Халип Я.Н. – Хессин Б.М. – Холодов Д.Ю.– Хруцкий Э.А.
ХАЛИП ЯКОВ НИКОЛАЕВИЧ (1908, СПб.—1980, М.), фотожурналист, фотохудожник. Из интеллигентн. семьи. В 1926 его снимок «Набережная Москва-реки ночью» опубликовал ж-л «Огонек». Участвуя в выставке «10 лет советской фотографии» (1928), получил диплом за серию портретов артистов. С 1930 – фоторепортер ж-ла «СССР на стройке», систематически готовящий оператив. полосы хроники. В период, когда фотожурналистика только утверждала себя, работы Х. свидетельствовали о его незаурядн. мастерстве (фото «Выступление академика И. Павлова на приеме в честь Всемирного конгресса физиологов» и пр.). Фотографии и репортер. снимки Х. охотно представляли в своих экспозициях разл. профильн. выставки в СССР и за рубежом. Творч. деят-сть привела его к сотрудничеству и дружбе с А.М. Родченко, кот. считал Х. талантливым художником, умеющим выигрышно подать броские сюжеты. В 1934 Родченко предложил ему участвовать в создании альбома, посв. 20-летию РККА (вышел в 1938 под названием «Красная Армия»). В процессе осуществления этого проекта появились талантливые фотоработы Х. о Балт. флоте («Торпедные катера и гидросамолеты», «На страже», «Торпедист» и др.). В 1938 уч-вал в экспедиции по спасению папанинцев из льдов Арктики, посылая свои оператив. кадры в центр. издания. Приглашен. на торжеств. прием в Кремле, сделал фото «Сталин среди героев-папанинцев», тотчас широко опубл. в прессе. Был назначен ред. ж-ла «Советское фото» (1941). Когда началась Великая Отеч. война, стал воен. корр. газ. «Красная звезда» и Совинформбюро, по чьим заданиям вел оператив. фотосъемки на девяти фронтах. В послевоен. гг. печатался в ж-лах «Огонек», «Смена», изд. ВСХВ. С 1954 – штатн. сотр. ж-ла «Советский Союз», для кот. им были сняты серии из множества фотографий, посв. событиям в разл. регионах СССР, в Алжире, Марокко, Италии, др. странах. Его персон. выставки становились заметн. событиями. Широкий резонанс получила демонстрация итогов его пяти поездок на целинные земли. Лауреат ряда престиж. наград фотовыставок работ лучших мастеров мира. К 100-летн. юбилею Х. Галерея им. братьев Люмьер представила колл. его уник. фотографий.
Жил на ул. Алабяна, 3. Похоронен на Донском кладб.
Лит.: Репортер Яков Халип // Журналист. 1969. № 1; Лаврентьев А. Ракурсы Родченко. М., 1992; Родченко А.М. Фотография – искусство. М., 2006; Сидоров А. Жизнь, остановившаяся в кадре // Веч. М. 2008. 22 окт.
© Н.Н. Митрофанов
***
ХЕССИН БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1920, Ишим Тобольск. губ.—2001, М.), журналист, деят. телевидения и кино, продюсер. З. д. иск-в РСФСР (1981). Отец, петербуржец Михаил Борисович Х., длительн. время работал на отв. адм. постах в театрально-зрелищн. заведениях Екатеринбурга, Казани и др. городов; мать – Анфиса Николаевна Серебрякова была экономистом. С 1939 Х. служил в РККА, печатал свои корреспонденции и заметки в армейск. газ. Д. Востока, посылал репортажи в столичн. «Комсомольскую правду». После демобилизации по болезни (1943) сотрудничал с редакцией газ. «Уральский рабочий». Собкор «Комсомольской правды» (1945) сначала по Ставропольск. краю, а затем по Азербайдж. ССР. Из-за недовольства верхушки республ. власти, возглавляемой М.Д.А. Багировым (1895—1956), критич. выступлениями Х. в «Комсомолке» был уволен из нее в нач. 1949 и уехал на жительство в Читу. Там он получил приглашение на работу в М., во Всес. радиок-т, где в течение след. десятилетия прошел путь от рядового сотр. до рук. крупн. вещат. редакции. В дек. 1963 ему было поручено провести преобразования в Гл. редакции массовых звуковых изд. радиок-та, расширить ее функции, связать ее задачи с направлениями деят-сти разл. подразделений радио. В результате вскоре был реализован проект вып. ж-ла «Кругозор» – уник. изд., включавшего звуковые страницы – гибкие пластмассовые диски небольшого диаметра. В «Кругозоре» вперв. в виде отдельн. грампластинки появились песни Б.Ш. Окуджавы. Помимо записей совр. мелодий ж-л предлагал своей аудитории звучащие журналист. репортажи, воспоминания деятелей культуры и бывалых людей. В кон. 1965 Х. создал редакцию иллюстр. ж-ла «РТ» («РТ-программы»), призван. формировать обществ. мнение вокруг программ ТВ и радио. Его авторами вскоре стали мн. творч. работники М., представители элиты столичн. иск-ва, деятели науки и техники. В статусе рук. Гл. редакции массовых звуковых изд. и одноврем. чл. Коллегии К-та по ТВ и радиовещанию СССР Х. стремился энергично влиять на совершенствование подготовки печатн. изд. ведомства в целом. Состав его оригинал. периодики в 1968 пополнил новый ж-л для детей – «Колобок». Возглавив развертывающуюся в М. со втор. пол. 1960-х деят-сть по профес. подготовке телефильмов, Х. на посту дир. телевиз. объединения «Экран» в 1970—87 осуществил значит. комплекс мер по обеспечению высокой организованности этой работы и повышению худож. кач-ва продукции, предназнач. для использования в практике телевещания. Заметн. темпами в перв. пол. 1970-х стало расти обеспечение телеэфира свежими театрализ. постановками и интересн. кинопродукцией. Существенно повысился в программах удельн. вес новых талантливых худож., докум., мультипликац., дет. фильмов. Творч. работники «Экрана» были нацелены Х. на привлечение в сферу своего произ-ва лучших актер. и режиссер. кадров т-ра и кинематографа. Появились перв. сериалы, в осн. 5, 8, 12-серийные, динамичн. и увлекат. «Взыскательность самого Хессина была стремлением добиться мастерства, духовности, остроты, разнообразия». (А.П. Свободин). При деятельн. участии Х. создавалось немалое кол-во работ, отмечен. хорошим вкусом, укорененностью нравств. категорий, гражданственностью. В среднем за гг. руководства Х. «Экран» ежегодно выпускал на студиях системы «Госкино» и на собств. съемочн. площадках до 120 одно- и многосерийн. худож. фильмов, фильмов-спектаклей, фильмов-балетов, фильмов-опер и муз. фильмов-портретов. Среди фильмов, произведен. «телеимперией» Х., находились «Кто поедет в Трускавец?», «Семнадцать мгновений весны», «Старший сын», «Барон Мюнхгаузен», «Формула любви», «Фантазии Фарятьева», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Приключения Электроника», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Три мушкетера», «Бумбараш», «Станционный смотритель», «Цыган», «Тени исчезают в полдень», «Здравствуйте, я ваша тетя», «Маленькие трагедии», «Собака на сене» и др. Благодаря мн. из этих «культовых» лент от года к году возрастала популярность таких артистов как Н.Э. Андрейченко, О.В. Басилашвили, С.Ф. Бондарчук, О.И. Борисов, Л.С. Броневой, Р.А. Быков, Е. Васильева, Ю.И. Визбор, В.С. Высоцкий, Е.А. Евстигнеев, О.Н. Ефремов, Н.Г. Гундарева, О.И. Даль, А.Б. Джигарханян, А.А. Кайдановский, Н.П. Караченцев, С.Н. Крючкова, И.П. Купченко, Е.П. Леонов, В.А. Ливанов, В.В. Меньшов, А.А. Миронов, А.В. Петренко, А.Я. Михайлов, О.П. Табаков, С.В. Немоляева, Т.И. Пельтцер, Р.Я. Плятт, И.С. Савина, Соломины Ю. и В., М.Б. Терехова, М.А. Ульянов, С.К. Шакуров, А.Б. Фрейндлих, Ю.В. Яковлев, О.И. Янковский и мн. др. Режиссеры, ставившие фильмы в «Экране», принадлежали к авангарду режиссер. корп. После освобождения от должности ген. дир. «Экрана» до 1991 вновь возглавлял Гл. редакцию звуковых и печатн. изд. Гостелерадио, затем занимался отбором для отеч. эфира заруб. телефильмов. Новым рук. Гостелерадио Е.В. Яковлевым был возвращен на должность дир. телевиз. объединения «Экран», однако проработал на этом посту лишь около полутора лет, затем ушел на пенсию (1996). Как профессионал телевидения и продюсер, чья деят-сть существенно воздействовала на протяжении длительн. периода на практику электрон. СМИ в стране, Х. обладал значит. авторитетом в широких кругах общественности. Его этич. взыскательность, требовательность и одноврем. умение находить общий язык с представителями творч. интеллигенции привлекали к нему мн. талантливых людей, стремившихся быть на высоте задач истинного телевиз. иск-ва. Жил на ул. Вавилова, 48. Похоронен на Донском кладб.
Лит.: Митрофанов Н.Н. Редакция в доме Гоголя // Арбатский архив: Историко-краеведческий альманах. Вып. I. М., 1997; Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999; Очерки по истории российского телевидения. М., 1999; Шергова Г.М. …Об известных всем. М., 2004; Елкина К. Борис Хессин: продюсер советской эпохи // СК-Новости: Газета Союза кинематографистов. 2006. 7 февр.
©Н.Н. Митрофанов
*** ХОЛОДОВ ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ (1967, Загорск Моск. обл.—1994, М.), журналист. Род. в семье инженеров. После воен. службы (1985—87) окончил ф-т автоматики и электроники МИФИ (1992). Проявив себя даровитым радиорепортером, стал сотрудничать с газ. «Московский комсомолец», в редакц. штат кот. зачислен в авг. 1992. Энергично включился в журналист. расследования обстоятельств, связан. с незакон. деят-стью армейск. руководства, многократно выступал на эти темы с острыми критич. публикациями. 17 окт. 1994 должен был получить информацию о фактах коррупции в Зап. группе войск. Взяв в камере хранения Казанск. вокзала чемоданчик «дипломат» по заранее передан. ему номерку, он прибыл в редакцию газ. «Московский комсомолец», и при открывании «дипломата» был смертельно ранен при взрыве вмонтир. под крышку взрывного устройства. По факту убийства Х. было возбуждено уголов. дело и арестованы несколько подозреваемых. После судеб. разбирательства, начавшегося осенью 2000, подсудимые были оправданы Моск. окружн. воен. судом (26 июня 2002). После отмены этого приговора 27 мая 2003 Воен. Коллегией Верхов. Суда по протесту Ген. прокуратуры дело было назначено на новое рассмотрение. В результате повторн. слушания дела в Моск. окружн. воен. суде, начатого 22 июля 2003, подсудимые были опять оправданы (10 июня 2004). На стене зд-ия, в кот. погиб Х. (ул. 1905 года, 7), была установлена мем. д. Жил в г. Климовске Моск. обл. Похоронен на Троекуровском кладб.
Лит.: Дмитрий Холодов: Взрыв. Хроника убийства журналиста / Сост. С. Рогожкин, О. Рубан. М., 1998; Деева Е. Дело Холодова. М., 2002; Газета. 2004, 18 мая (М. Локотецкая); Известия. 2004. 11 июня (В. Демченко); МК. 2004. 11 июня (Е. Деева); Известия. 2004. 16 окт. (В. Перекрест); МК. 2004. 16 окт. (М. Гриднева); 2005. 16 марта; 2006. 1 нояб. (Ю. Калинина); Последний солдат. 2009. 17 окт. (Е. Деева).
©Н.Н. Митрофанов
***
ХРУЦКИЙ ЭДУАРД АНАТОЛЬЕВИЧ (1933, М.—2010, М.), журналист, писатель, киносценарист; з. д. иск-в РФ (2003). Правнук рус. художника И.Ф. Хруцкого (1810—1885), сын воен. разведчика. Вырос на Тишинке. Окончил Калининградск. военно-инж. уч-ще им. А.А. Жданова, служил офицером в сов. воинск. частях за границей. После демобилизации в 1957 – корр. газ. «МК». Проработал в ней более 20 лет, опубликовав множество репортажей, напечатав свою перв. докум. пов. Широкую популярность у читат. аудитории завоевали произв. детектив. жанра, создан. Х.: тетралогия «Четвертый эшелон», романы «Истина», «Шпион», «Осень в Сокольниках» и др. С интересом изучая конкретн. практику борьбы с криминал. элементами в М., Х. написал значит. кол-во увлекат. очерков, ч. кот. вошла в его кн. «Тайны уставшего города», «Тени в переулках». «Все его криминально-милицейские вещи рассказывают не о поединке сыщиков с преступниками, а именно о родном, хорошо знакомом ему городе. Детективный сюжет здесь не более чем предлог. Это совсем другая Москва – авантюрная, лихая, где каждый дом, каждая подворотня хранит свои тайны» (А. Хинштейн). По сценариям Х. поставлены ф.: «Приступить к ликвидации», «По данным уголовного розыска», «Последняя осень», «На углу у Патриарших», «Время жестоких». Мн. творч. работы писателя и кинематографиста Х. отмечены престиж. премиями.
С сер. 1970-х жил на ул. Серафимовича, 2. Прощание с Х. проходило в Доме кино 5 июня 2010. Похоронен на Троекуровском кладб.
Соч.: Собр. соч.: В 10 т. М., 2009—10.
Лит.: Писатели Москвы. Биобиблиогр. справочник. М., 1987; «Самые мирные люди – это авторы детективов» (беседу вела О. Бархотова) // Домашнее чтение. 1994. № 4; [Слово памяти]: Умер Эдуард Хруцкий // МК. 2010. 4 июня; Хинштейн А. Бродвей времен короля Эдуарда // МК. 2010. 13 июля.
©Н.Н. Митрофанов