Иванов А.С. – Игнатович Б.В. – И. Ильф и Е. Петров – Индурский С.Д. – Иоффе Р.М.
ИВАНОВ АНАТОЛИЙ СТЕПАНОВИЧ (1928, с. Шемонаиха Восточно-Казахстанск. обл. — 1999, М.), писатель, Герой Соц. Труда (1984). Род. в семье крестьянина. Окончил ф-т журналистики Казахск. ун-та (1950), в перв. пол. 1950-х работал в разл. газетах Ср. Азии и Сибири. Зам. гл. ред. ж-ла «Сибирские огни» (1958–64). После выхода первых романов — «Повитель» и «Тени исчезают в полдень» переехал из Новосибирска в М. В 1970–76 создал свое самое крупное произв. — ром. «Вечный зов» (Гос. пр. РСФСР им. А.М. Горького, 1971); телесценарий по нему был отмечен Гос. пр. СССР (1979). Действие лит. произв. И., как правило, происходит в сибирск. деревне, где людям удается в новую, сов. эпоху перебороть капиталистич. пережитки и убежденно трудиться на общее благо. Определен. идейно-эстетич. настрой присущ был и содержанию ж-ла «Молодая гвардия», кот. И. возглавлял в 1972–96. Деп. ВС СССР (1985–89). Известный как сторонник линии на укрепление традиционных в недавнем прошлом порядков, привлекал к себе симпатии единомышленников, независимо от места их проживания. Главные лит. произв. И. регулярно переиздаются, ТВ повторяет демонстрацию многосерийн. ф., создан. по его ром. «Тени исчезают в полдень».
Жил на просп. Мира, 124, корп. 17; во 2м Обыденском пер., 12. Похоронен на Новодевичьем кладб.
Соч.: Живая красота творчества. М., 1985; Избр. соч.: В 3 т. М., 1992; Собр. соч.: В 5 т. М., 1994; Повитель: Роман. М., 2003; Вечный зов: Роман: В 2 т. М., 2007; Тени исчезают в полдень: Роман. М., 2007.
Лит.: Леонов Б.А. Зов жизни!: Очерк творчества А. Иванова. М., 1979; Еселев Н. Рассказы о характерах (По романам А. Иванова). М., 1980 • БСЭ-3; ЛЭС; СЭС; КЛЭ; РП 20 в.; Казак В. Лексикон.
© Н.Н. Митрофанов
***
ИГНАТОВИЧ БОРИС ВСЕВОЛОДОВИЧ (1899, Луцк, Волынская губ. — 1976, М.), мастер фотоиск-ва, журналист. Окончив гимн. в родном городе, сотрудничал как репортер в разл. провинц. изд-ях. С 1921 в М. — ред. газ. «Горняк», актив. уч-к творч. жизни столицы. Увлекся фотографией в 1923 и вскоре вошел в руководство Ассоциации фоторепортеров при Доме печати. Его квалификация в сер. 1920х подтверждалась регулярн. публикацией оригинал. снимков, сделан. им для авторитетн. столич. газет «Беднота» и «Известия», ж-лов «Прожектор», «Огонек», «Красная нива», «СССР на стройке» и др. С большой изобретательностью осуществил первые съемки с самолета, ставшие ярким примером фоторепортерск. мастерства. Наряду с А.М. Родченко — один из организаторов и рук. творч. группы «Октябрь», сформировавшейся в М. в 1928–30 из одарен. представителей фоторепортерск. цеха, развивавших новаторск. подходы к фотосъемке. В 1930 увлекся кинорепортажем, снял несколько докум. фильмов (киноочерк «Сегодня» по сценарн. плану Э.И. Шуб, фильм о художниках Кукрыниксах и пр.). Одноврем. возглавлял отд. иллюстраций газ. «Веч. М.». Сформированная им «Бригада И.» работала в рамках агентства «Союз-фото» для ж-лов «Строим», «Наши достижения», «Строительство Москвы» (в 1937–41 штатн. корр.). Создал фотосерии о моск. зде «Фрезер», ф-ке «Парижская Коммуна» и др. моск. пр-тиях. Уч-к Великой Отеч. войны, фотокорр. газ. 30й армии «Боевое знамя». Снимал партизанск. будни в тылу врага. Будучи прикомандирован к студии им. М.Б. Грекова, сделал фотопортреты целого ряда выдающихся сов. военачальников — маршалов Г.К. Жукова и В.И. Чуйкова и др., запечатлел работу Потсдамск. конф. и т.д. В послевоен. период им сделаны портреты скульпторов В.И. Мухиной, С.Т. Коненкова, писателя М.А. Шолохова, ак. Д.Н. Прянишникова. В фотогр. иконографии И. запечатлены мн. изв. деятели: В. Маяковский, Н. Асеев, Н. Погодин, П. Незнамов, Б. Пастернак, Анри Барбюс, Р. Амундсен, У. Черчилль. Подготовил фотоальбом «Государственная Оружейная палата в Московском Кремле». Фотоработы И. являются каталогизированными произв. иск-ва, имеют мир. индекс худож. ценности, продаются на вед. аукционах мира.
Жил в Семинарском туп., 7; на Садовой Триумфальной ул.; Ленинском просп.
Лит.: Волков-Ланнит Л.Ф. Борис Игнатович. М., 1973; Борис Игнатович: Фотографии. 1927–1963: Каталог выставки в честь столетия со дня рождения: из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, галереи Алекса Лахманна (Кельн, Германия), архива семьи Б. Игнатовича и других частных собраний/Авт. ст. К.Н. Игнатович, А.Н. Лаврентьев. М., 2002; Борис Игнатович. Альбом-каталог. Из собрания Центрального архива аудиовизуальных документов Москвы. М.,2006.
©Н.Н. Митрофанов
***
ИЛЬЯ ИЛЬФ (наст. фамилия и имя Файнзильберг Илья Арнольдович) (1897, Одесса — 1937, М.), род. в семье банковск. служащего, после окончания техн. шк. работал чертежником, телефон. монтером, токарем, статистиком;
ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВ (наст. фамилия и имя Катаев Евгений Петрович) (1903, Одесса — 1942, погиб в авиакатастрофе), сын учителя истории, брат писателя В.П. Катаева, был корр. Укр. телеграфн. агентства и инспектором угрозыска.
Оба в М. с 1923. Познакомились в 1925, будучи сотрудниками редакции газ. «Гудок» (зд-ие быв. Воспитат. дома на Солянке, 12). Летом 1924 И. жил в одной из комнат этого т.н. Дворца Труда. Впосл. в Сретенском пер.; Соймоновском пр., 5; ул. Фурманова, 3–5 (не сохр.); посл. адрес — Лаврушинский пер., 17. Одно из перв. жилищ И. в Чернышевском пер. Его друг писал: «Нужно было иметь большое воображение, чтобы назвать комнатой это ничтожное кол-во квадратных сантиметров, ограниченное половинкой окна и тремя перегородками из чистейшей фанеры. Там помещался матрац на четырех кирпичах и стул». Четырьмя г. позже данное жилье в ром. «Двенадцать стульев» молодые литераторы представили читателям как немаловажную часть таинств. мира «Общежития им. монаха Бертольда Шварца», где задумываются и осуществляются планы двух авантюристов, изобретательно приспосабливающихся к оригинал. моск. условиям. Квартира самого П. в Кропоткинском пер., д. 5 (не сохр.) описана в «Золотом теленке» в кач-ве уголка столь же колоритной «Вороньей слободки».
Родившаяся на моск. почве, сатирич. дилогия «Двенадцать стульев» (1928; впервые опубл. в ж-ле «30 дней») и «Золотой теленок» (1931) выразительно отображала жизнь тогдашней столицы, характерн. моск. типы, стиль речи и манеру общения, быт коммуналок, яркие эпизоды будней деловой и культ. М. (т-р Колумба, напоминающий Т-р Пролеткульта под рук. С.М. Эйзенштейна; рабочий день в редакции газ. «Станок» и др.).
В кругу близких И. и П. людей были Ю.К. Олеша, В.Б. Шкловский, Б.А. Пильняк, Э.Г. Багрицкий, В.Е. Ардов, В.Э. Мейерхольд, И.Г. Эренбург и др., от кот. авторы дилогии черпали вдохновение, сюжеты моск. тематики, узнавали о подробностях столич. жизни.
И. и П. были хорошо знакомы с центром столицы. В ром. «Двенадцать стульев» описывалась прогулка Воробьянинова с Лизой: «Прошли через весь Пречистенский бульвар и вышли на набережную, к храму Христа Спасителя»; «…После недолгих уговоров Ипполит Матвеевич повез Лизу на Арбат в “Прагу”, образцовую столовую МСПО — лучшее место в Москве» и т.д. Во 2й и 3й главах ром. упоминаются шумные улицы внутри Садового кольца и тихий Сивцев Вражек, где среди студентов-химиков поселяются Остап Бендер и Ипполит Воробьянинов. Двухтомн. сатира на эпоху НЭПа эффектно выявила значимость лит. творчества И. и П., ее обществ. направленность. Имена соавторов стали знаменитыми. Это нашло подтверждение во время их поездок по Европе (1933–34) и США (1935–36). В то же время в СССР не раз звучали обвинения в адрес их гл. книг как «искажающих действительность». Многоплановый правдивый образ современной писателям столицы воссоздавался И. и П., невзирая на все трудности, также в совм. очерках и фельетонах: «Меблировка города», «Кандидаты», «Метрополитеновы предки», «Любимый трамвай», «Записки провинциала», «Блудный сын возвращается домой», «Веселящаяся единица», в киносценариях ф. «Музыкальная история», «Антон Иванович сердится» (оба 1940). Серия эссе И. «Москва — Азия», его опубл. посм. «Записные книжки», кн. П. «Фронтовой дневник» (1942) разносторонне дополняли интересными частностями портрет М., города, к кот. писатели относились с уважением и доверием.
И. умер от обострившегося туберкулеза. Похоронен на Новодевичьем кладб.
Соч.: Собр. соч. В 5 т. М., 1994–96; Двенадцать стульев: [Перв. полный вариант]/Коммент. М.П. Одесского и Д.М. Фельдмана. М., 1997; Двенадцать стульев/Сост. Ю. Б. Орлицкий, М., 2002; Илья Ильф — фотограф: 1930е годы: [Альбом]. М., 2002.
Лит.: Курдюмов А.Н. В краю непуганых идиотов: Книга об Ильфе и Петрове. Париж, 1983; Долинский М. Будни сатиры // Ильф И., Петров Е. Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска. М., 1989 и мн. др. • БСЭ; ВБЭС; КЛЭ; ЛЭС; Казак В. Лексикон.
© Н.Н. Митрофанов
***
ИНДУРСКИЙ СЕМЁН ДАВЫДОВИЧ (1912, местечко Дунаевцы Каменец-Подольского у. Подольск. губ. — 1988, М.), журналист. Из мещан. В М. с 1930. Окончил газетн. ф-т Моск. обл. газетн. техникума (1934). Сотр. изд-ва «Рабочая Москва», отв. секр. в район. газетах Моск. обл. В 1939–52 спецкор., рук. отд. газ. МВО «Красный воин». В период воен. действий на моск. оборонит. рубежах в 1941–42 часто выезжал на фронт для подготовки актуальн. мат-лов. Зам. ред. газ. «Московский комсомолец» (1953–56), затем девять лет на разл. должностях в газ. «Веч. М.». С 1966 бессменно возглавлял «Веч. М.» в течение 22 лет. Его кн. «Газета выходит вечером» (М., 1979) стала важным профес. пособием.
Жил на Кутузовском просп., 4/2; в Спиридоньевском пер., 6. Похоронен на Преображенском кладб.
©Н.Н. Митрофанов
***
ИОФФЕ РОЗА МАРКОВНА (наст. фамилия и имя: Рейзеле Реся) (1907, Витебск — 1966, М.),радиожурналист. режиссер. Шестой ребенок в семье столяра-краснодеревщика. После переезда в М. (1919) семейство И. занимало пустующее помещение шляпной мастерской на Б. Никитской ул. (с 1920 — ул. Герцена). Училась в шк. №20 Хамовнического р-на (Б. Никитская, 14). Одноврем. слушательница Курсов чтения и речи, открытых В.К. Сережниковым (1885–1952), в Б. Мерзляковском пер., 11. В т-ре чтеца вместе с ней начинали чтецкую карьеру Н.М. Эфрос, Н.Н. Першин, П.М. Ярославец, Д.М. Журавлев, А.М. Ремизова.
Участвуя в создании устных композиций на злобу дня, включавших фрагменты худож. произв. рус. и сов. литераторов («Двенадцать» А.А. Блока, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Левый марш» В.В. Маяковского и т.д.), И. выступала в коллективе студийцев на площадках моск. парков, в рабочих клубах, в цехах столич. пр-тий. Вела кружки в школах, «Речевой хор» 22й шк. (Сокольническое ш., 25), руководимый ею, был приглашен на радиодебют, что в 1930 было большой честью. «Не выпускайте эту пионерку из рук», — настоятельно советовал начальству Радиокомитета О.Н. Абдулов — изв. артист и реж. нарождающейся эфирной литдрамы. Вскоре И. стала штатн. рук. Студии юных чтецов — молодежн. резерва творч. сил радио. Среди 80 ее подопечных были З.А. Бокарева и А.Н. Ильина — впосл. видные деятели радиотеатра. Шк. т-р чтеца, выступавший перед самыми разными моск. аудиториями, пользовался большой популярностью. Присущая его постановкам жанровая новизна, постоянно растущий творч. уровень задавали тон в подготовке моск. мастеров худож. слова, а также организаторов декламац. представлений. И. увлеченно двигалась по пути создания эстетики худож. вещания для детей. На этом этапе она приложила немало усилий и для выявления еще не познанных кач-в техники радиовещания, способных выразительно оттенять ценность искусной работы у микрофона. Это имело важное значение в пору, когда передачи шли из моск. радиостудии «живьем», при макс. использовании импровизаторск. талантов исполнителей. Творч. находки И. чрезвычайно обогащали эфир, выпускаемая ею продукция воспринималась как его «знак качества». Уже первые сохранившиеся в записи инсценировки, поставл. И. (В.В. Одоевский. «Городок в табакерке» (1943), Ш. Перро. «Красная шапочка» (1944), Г.Х. Андерсен. «Оле-Лукойе» (1945), А.И. Куприн. «Белый пудель» (1946), П.П. Бажов. «Хозяйка Медной горы» (1947), Ч. Диккенс. «Давид Копперфильд» (1946), Дж. Свифт. «Гулливер у лилипутов» (1948), А.Н. Толстой. «Приключения Буратино» (1950–51), Н.В. Гоголь. «Нос» (1951), И.С. Тургенев. «Певцы» (1952) и мн. др.) позволяют увидеть, насколько широк был диапазон ее творч. интересов. Деятсть И. была значит. фактором формирования отеч. шк. режиссуры и радиоисполнительства, в кот. выросли такие фигуры, как Н.В. Литвинов, А.Л. Столбов, З.А. Бокарева, Н.И. Киселева. С ней увлеченно работали выдающиеся артисты моск. т-ров: В.И. Качалов, М.М. Яншин, А.П. Георгиевская, В.А. Сперантова, А.Н. Грибов, М.И. Бабанова, Р.Я. Плятт и др. За 35 лет работы на радио И. поставила св. 200 спектаклей. Только по заказам редакции литдрамвещания ею были написаны оригинал. сценарии для постановок: К.Г. Паустовский. «Повесть о лесах», 1952; «Шутки и остроты Б. Шоу», 1956; «Ромен Роллан — литературный портрет», 1956; К. Чандр. «Ночь в полнолуние», 1956; В.Б. Шкловский. «Повесть о художнике Федотове», 1962 и др. По произв. Э. Хемингуэя, В. Гюго, Ф.М. Достоевского, В. Гроссмана, Э. Триоле И. был создан ряд спектаклей для эстрады. Творч. деятсть И., принципы работы мастера «эфирных подмостков», умение помочь аудитории «слушая, видеть» изучали и изучают во мн. странах. Выдающиеся режиссер. работы И. на радио: «Тамань», «Каштанка», «Маленький принц», «Королева Марго», «Р.В.С.», «Три мушкетера», «Мальчик с лесного озера», «Гадкий утенок», «Моцарт и Сальери» — поныне выходят к слушателю. Личный архив И. в РГАЛИ содержит ее воспоминания, письма, фотографии, режиссер. экземпляры радиоспектаклей и пьесы Б. Шоу «Ученик дьявола», поставл. ею в Моск. т-ре им. К.С. Станиславского (1965).
Жила в Мал. Путинковском пер., 7 (не сохр.). Похоронена на Введенском кладб.
Соч.: Роза Иоффе. В славе и в горестях: Из дневников 1942–1966 гг./Сост. Р.Р. Гордин. Кишинев, 2001.
Лит.: Кавуновская Л.Я. «Открытия делают только отважные…» // Радиоискусство: Теория и практика. М., 1981. Трацевская О.М. Устные воспоминания. Фрагменты творческих записей Р.ИоФфе, хранящихся в РГАЛИ (сообщено автору в 2010 г.).
©Н.Н. Митрофанов