Что еще? Как и в прошлом году, фестиваль “Красная площадь”, по точному выражению председателя оргкомитета по организации и проведению фестиваля Владимира Толстого, стал глотком свежего воздуха, зоной свободы, где люди, влюбленные в книгу, могли встретиться и пообщаться.
Но не будем лукавить. Любой книжный фестиваль, любая книжная ярмарка – это всегда еще и ярмарка тщеславия. Это возможность известным писателям выступить перед аудиторией и проверить: сколько ее? Сколько автографов попросят написать на твоей книге?
Дело в том, что среди финалистов этого года много “тяжеловесов”. Я бы сказал, даже слишком много. “Тяжеловесами” я называю тех, кто уже стал авторами бестселлеров и уже получил не одну литературную премию, не исключая и “Большой книги”.
Смотрите: Евгений Водолазкин, Леонид Юзефович, Марина Степнова, Андрей Дмитриев, Юрий Буйда, Михаил Гиголашвили, Наринэ Абгарян… Как минимум семь имен, уже безусловно достойных этой премии. Писатели известные и все так или иначе уже “олауреаченные”. Что делать в этой ситуации Большому жюри, в состав которого входит более ста человек? Как ставить баллы? Понятно, что на вкус и цвет приятеля нет. Но авторитеты-то давят. Имена-то громкие. На три места уже семь кандидатов набралось.
По правде говоря, и книги-то у каждого сильные. Ни один не повторяется. Каждый нашел новую тему. Роман Евгения Водолазкина “Оправдние Острова” вроде бы опять о средневековье, но это не “Лавр”, совсем не “Лавр”.
Марина Степнова в романе “Сад” вообще ушла в девятнадцатый век и написала о странной девочке, которая вела себя так, как хотела.
В девятнадцатый век ушел и Леонид Юзефович. Но тема-то какая редкая: участие русских в борьбе греков против турок.
Юрий Буйда остается верен себе в плане языка и стиля, но роман он написал совершенно мистический.
Наринэ Абгарян написала роман о необычном человеке, на похоронах которого собрались все женщины, которых он любил. И у каждой – своя история его жизни.
Михаил Гиголашвили отчасти написал продолжение своего, как я считаю, потрясающего романа “Чертово колесо”, но совсем в другом ключе.
Андрей Дмитриев вообще удивил! Он взялся за тему крайне сегодня опасную. Россия и Украина. Маленький человек, обычный учитель, в силу сложных обстоятельств вынужден бежать из России на (в) Украину и там перенести новые мытарства. А ведь давно, давно русская литература не касалась украинской темы. Как выбирать? Как ставить баллы?
Очень хорош роман Виктора Ремизова “Вечная мерзлота”. Такая спокойная, умная русская проза.
Любопытен и новый роман Алексея Поляринова “Риф”. Три истории о современных сектантах. Тема, которую вообще мало трогают, потому что мало знают.
Хорош и роман культуролога Владимира Паперного “Архив Шульца”. Местами очень смешной, местами трагический.
Дмитрий Бавильский, ранее больше известный как критик, написал очень сложный, многослойный “итальянский” роман “Желание быть городом”.
Стоит обратить внимание и на провокационный, феминистский роман Оксаны Васякиной “Рана”. Мне не очень по душе такая проза, но что делать: призрак феминизма давно бродит не только по Европе.
Кажется, я всех назвал. Выбор будет сложный. А кому сейчас легко?
Павел Басинский