Ф

Ноя 15, 2016

fФадеев А.А. – Федотова В.И. – Фенин С.Д. – Фёдоров Иван –
Филатов Л.Д. – Филиппов Б.М. – Филиппова Н.С. – Фишевский Ю.К. –
Флёров В.А. – Фриче В.М.

ФАДЕЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1901, с. Кимры Корчевского у. Тверск. губ.—1956, Переделкино под М.), писатель, обществ. деят. Родители Ф. – фельдшеры по профессии: отец Александр Иванович Ф. (1862—1916), мать Антонина Владимировна (урожд. Кунц) (1873—1954). Вырос на Д. Востоке, в 1912—19 учился в коммерч. уч-ще во Владивостоке. Учился в Моск. горной акад. (1921—22). Первое худож. произв. – рассказ «Против течения» и пов. «Разлив» – напечатаны в М. ж-лом «Молодая гвардия» (1923—24). Стал весьма изв. после выхода ром. «Разгром» (1926; экранизация «Юность наших отцов», 1958). Один из руководителей РАПП (1926—32), затем – на организационно-практич. работе в СП СССР. В этот период сблизился с коллективами ряда моск. т-ров. Уделял внимание поддержке одарен. молодых писателей, кот. часто бывали гостями его квартиры в Бол. Комсомольском пер., 3а в сер. 1930-х, когда приходили познакомить Ф. со своими лит. опытами, попросить у него житейск. советов. Гл. ред. «ЛГ» (1942—44). Секр. СП СССР (1938—44), ген. секр. и пред. правления СП СССР (1946—54). В повседневной связи с И.В. Сталиным осуществлял выполнение парт. указаний, касающихся содержания лит. политики, управления жизнью СП СССР. В 1929—49 многократно посещал его кабинет в Кремле. После смерти Сталина во многом утратил влияние и вошел в противодействие с ближайшим окружением, недовольным застоем в руководстве СП. Возникновение критич. суждений о его деят-сти вызвало ряд обращений писательской общественности к высш. парт. руководству. Постепенно стали выплывать данные о причастности Ф. к запретам на публикации, попустительству преследованиям литераторов. Секр. правления СП СССР (1954—56). Ром. «Молодая гвардия» (1945), принесший Ф. широкую известность, удостоен. Стал. пр. в 1946 и переведен. на мн. языки, был подвергнут в дек. 1947 критике за недостаточный показ роли компартии в рук-ве патриотич. подпольем и переделан автором (2-я редакция, 1951). Неблагоприятной была судьба и таких раскритикованных в зародыше крупных  писательских  работ Ф. как ром. «Последний из удэге» (в 4 ч., 1929—40, 1956), кн. «Ленинград в дни блокады» (1944), которую писатель создавал по горячим следам событий, ром. «Черная металлургия» (1951—56), оставшийся незавершенным из-за непреодоленных автором трудностей в сборе мат-лов и оценке их значения. Деп. ВС СССР (1946).
Застрелился на своей даче в Переделкине 13 мая 1956. О самоубийстве Ф. было официально сообщено в прессе. На панихиде в Колон. зале Дома Союзов присутствовали гл. руководители страны. Однако предсмертное  письмо Ф., породившее в М. много толков и предположений, было допущено к публикации только в 1990. В нем он просил похоронить его рядом с матерью на Введенском кладб., однако власть распорядилась иначе: согласно номенклатурным установкам, погребение состоялось на Новодевичьем кладб.
Жил в 1921 на 5-м Лучевом просеке в Сокольниках; затем – в служеб. квартире на Тверском бул., 25 («Дом Герцена», левый флигель); в Б. Комсомольском пер., 3-а; несколько месяцев в 1943 – у поэта П.Г. Антокольского в Б. Левшинском пер., 8-а; с 1948 по 1956 – на ул. Горького (ныне Тверская ул.), 29 (мем. д., 1957, ск. Е.А. Рудаков); на ул. Огарева (ныне Газетный пер.), 11/12 .
Именем Ф. в столице в 1967 названа ул. (быв. 5-я Тверская-Ямская ул. и Миусский пер.). Памятник Ф. установлен в 1973 на 2-й Миусской ул. (ск. В.А. Федоров, арх. М.Е. Константинов и В.Н. Фурсов).
Соч.: Собр. соч.: В 7 т. М., 1969–71; Автобиография // Сов. писатели: Автобиографии. Т. 2. М., 1959.
Лит.: Памяти А.А. Фадеева // Правда. 1956. 15 мая; Похороны А.А. Фадеева // ЛГ. 1956. 17 мая; Симонов К. Памяти А.А. Фадеева // Новый мир. 1956. № 6; Русские советские писатели. Прозаики: Биобиблиогр. указ. Т. 5. М., 1968; Боборыкин В.Г. Александр Фадеев. Писательская судьба. М., 1989; О предсмертном письме А.А. Фадеева // Известия ЦК КПСС. 1990. № 10; Иванова Н. Личное дело Александра Фадеева // Знамя. 1998. № 10; Киселева Л.Ф. Фадеев – художник в замыслах и претворении. М., 2001; Александр Фадеев: Письма и документы из фондов РГАЛИ. М., 2001; Аппарат ЦК КПСС и культура: 1953—1957: Документы. М., 2001; Власть и художественная интеллигенция: Документы 1917—1953. М., 2002; Александр Фадеев в воспоминаниях современников. Сборник. М., 2002; Млечин Л. Смерть литературного генсека // Веч. М. 2005. 14 июня; «Молодая гвардия» – художественный образ и историческая реальность: Сб. документов. М., 2003; Большая цензура: Писатели и журналисты в стране Советов. 1917—1956. М., 2006; Устарела ли «Молодая гвардия»? // Учительская газета. 2006. 10 марта ● ЛЭ; БСЭ-2,3; КЛЭ; РП ХХ в.; РП 20 в.; Казак В. Лексикон; ЛЭС.
© Н.Н.Митрофанов

***
ФЕДОТОВА
 ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА (1926, Ниж. Новгород—2003, М.), обществ. деят., журналист. Из рабочей семьи. По окончании филол. ф-та Горьковск. пед. ин-та (1949) – комсомол. функционер в родном городе. В М. – с сер. 1950-х, на отв. работе в ЦК ВЛКСМ. С 1960 – на штатн. работе на Центр. телевидении. Первоначально возглавляла редакцию телепрограмм для детей и юношества, затем – редакцию обществ-полит. программ ЦТ (1964). Вернувшись в молодеж. редакцию на прежн. должность, проработала там до разделения редакции в 1967, став после этого рук. нового структурн. подразделения – редакции дет. телепрограмм. При энергич. участии Ф. на новый уровень поднялся обществ. статус «Клуба веселых и находчивых» – передачи, необычайно быстро завоевавшей в нач. 1960-х симпатии зрительск. аудитории. Острые импровизации членов молодеж. команд, выступавших на арене КВН, оригинальность подходов к орг-ции нового телезрелища вызывали критику руководящих инстанций. На их многочисл. претензии Ф. умела найти достойн. ответы, благодаря чему удавалось сохранять нормальн. условия для функционирования КВН в рамках культурно-воспитат. деят-сти телевидения той поры и проработки перспектив его развития. В 1968 ей было предложено стать гл. ред. ж-ла «Советская женщина», кот. выходил на 12 языках, в т.ч. и на рус., и распространялся значит. тиражами во мн. странах мира. В 1991 было произведено его преобразование в новое изд. – ежемесячник «Мир женщины», сохранивший черты облика и содержания прежнего ж-ла. Редактор. коллектив, руководимый Ф., нередко выступал инициатором акций общественно-худож. характера, посв. рос. женщинам. Интересн. выставки и концерты систематически организовывались, в частности, в М. и на Рязанщине, с кот. у ж-ла установились прочн. связи. Чл. жен. секции ЮНЕСКО, Междунар. конфедерации женщин. Нар. деп. СССР (1991—92) от жен. Советов, объединяемых К-том сов. женщин.
Жила на просп. Мира, 89; Маленковской ул., 12. Похоронена на Химкинском кладб.
Лит.: Гришина Н. Светлый человек // Рязанские ведомости. 2003. № 16 (1525); Памяти Валентины Ивановны Федотовой // Рос. газета. 2003. 20 янв.; Месяцев Н.Н. Горизонты и лабиринты моей жизни. М., 2005.
©Н.Н. Митрофанов

***
ФЕНИН СТЕПАН ДМИТРИЕВИЧ (1915, с. Ртищево Вадинского у. Пензенск. губ. – 1993, М.), гос. деят. Из крестьян. В М. с 1930. Завершив в 1933 учебу в техникуме, поступил в Моск. экон. ин-т. В 1936 был призван в Кр. Арм. и продолжил учебу в вузе только после воинск. службы, работая с 1938 экономистом-управленцем в одном из столич. учреждений. Уч-к Великой Отеч. войны. В 1941–42 уч-вал в обороне М., откуда его подразделение было передислоцировано в р-н Сталинградск. битвы. В уличн. бою получил тяжелое ранение. После 2-дневн. ожидания эвакуации на берегу Волги его, ввиду критич. состояния организма, срочно прооперировали в ближайшем медсанбате, что спасло умирающему жизнь. Завершающие гг. войны провел в наступающих частях 2-го и 3-го Белорус. фронтов. После демобилизации находился на отв. участках в администрации ВАСХНИЛ. Окончил заочн. отд-е ВПШ ЦК КПСС (1956). В период 1954–61 – на отв. работе в МК КПСС. Будучи назначен нач. Управления по охране гос. тайн в печати при исполкомах Моск. гор. и Моск. обл. Советов депутатов трудящихся, проработал в этой должности до ухода на пенсию (1987).
Жил на Селезневской ул., 34, корп. 2.
© Н.Н. Митрофанов

***
ФЁДОРОВ ИВАН (Иван Федорович Московитин), (ок. 1510, ?—1583, Львов, Речь Посполитая), просветитель, первопечатник, основатель перв. типографий в М. и на Украине, создатель основ отеч. полиграф. техники. Докум. свидетельства о том, где и когда род. Ф., не сохранились. Согласно гипотезе геральдиста В.К. Лукомского, осн. на изучении типограф. знака печатника, Ф. происходил из белорус. дворян. рода Рагоза или был приписан к их гербу т.н. актом адаптации. В пользу этого вывода говорит тот факт, что к письму первопечатника к саксонск. Курфюрсту Августу, обнаруж. в Гор. архиве Дрездена, приклеен бум. ярлык, припечат. штампом. На оттиске виден увенчан. короной гербовый щит с типограф. знаком Ф., что свидетельствует о его шляхетск. достоинстве. В промоционной книге Краковск. ун-та обнаружена запись о том, что здесь в 1532 был удостоен учен. степени бакалавра «Johnnes Theodori Moscus», т.е. «Иван сын Федора Московитин». Это позволило выдвинуть гипотезу о том, что первопечатник получил образование в Краковск. ун-те. С этой гипотезой, однако, согласны далеко не все исследователи, изучающие раннюю историю отеч. книгопечатания. Если все же отождествлять краковск. студента Ивана сына Федора Московитина с первопечатником, можно предположить, что Ф. род. ок. 1510. В Краковск. ун-те первопечатник мог изучить др.-греч. и латин. языки, кот. он достаточно хорошо владел.

За период с 1532 по 1563 нет никаких сведений о местопребывании и занятиях Ф. Лишь в послесловиях первых рус. точно датир. печатн. книг – Апостола 1564 и Часовника 1565 – появляются свидетельства о пребывании первопечатника в М. В этих послесловиях типограф называет себя дьяконом ц. Николы чудотворца Гостунского, кот. находилась в Моск. Кремле, на ул., ведущей от Спасских ворот к соборн. Ивановской пл. В 1553—55, когда протопопом ц. Николы Гостунского был Амос, человек влиятельн. и близкий к митрополиту Макарию, причт храма играл важн. роль в церк. делах Рос. гос-ва. Именно в эти гг. начинает работать перв. моск. типография (т.н. «Анонимная»), обстоятельства возникновения и деят-сть кот. и по сей день во многом остаются загадочными. Ни на одной из выпущ. ею семи книг не указано, где, когда и кем они были изданы. Есть основания предполагать, что перв. моск. типография возникла в доме одного из руководителей Избр. рады – священника придворн. Благовещенского собора Сильвестра. Первенцем типограф. станка считается т.н. узкошрифтное Четвероевангелие, кот. условно датируют 1553—54. Сохранилось по крайней мере 27 экз. этой кн.; на двух из них есть датир. записи, старейшая из кот. относится к 1558—59. Втор. изд. моск. типографии скорее всего была Триодь постная, напечат. примерно в 1555—56 (сохранилось 13 экз. этой кн., на одном из кот. есть запись, сделанная в 1562). Третья кн. – Триодь цветная – могла быть напечатана в 1556—57. Она известна сейчас лишь в небольших фрагментах. Известны и др. изд. этой типографии, последние из кот. были напечатаны уже в 1560-е (широкошрифтные Четвероевангелие и Псалтырь; перв. кн. сохранилась в 18 экз., вторая – в пяти). На книгах перв. моск. типографии, в кот. очевидно работал и Ф., можно наглядно проследить совершенствование полиграф. техники, во многом оригинальной. Отсутствие опыта при печатании узкошрифтного Четвероевангелия сказалось, в частности, в том, что рост пробельн. элементов наборн. формы мало отличался от роста литер со шрифтовыми знаками. На поверхность пробельн. элементов попадала краска и при печатании пачкала оттиски. Таких дефектов – их называют отмарыванием – мы в более поздних изд. уже не найдем. Выключку, или выравнивание всех строк до одной длины, печатники узкошрифтного Четвероевангелия делать не умели. Литеры они отливали вместе с многочисл. надстрочн. знаками – так, как это делалось в западноевр. типографиях. Оригинален был процесс двухкрасочн. печати. Первоначально на всю форму наносили черную краску. Затем ее осторожно вытирали с литер, кот. должны быть отпечатаны красным. На эти участки кисточкой наносили красн. краску – киноварь. Такой трудоемкий процесс ни в одной типографии мира не применялся. Это косвенно свидетельствует о том, что моск. первопечатники многие элементы полиграф. техники осваивали самостоятельно. Триодь постная первоначально печаталась тем же однопрокатн. методом, что и узкошрифтное Четвероевангелие. Но с тетради 11-й печать становится двухпрогонной. В этом случае она осуществляется последовательно с двух форм – одной для черной краски и второй – для красной. Была изменена и техника набора. Надстрочн. знаки для этого изд. отливались отдельно от шрифтовых литер. Это позволяло при наборе использовать прием, кот. исследователи называют «перекрещиванием строк»; прием позволяет искусно имитировать внеш. вид полосы рукописн. книги. Техника вполне оригинальна; она была разработана моск. первопечатниками. В широкошрифтн. Четвероевангелии появилась новая техника двухкрасочн. печати – т.н. двухпрогонная печать с одной формы. Веские доказательства, что Ф. работал в этой типографии, дает анализ полиграф. техники. Первопечатник будет в дальнейшем использовать те же методы набора с перекрещиванием строк и двухпрогонной печати с одной формы, о кот. рассказывалось выше. Вполне возможно, что именно Ф. и разработал эти приемы. О его работе в первой моск. типографии свидетельствует и деятель белорусско-польск. религ. реформации Симон Будный в своем послесловии к Новому Завету, напечат. в Лоске в 1574.
В кон. 1550-х, после опалы Сильвестра, Иван IV Васильевич Грозный решил взять изготовление богослужеб. книг в свои руки. Начав, по словам послесловия Апостола 1564, «изыскивати мастерства печатных книг», царь поставил во главе гос. типографии Ф., наиб. способн. мастера перв. моск. типографии. Иван IV «повелел устроити дом от своея царские казны, идее же печатному делу строитися». Соорудили зд-ие для типографии на Никольской ул., где позднее находился Моск. печатн. двор.
19 апр. 1563 Ф. и его друг и соратник Петр Тимофеев Мстиславец начали, а 1 марта 1564 завершили печатание Апостола. Кн. отпечатана большим форматом – «в лист»; число строк на полосе – 25 (без учета строк, вынесен. на поля). В продуманности пропорций текстовой полосы, в совершенстве полиграф. техники кроется секрет того удивит. впечатления гармонии и стройности, кот. производит Апостол на всякого человека, вперв. взявшего эту кн. в руки. Тетради книги – их 33, составлены преим. из 4-х сфальцованных пополам листов. Одна тетрадь, т.о., содержит 8 листов, или 16 страниц. Общее кол-во страниц – 268 (одна из них пустая). В наст. время известно примерно 60 экземпляров Апостола 1564. Состав этой кн. и умелая полиграф. орг-ция текста достаточно хорошо изучены. Графика шрифта Ф. близка к рисунку литер среднешрифтных и широкошрифтных моск. изд. и восходит к полууставу рукописн. книг XV—XVI вв. Худож. убранство кн. включает гравир. на дереве фронтиспис «Евангелист Лука», 48 заставок, отпечат. с 20 досок, 22 буквицы, с 5 досок, 54 рамки одинакового рисунка, 24 строки декор. вязи, кот. воспроизводились названия отдельн. разделов и одну концовку. Техника воспроизведения гравюр – ксилография на досках продольн. распила. В Апостоле 1564 много красн. цвета, кот. был использован для выявления рубрикации и выделения указаний о порядке чтения на полях, а также отдельн. фраз, слов и литер. Ф. применял в этом случае двухпрокатную печать с одной формы, но он был знаком и с общеевроп. методом двухпрокатной печати с двух форм, кот. встречается на некот. страницах.
Второй кн., отпечат. Ф. и Петром Тимофеевым Мстиславцем, стал Часовник. В послесловии пяти известных в наст. время экз. указывается, что кн. напечатана в период с 2 сент. по 25 окт. 1565. В нач. XX в. в Королевск. б-ке в Брюсселе нашелся Часовник с др. датами: 7 авг.—29 сент. 1565. Речь, т.о., должна идти о двух изд., кот. на протяжении некот. времени печатались одноврем. Книга сфальцована в восьмую долю листа, собрана из 22 тетрадей, составл. из 8 листов каждая. На полосе размещено по 13 строк. Шрифт тот же, что и в Апостоле. Худож. убранство представлено 8 заставками, отпечат. с 7 форм, и 46 фигурн. инициалами – с 16 форм. Часть заставок с очевидностью отпечатана не в технике ксилографии, а с металлич. возвыш. форм-политипажей. Аналогич. украшения во множестве встречаются в польск. и венг. изд. XVI в.
Вскоре после выхода в свет Часовника Ф. и Мстиславец вынуждены были покинуть М. Как впосл. рассказывал первопечатник, в М. нашлись люди, кот. захотели «благое во зло превратити и Божие дело вконец погубити». Люди эти на первопечатников «зависти ради многие ереси умышляли». О своих преследователях Ф. говорит глухо. Мы узнаем лишь, что обвинения исходили не от царя – «не от многих того государя, но от многих начальник, и священноначальник, и учитель». Первопечатники, взяв с собой шрифты и гравир. доски, уехали в Вел. кн-во Литовское. Новая типография была создана в Заблудове, где находился замок гетмана Г.А. Ходкевича. 8 июля 1568 Ф. и Мстиславец начали печатать Учительное Евангелие, кот. вышло в свет 17 марта 1569; сохранилось 44 экз. этой кн., отпечат. большим форматом – «в лист». Всего в книге 408 листов, один из кот. пустой. Открывает Учительное Евангелие титульн. лист, на кот. сведения об издателе, времени и месте печатания предлагаются читателю в виде связного текста. В моск. изд. первопечатника титульн. листов не было. Исключительно редким является втор. заблудовское изд. Псалтыри с Часословцем, кот. Ф. печатал уже один, т.к. Мстиславец уехал в Вильну и основал там новую типографию. Печатание заблудовской Псалтыри было начато 26 сент. 1569 и завершено 23 марта 1570. Сохранилось всего три экз. этой кн., кот. отпечатана в четвертую долю листа. Общее кол-во листов – 376. В кон. кн. помещена т.н. пасхалия в таблицах. Чтобы воспроизвести ее, Ф. пришлось разработать технологию табличн. набора. Псалтырь оказался посл. кн. заблудовской типографии, кот. действовала без малого два г. По словам Ф., осн. причиной прекращения издат. деят-сти была старость Ходкевича. Гетман предложил типографу остаться в Заблудове и в подарен. ему деревне «земледеланием житие мира сего препровождати». Но Ф. отказался от жизни шляхтича-землевладельца, собрал типограф. инструменты, шрифты, нехитрые пожитки и направился во Львов, где в скором времени основал перв. на укр. земле типографию.
25 февр. 1573 Ф. начал, а 15 февр. 1574 завершил печатать Апостол – перв. точно датир. укр. печатн. кн. До нашего времени дошло ок. 100 экз. этой кн., что позволяет говорить о достаточно большом ее тираже – до 2000 экз. Напечатано изд. моск. шрифтом Ф. и представляет собой повторение моск. изд. 1564. На девяти страницах в кон. кн. помещено знаменитое послесловие: «Сия убо повесть изъявляет откуду начася и како свершися друкарня сия» – яркое произв. мемуарн. лит-ры. В том же 1574, когда вышел в свет львовск. Апостол, Ф. напечатал перв. изв. нам отеч. учебник – Азбуку. Эта небольшая кн. сохранилась всего в двух экз. – один из них находится в США, другой совсем недавно был найден в Великобритании. В кратком послесловии Ф. говорит, что составил Азбуку «ради скораго младеньческаго научения». Кн. оказала колоссальн. воздействие на становление просвещения и пед. мысли в России, на Украине и в Белоруссии. В нач. 1575 крупн. укр. феодал кн. К.К. Острожский, давно уже думавший об изд. полн. славян. Библии, пригласил Ф. к себе на службу. Увидев в этом возможность продолжать любимое дело, а также выход из фин. затруднений, первопечатник согласился. На службе у князя Ф. жилось безбедно, но далеко не спокойно. Непривычн. обязанности на перв. порах вовлекли его в водоворот феодальн. распрей, бушевавших на Волыни. Ф. пришлось принимать участие в междоусобных стычках. Немало сил отнимали у него непростые отношения с кредиторами и должниками; Ф. приходилось отстаивать свои права и интересы в судах. В 1577 Ф. переехал в Острог, а вскоре, вероятно, предпринял поездку в Болгарию и Сербию, кот. тогда находились под тур. владычеством, для поисков южнославян. списков Библии.
Острожский период был весьма плодотворным в жизни Ф.: за три с небольшим года он напечатал по крайней мере пять изд. (Возможно, были и другие, до наших дней не сохранившиеся). В их числе – «Книжка собрание вещей нужнейших, въкратце скораго ради обретения в книзе Новаго Завета» (перв. в истории восточнославян. документалистики алфавитно-предметн. указатель и, вместе с тем, сб. крылатых слов), листовка «Которого месяца што за старых веков диело короткое описание» (перв. печатн. восточнославян. календарь, содержащий перечень 12 месяцев с двухстрочными виршами белорус. поэта Андрея Рымши, рассказывающих о наиб. важном – с точки зрения автора – событии, случившемся в этом месяце), и наиб. известное изд. Ф. на Украине – Острожская Библия (1581). Вып. перв. полн. восточнославян. Библии был издат. подвигом Ф.; кн. эта сыграла значит. роль в развитии отеч. культуры. Оформлена она строго и просто. Фигурн. гравюр в ней нет. Для титульн. листа использована рамка фронтисписа моск. Апостола 1564. Орнамент. убранство представлено 81 заставкой, отпечат. с 16 досок, 68 концовками – с 19 досок и св. 1300 инициалами – с 13 досок. Ф. применял для оформления книги также металлич. политипажи и наборн. орнамент. Тираж Острожской Библии был поражающе большим для того времени, о чем можно судить по значит. кол-ву экз. (св. 300), дошедших до наших дней.
Вскоре после выхода в свет Острожской Библии Ф. покинул Острог и переселился во Львов. Кн. Острожский, заигрывавший с римск. курией, предложил первопечатнику поехать в Рим, чтобы организовать там типографию, призван. печатать книги, пропагандирующие католицизм. Предложение это не могло понравиться Ф. Он решил порвать с князем и организовать во Львове новую типографию. Для этого нужны были немалые средства. Тогда мастер вспомнил о литейн. ремесле, начатками кот. он овладел еще в М. В янв. 1583 Ф. поехал в Краков и получил заказ от польск. короля Стефана Батория на отливку малой войсковой пушки. Вернувшись во Львов, он, видимо, исполнил этот заказ. А затем собрался в новое путешествие, более дальнее. Об этой поездке известно из письма Ф. саксонск. курфюрсту Августу, кот. было отправлено 23 июля 1583 из Вены. Первопечатник приехал сюда, чтобы продемонстрировать имп. Рудольфу II свое изобретение – многоствольн. мортиру со сменными взаимозаменяемыми частями. С этим изобретением, сулившим переворот в воен. деле, мастер хотел познакомить и курфюрста; он писал, что может приехать для этой цели в Дрезден. Ф. сообщал, что его изобретение «позволяет из отдельных частей составлять пушки, которые разрушают и уничтожают самые большие крепости и хорошо укрепленные поселения, меньшие же объекты взрывают в воздух, разносят во все стороны и сравнивают с землей». Состоялась ли эта поездка Ф. в Дрезден – неизвестно. Возвращаясь во Львов через Краков, Ф. договорился с купцом Фольтыном Бертольдо о залоге двух типограф. мастерских и 200 экз. Библий. В нач. авг. 1583 книги были выкуплены Садко Сеньковичем, сыном давнего друга первопечатника Семена Калениковича. Приехав во Львов, Ф. поселился «в доме пана Антоха, где и умер» – так говорится в док-те от 10 окт. 1598. Пана Антоха отождествляют с портным Антоном Абрагамовичем, чл. просветительно-религ. Успенского братства, впосл. – львовск. подвоеводой. Надгроб. плита, в надписи на кот. типограф был назван «друкарем книг, пред тем не виданных», пропала в 1883 при загадочн. обстоятельствах.
В 1971—73 были предприняты поиски праха Ф., но положит. результатов они не дали. В 1909 в Театральном пр. у стены Китай-города, близ комплекса быв. Печатн. двора открыт пам-к Ф. (ск. С.М. Волнухин, арх. И.П. Машков). Имя Ф. в 1948 присвоено Моск. полиграф. техникуму (ныне – Моск. издательско-полиграф. колледж; Ярославское ш., 5).
Лит.: Зернова А.С. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. М., 1947; У истоков русского книгопечатания. М., 1959; Кацпржак Е.И. Первопечатник Иван Федоров. М., 1964; Немировский Е.Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964; Он же. Начало книгопечатания на Украине: Иван Федоров. М., 1974; Он же. Начало книгопечатания в Москве и на Украине: Жизнь и деятельность первопечатника Ивана Федорова: Указатель литературы 1574—1974. М., 1975; Он же. Иван Федоров в Белоруссии. М., 1979; Он же. Острожская Азбука Ивана Федорова. М., 1983; Он же. По следам первопечатника. М., 1983; Немировский Е.Л., Галушко М.В., Кизлык А.Д. Первопечатник Иван Федоров: Описание изданий и указатель литературы о жизни и деятельности. Львов, 1983; Немировский Е.Л. Иван Федоров: Около 1510—1583. М., 1985 ● Бр. Еф.; БСЭ-1, 2, 3; ЭМ-80; ЭМ-97; Творцы; Книга.
© Е.Л. Немировский

***
ФИЛАТОВ ЛЕВ ИВАНОВИЧ (1919, М.—1997, М.), журналист. Уч-к Великой Отеч. войны. Со втор. пол. 1940-х стал широко известен своими газетн. и журнальн. работами на темы моск. футбола. Впосл. многочисл. выступления в столичн. прессе, талантливые корреспонденции с футбольн. полей укрепили авторитет Ф. как высококвалифицир. и принцип. аналитика. К его мнению прислушивались не только спорт. журналисты, но и представители власти. Как гл. ред. еженедельника «Футбол—Хоккей», организатор акций этого изд., оказывал влияние на развитие в столице разл. видов спорта, не чурался критики в адрес гор. спорт. руководителей, стремился поддерживать полезн. инициативы подвижников спорта, энтузиастов расширения возможностей столичных спортивных клубов. Инициатор создания юбилейн. тр. «Сто лет российскому футболу» (М., 1997), кот. открывался посл. ст. Ф. «Век: из XIX в XXI».
Жил на 1-й ул. Бебеля, 33/35. Урна с прахом Ф. – на Введенском кладб.
Соч.: Ожидание футбола. М., 1977; Форварды. М., 1986; После матча. М., 1987; Обо всем по порядку. М., 1990.
Лит.: Рафалов М.М. Поклонимся великим мастерам… 2-е изд. М., 2002.
© Н.Н. Митрофанов

***
ФИЛИППОВ
 БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1903, СПб.—1991, М.), деят. культуры, мемуарист. Уч-к Великой Отеч. войны. Отец – изв. рус. ученый и писатель, основатель ж-ла «Научное обозрение» (1894), в кот. сотрудничали видн. социал-демократы и была вперв. напечатана ст. К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903). Учился в ЛГУ (1924—25). Профсоюз. функционер, в 1927—29 заведовал лит. ч. Большого драм. т-ра. С 1930 в М. – дир. Клуба мастеров иск-в, один из создателей Центр. дома работников иск-в (ЦДРИ), его дир. с 1934.
Благодаря целенаправл. действиям Ф. и его организатор. способностям, при поддержке лучших актер. сил из регионов страны в ЦДРИ была развернута эффектив. работа по совершенствованию всех участков просветит. деят-сти. Именно в его стенах жители М. и ее гости могли знакомиться с творч. достижениями неизв. до той поры мастеров иск-в, узнавать о новинках их репертуара. Благодаря энергич. активу ЦДРИ и его деятельн. дир. мн. новые имена артистов становились широко популярными. Когда столица стала прифронтовым городом, здесь формировались концертн. бригады и театр. труппы, выезжавшие на передовую линию моск. обороны. В 1942 Ф. стал директором Фронтового т-ра ВТО. Среди тех, кто в течение четырех воен. лет выполнял поч. миссию посланца ЦДРИ и Фронтового т-ра, были москвичи Л.А. Русланова и Л.О. Утесов, мастер худож. слова С.А. Кочарян, мхатовцы А.П. Зуева и Н.И. Дорохин, солистка Большого т-ра О.В. Лепешинская и мн. др. Актив. участие в культ. жизни М. в воен. гг. одноврем. принесло Ф. новые обязанности; в 1943—45 он был рук. Т-ра драмы, а в 1945—46 – Т-ра сатиры. Послевоен. гг. стали для ЦДРИ важн. периодом продвижения к моск. аудитории лучших достижений отеч. т-ра, кино, музыки, изобразит. иск-ва, эстрады и цирка. Перейдя на работу в ЦДЛ в 1960, Ф. прилагал значит. усилия и весь свой опыт для повышения роли этого авторитетн. центра в культ. жизни столицы, для наиб. полн. раскрытия потенциала его образовательно-воспитат. возможностей. Плодотворн. инициативы ЦДЛ, поддерживаемые членами писат. орг-ций города и близлежащих областей, воспринимались с обществ. одобрением. Встречи с литераторами в производств. коллективах и домах культуры, как правило, собирали большие патриотически настроен. аудитории, что неоднокр. отмечалось на конференциях и на разл. представит. форумах писателей. Оставив в 1979 пост дир. ЦДЛ, Ф. до 1981 продолжал свою деят-сть в кач-ве зам. пред. правления ЦДЛ.
Жил в Трехпрудном пер., 11/3; на Ленинском просп., 66. Похоронен на Ваганьковском кладб.
Соч.: Творческие встречи: Очерки о деятельности ЦДРИ в СССР. М., 1951; Тернистый путь русского ученого: Жизнь и деятельность М.М. Филиппова. М., 1960; 2-е изд. 1969; Актеры без грима. [М.], 1971; Музы на фронте: Очерки, дневники, письма. М., 1975; Записки «Домового». 3-е изд., доп. М., 1989.
Лит.: Писатели Москвы. Биобиблиогр. справочник. М., 1987; Дом муз глазами мастеров искусств. М., 2005 ● МСЭ. Т. 5; ТЭ; КЛЭ.
© Н.Н. Митрофанов

***
ФИЛИППОВА НИНА СЕРГЕЕВНА (1919, Смоленск—2004, М.), журналист, ред. Из семьи служащих. Окончила Коммунистич. ин-т журналистики им. В. Воровского (1940). Уч-к Великой Отеч. войны. Работала в ленингр. молодеж. газ. «Смена» (1940—42). В 1943—44 – ред. газ. Перв. отдельн. добровольч. жен. стрелк. бригады. После Великой Отеч. войны – отв. сотр., зам. зав. отд. печати в ЦК ВЛКСМ, изд-ве «Молодая гвардия». В 1956—59 – зам. гл. ред. изд-ва «Молодая гвардия», с 1959 – зам. ред. отд. науки «Литературной газеты». В 1963—65 – ред. отд. науки и техники Гл. ред. пропаганды К-та по радиовещанию и ТВ при СМ СССР. С 1965 по 1989 возглавляла научно-популярн. ежемесячник «Знание – сила», привлекавший читателей широтой кругозора, интересн. проработкой гуманит. и научно-техн. тематики, разнообразием подходов к вопросам экологич. политики.
Жила с 1958 на Ленинском просп., 60/2. Похоронена на Востряковском кладб.
Лит.: Блатин А. Вечный огонь Ленинграда: Записки журналиста. М., 1978.
©Н.Н. Митрофанов

***
ФИШЕВСКИЙ
 ЮРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1921, Тихвин Петрогр. губ. – 1995, М.), обществ. деят. Отец – работник военкомата, мать – учительница. После окончания сред. шк. поступил в Ленингр. кораблестроит. ин-т, однако в 1939 был призван в РККА и стал танкистом. В перв. месяцы Великой Отеч. войны уч-вал в боевых действиях на рубежах обороны Л. как механик-водитель тяжелого танка «КВ-1». После переброски его танк. ч. на Сев. Кавказ Ф. вел в составе прежнего экипажа бои с противником на подступах к Моздоку. В авг. 1942 был тяжело ранен и длительн. время находился на излечении в госпитале. Демобилизован по состоянию здоровья в 1943. Первоначально работал в учреждениях нар. образования родного города, затем занимался профсоюз. деят-стью в Л. Будучи направлен в 1946 на учебу в местн. партшк., одноврем. закончил экстерном ЛГУ. С 1948 по 1955 – на отв. работе в Амурск. обл. к-те КПСС (г. Благовещенск), вслед за чем последовал период учебы в АОН при ЦК КПСС (1955–59), где Ф. была защищена дисс. на соискание учен. степени к. э. н. В февр. 1960 избран секр. Амурск. обл. к-та КПСС. В дальнейшем актив. работу в сфере орг-ции совм. просветит. деят-сти разл. учреждений, совершенствование системы распространения науч. знаний среди населения Ф. предстояло осуществлять в М., где он в 1968 занял пост перв. зам. Пред. Правления Всес. общ-ва «Знание» (возглавлял эту крупнейшую обществ. орг-цию СССР ак. И.И. Артоболевский). В пору развернутых в кон. 1960-х масштаб. действий были всесторонне укреплены республ. и мн. обл. орг-ции Общ-ва. В стране возросло кол-во общедоступ. и публич. (платных) лекций по всем направлениям, читаемых авторитетн. учеными и квалифицир. специалистами нар. хоз-ва. К нач. 1980-х число подобного рода мероприятий превысило 22 млн в год. Возникла разветвл. сеть нар. ун-тов, чьи программы базировались на посл. достижениях техн. и гуманит. наук, знаниях о реальностях развития науч. прогресса, отеч. культуры и иск-ва. Широко востребованными стали научно-популярн. книги и брошюры изд-ва «Знание», его год от года растущая серия «Новое в жизни, науке и технике» охватывала в кон. 1980-х 39 направлений (в нач. 1970-х было только 12). Ф. значит. внимание уделял поддержке журнальн. периодики общ-ва «Знание», его гл. ежемесячники «Наука и жизнь» и «Знание-сила» ( 3 млн и 500 тыс. экз.) пользовались большой популярностью у читателей. В нач. 1970-х в М. началось стр-во Дома знаний на пересечении ул. Чайковского (Новинский бул.) с просп. Калинина (Новый Арбат), были возведены перв. этажи. В 1977 Всес. общ-во «Знание» за свою просветит. деят-сть удостоилось ордена Ленина. Как истинный подвижник нар. просвещения, Ф. поощрял инициативы по расширению круга источников знаний, поддерживал перспектив. начинания журналистов и литераторов, работавших в прессе общ-ва «Знание» (всего в ней помимо изд-ва «Знание» насчитывалось 14 периодич. изд.). Один из организаторов обществ. совета нового еженедельника «Аргументы и факты», возникшего в недрах издат. сферы общ-ва «Знание» и вскоре выросшего в издание с многомиллион. тиражами.
Выйдя на пенсию в 1987, Ф. продолжал свою творч. и обществ. работу по линии Всес. научно-техн. общ-ва, ВОИР и др. просветит. орг-ций страны.
Жил на Воробьевском ш.; на Мичуринском просп., 8. Похоронен на Востряковском кладб.
Лит.: [Некролог] // АиФ. 1995. 11 янв.
©Н.Н. Митрофанов

***
ФЛЁРОВ
 ВСЕВОЛОД АЛЕКСАНДРОВИЧ (1860, Тверь—1919, М.), педагог, литератор, деят. нар. образования, методист начальн. шк., издатель. Выпускник МДС (1885), по окончании кот. работал в Тульск. духов. уч-ще. С 1887 по 1895 преподавал в Новоторжск. учительск. сем. В 1895—1901 – инспектор нар. уч-щ в Тверск. губ., дир. Новинск. учительск. сем. (с. Новое Мологского у. Ярославск. губ.). С 1901 по 1906 – дир. уч-щ Вологодск. губ. Гласный Вологодск. гор. думы. Из-за причастности к нелегальн. учительск. орг-ции (1905—06; помогал в распространении ее прокламаций) был вынужден постоянно менять места работы.
С 1914 – в М., читал лекции в МГНУ. Вплоть до 1918 владел изд-вом (Обыденский пер., 1), выпускал собств. авторск. методич. пособия для детей. В профес. среде стал изв. после выхода «Нового русского букваря» (1906; выдержал 41 изд.), на страницах кот. нашли отражение усовершенствования Ф., введен. им в звук. способ обучения грамоте К.Д. Ушинского и Н.А. Корфа (впосл. методика получила название «флеровской»). Сост. «Подробного плана занятий по обучению грамоте с указанием приемов обучения» (1908; до 1917 выдержал 20 изд.) и др. При обучении ребенка письму Ф. рекомендовал придерживаться трех правил: ни одного слова без живой мысли; ни одной ошибки для глаза и руки; учитель должен меньше учить, а ученик больше учиться. После окт. 1917 работал лектором и рук. группы лекторов-методистов на учительск. курсах, вел занятия по методике обучения грамоте и рус. яз. в начальн. шк.
Жил на Остоженке, 8. Похоронен на Новодевичьем кладб. (пам-к работы ск. Н.А. Андреева).
Его сын, Александр Всеволодович, в 1924-25 владел книж. м-ном кооператив. т-ва «Ясное утро» (Остоженка, 4/8; жил там же), осуществлявшего продажу учеб. и дет. лит-ры.
Соч.: Как не надо учить читать и писать. 3-е изд. М., 1917; Новый способ обучения слиянию звуков при обучении грамоте. 2-е изд. М., 1918; Наглядность письма в освещении современной психологии. 6-е изд. М., 1923.
Лит.: К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, В.А. Флеров об обучении грамоте: Основы звукового метода / Сост. С.П. Резодубов. М., 1941; Чехов Н.В. Всеволод Александрович Флеров // Методисты начальной школы. М., 1958; Московские и ленинградские книжные магазины двадцатых годов: Указ. СПб., 1996 ● Пед.Э.
© С.А. Уваров

***
ФРИЧЕ
 ВЛАДИМИР МАКСИМОВИЧ (1870, М.—1929, М.), лит-вед, иск-вед, публицист, обществ. деят., ак. АН (1929). Из нем. семьи, отец — бухгалтер. С 15 лет, после отъезда родителей в Германию, зарабатывал на жизнь уроками. Окончил с медалью моск. Нем. муж. гимн. при ц. св. Петра и Павла (1889), затем историко-филол. ф-т МУ (1894), где занимался классич. филологией, позже – зап. лит-рой (входил в организ. студентом В.М. Шулятиковым кружок любителей западноевр. лит-ры, наряду с В.Я. Брюсовым, П.С. Коганом и др.; Шулятиков приобщил Ф. и к с.-д. движению). За соч. о нем. романтизме и его влиянии на русский Ф. получил медаль, был оставлен на каф. всеобщ. лит-ры проф. Н.И. Стороженко. В кон. 1890-х—1906 преподавал во 2-й жен. гимн., Александровск. коммерч. уч-ще, реальн. уч-ще И.И. Фидлера; читал лекции на Пречистенск. рабочих курсах. С 1897 печатался в ж-лах «Русская мысль», «Мир Божий», газ. «Курьер», где вел еженед. фельетон о западноевр. лит-ре, применяя марксист. метод к иск-ву («К психологии декадентства», «Поэзия безволия», «Что такое декадентство» и др.). В 1904—10 читал в МУ лекции по курсам «Немецкая литература накануне мартовской революции», «История русской интеллигенции» и др., носившие, как правило, характер полит. демонстраций. С нач. 1905 – чл. РСДРП, большевик, как чл. лектор. группы при МК РСДРП выступал в Моск. губ., Твери, Туле, Коломне, Егорьевске, Ниж. Новгороде, Самаре, Саратове, Ярославле, Казани, Керчи, Симферополе, Севастополе, Минске и др. В 1910—17 читал лекции в рабочих клубах, уч-вал в марксист. прессе (сб. «Литературный распад»), в 1914—17 вместе с В.Н. Подбельским, В.В. Максаковым и А.В. Шестаковым работал в «Обществе деятелей периодической печати и литературы» (к 1917 – пред. правления); создал ж-л «Журналист» и был его гл. ред. После Февр. революции 1917 читал лекции о рабочем движении в России и на Западе (позже издал как «Очерки истории мирового рабочего движения», 1918), сотрудничал в ж-ле «Пролетарий».
После Окт. революции 1917 – комиссар иностр. дел при Моссовете, один из комиссаров имуществ Республики, чл. коллегии МОНО, организатор район. совпартшкол и разъездной агитатор МК РКП(б); едва не погиб при взрыве на заседании МК в Леонтьевском пер. 25 сент. 1919. Чл. коллегии Лит. отд. Наркомпроса, один из создателей изд-ва Моссовета и до 1925 его гл. ред. С 1922 вернулся к науч. и научно-пед. работе: проф. 1-го МГУ (Лито и Изо), чл. президиума, пред. секции лит-ры, иск-ва и яз. Коммунистич. акад., пред. президиума РАНИОН, дир. Ин-та яз. и лит-ры РАНИОН, дир. Ин-та археологии и иск-знания РАНИОН, пред. Лит. отд-я ИКП, чл. АН, чл. Гос. уч. совета. Гл. ред. ж-лов «Литература и марксизм» (1928—29), «Печать и революция» (1929).
Т. о., к кон. 1920-х Ф. контролировал гл. общерос. иск-ведч. и лит-ведч. академич. ин-ты и орг-ции, кот. располагались в М. Их идейной оппозицией была АН (до 1934 находилась в Л.). Избрание Ф. в АН связано с нач. «Академического дела», сфабрикован. ОГПУ в 1929—31 против группы ученых АН в Л. (а также М). В кач-ве перв. шага к установлению полн. контроля над АН, парт. руководство сформировало список кандидатов в академики, кот. «Москва желает видеть избранными» в нее. В условиях колоссальн. давления на академиков эти кандидатуры удалось провести, за исключением троих: А.М. Деборина, Н.М. Лукина и Ф. (при голосовании на Общем собр. АН в янв. 1929 они не набрали необходимых 2/3 голосов). В связи с реальн. угрозой расформирования АН, ее руководство приняло решение о перебаллотировке, и на Общем собр. в февр. 1929 три этих кандидата были избраны.
Работы «Художественная литература и капитализм» (1906), «Очерки по истории западно-европейской литературы» (1908), «Леонид Андреев» (1909), «Поэзия кошмаров и ужаса» (1912), «Литература эпохи объединения Италии» (1916) – образец классового подхода к произв. иск-ва, получивший название марксист. метода в лит-ведении и иск-знании. Занимаясь методологией науки, Ф. поставил перед лит-ведением задачу «пересмотреть и заново изучить творчество почти всех писателей, русских и западных, включая и рассмотрение второстепенных (“массовая продукция”)… как стилевые образования, закономерно обусловленные во всех своих частях психоидеологией класса или внутриклассовой группы на фоне определенных производственно-экономических формаций». В кн. «Очерки социальной истории искусства» (1923), «Фрейдизм и искусство» (1925), «Социология искусства» (1926), «Проблемы искусствоведения» (1930), опираясь на эстетич. взгляды Г.В. Плеханова, развивал материалистич. понимание истории лит-ры и иск-ва, кот. истолковывал в духе вульгарн. социологизма.
Гл. проектом Ф. стала Лит. энциклопедия (ЛЭ) (гл. ред., автор нескольких ст.; при жизни вышли 2 т., 1929) – перв. в рус. и мир. справочн. лит-ре опыт сочетания библиогр. и терминологич. словаря, а также разнесен. по рубрикам очерка истории всемирн. лит-ры. Методолого-идеол. концепцию изд. разработали единомышленники Ф. – П.И. Лебедев-Полянский, А.В. Луначарский, И.М. Нусинов, В.Ф. Переверзев, Н.А. Скрыпник и др. Фундам. и объемная (11 т., 1929—39), ЛЭ подытожила искания Пролеткульта, РАППа и ЛЕФа, отразила вульгарно-социологич. взгляды сов. лит-ведов 1920—30-х и во многом определила развитие теории и истории лит-ры и иск-ва России 1930—50-х.
Жил в Мал. Знаменском пер., 8; на Моховой ул., 24. Похоронен на Введенском кладб. (пам-к, ск. И.Д. Шадр).
Лит.: Марксистское искусствознание и В.М. Фриче: Сб. ст. и библиография. М., 1930; Советское литературоведение и критика: Библиогр. указ. М., 1966; Перченок Ф.Ф. Академия Наук на «великом переломе» // Звенья: Исторический альманах. Вып. 1. М., 1991 ; Михайлов Н. Век «Журналиста» // Журналист. 2013. № 1. ● Писатели совр. эпохи; КЛЭ; БСЭ-3.
© Е.Г. Милюгина

 

QR Code Business Card