 1941 со званием медсестры, имеющей необходимую квалификацию для службы в военно-лечеб. учреждениях в воен. время. Находясь в составе Гвард. кавалер. корп. орденов Ленина и Суворова, в мае 1945 удостоен. звания Бранденбургск. (командир ген.-лейт. Константинов), прошла большой боевой путь. За участие в наступат. операциях на терр. Польши и Германии была удостоена ряда письм. благодарностей командования, особое место среди кот. занимал офиц. док-т, отмечавший роль гвардии красноармейца А. в окружении и штурме Берлина.
После демобилизации в июле 1945 работала учителем в моск. школах. С 1949 служила актрисой в драм. т-ре Тихоокеанск. ВМФ в Сов. Гавани. Награжд. медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», орденом Отеч. войны II степени. С 1970-х проживала в М., пользовалась большим уважением как ветеран-фронтовик.
Жила на Верх. Масловке, 86. Похоронена на Ваганьковском кладб.
©Н.Н. Митрофанов

QR Code Business Card