Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone
Обеспечение личной безопасности журналистов
на публичных мероприятиях
(собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании
– согласованных и несогласованных)
В журнале «Человек и Закон» (№ 7 за 2021 г.)
опубликована статья доктора исторических наук, профессора,
заведующего кафедрой коммуникационного менеджмента
Института журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ ,
главного редактора научного журнала
«Актуальные проблемы международного гуманитарного права и СМИ»
А.В. Козлова
«Не бери в руки плакат или флаг…»
В ней исследуется вопрос обеспечения личной безопасности журналистов
на публичных мероприятиях.
Обеспечение личной безопасности журналистов на митингах и демонстрациях является актуальной темой как для журналистского сообщества, так и для сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации), обеспечивающих публичные мероприятия.
Проблема сегодня стоит остро. С начала года Союз журналистов России зафиксировал 118 нарушений прав российских журналистов в стране и 32 – за рубежом. В их числе применение сотрудниками правоохранительных органов физической силы и спецсредств, задержания представителей СМИ во время освещения уличных акций протеста[1].
Подчеркивается, что имели место задержания журналистов, не нарушавших закон, под предлогом подтверждения профессиональных полномочий и установления личности.
Остроту проблемы подтверждает то, что Президент РФ В.В. Путин поручил полпредам в федеральных округах вместе с Советами по правам человека принять меры по обеспечению в регионах законных прав представителей СМИ. Данное поручение касается и случаев, когда их задерживали при освещении массовых акций[2].
Отметим, аналогичные нарушения прав журналистов зафиксированы на митингах и демонстрациях и в других республиках бывшего СССР. Например, в августе 2020 г. в ходе акции протеста в Минске был избит и задержан автор проекта WarGonzo С.В. Пегов.
Официальный представитель Министерства иностранных дел РФ М.В. Захарова на своей странице в Facebook по поводу этого инцидента написала: «Сегодня 5 лет в должности Директора ДИП МИД России. Не думала, что в этот день я буду заниматься защитой российских журналистов от непропорциональных действий силовиков в братской Белоруссии. Да, журналисты обязаны работать, уважая законы страны пребывания. И наличие разрешительного документа – обязательное условие их легальной деятельности. Но многие из них добросовестно запросили аккредитацию заранее, по всем правилам. Ее им не дали, зато сейчас дали дубинками по голове»[3].
Какие рекомендации можно предложить МВД России, Росгвардии для решения проблемы? На какие моменты обязаны обратить внимание сами представители российской прессы?
Работу СМИ на публичных мероприятиях (собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях – согласованных и несогласованных) регламентируют Закона РФ «О средствах массовой информации»[4] и Федеральный Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [5].
Согласно статье 47 Закона РФ «О средствах массовой информации», представитель СМИ имеет право «посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях», т.е. законодательство прямо позволяет ему освещать публичные мероприятиях: собрания, митинги, шествия, демонстрация, пикеты.
Никакой аккредитации или любого другого согласования с местными властями, правоохранительными органами или организаторами от редакции СМИ на это не требуется, но имеет место необходимость соблюдения баланса между свободой СМИ и общественной безопасностью.
Перечень публичных мероприятий[6] приведен в Федеральном Законе РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[7].
Все публичные мероприятия могут быть как согласованные, так и несогласованные, а инциденты с участием журналистов и правоохранителей имели место как на первых, так и на вторых.
Основанием для деятельности журналиста на подобном мероприятии является: редакционное удостоверение или иной документ подтверждающий полномочия журналиста и документ удостоверяющий его личность.
К первым относятся:
а) редакционное удостоверение;
б) удостоверение члена Союза журналистов России (Союза журналистов Москвы, Союза журналистов Санкт-Петербурга, Союза журналистов Татарстана). В них прямо указано, что документ «удостоверяет полномочия журналиста в соответствии с Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1» (при наличии редакционного задания).
в) Международная пресс-карта (International Press Card – IPC) или Международное удостоверение журналиста (при наличии редакционного задания);
г) редакционное задание.
д) удостоверение (карточка) иностранного корреспондента[8].
К документам, подтверждающим личность журналиста относятся:
а) паспорт, в том числе заграничный, дипломатический, служебный и т.д.;
б) иной документ, удостоверяющий личность[9].
Новая редакция Закона РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» прямо оговаривает, что журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь «ясно видимый отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации. Вид и описание этого знака (признака) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи»[10], т.е. Роскомнадзор.
На журналиста, присутствующего на публичном мероприятии с целью осуществления профессиональной деятельности, распространяются обязанности и запреты, предусмотренные законом.
Журналист не вправе:
«1) проводить агитацию в поддержку или против целей публичного мероприятия путем распространения листовок, использования плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, в том числе использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации;
2) выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, а также уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия на аналогичные действия;
3) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;
4) принимать непосредственное участие в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
5) скрывать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации»[11].
Журналист также обязан соблюдать все требования и запреты[12], установленные для участников митинга:
«1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств»[13].
Как и любой другой участник публичных мероприятий журналист не вправе:
«1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения»[14].
На митинге представители СМИ имеют право интервьюировать участников и организаторов, фотографировать, снимать их на видео, делать аудиозаписи и т.д. Фотографировать можно всех присутствующих на мероприятии, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. Запрет на видео- или фотосъемку является нарушением прав журналиста. Исключение – конкретное лицо, попавшее в объектив камеры, попросившее корреспондента прекратить видео-, фотосъемку.
Основные претензии к журналистам со стороны МВД России, Росгвардии:
– представители СМИ мешают правоохранителям выполнять работу по охране общественного порядка;
– журналисты выступают участниками протестных акций;
– при установлении сотрудниками правоохранительных органов профессиональных полномочий конкретных лиц, журналисты предъявляют отличные по форме редакционные удостоверения.
Как видят решение этих проблем представители Роскомнадзора, Росгвардии, депутаты Государственной думы РФ?
Ими озвучены следующие предложения:
– сократить количество журналистов на митингах. По мнению представителей Росгвардии, на митингах работает слишком много представителей прессы;
– ввести координаторов со стороны правоохранительных органов и журналистского сообщества, которые бы решали, кто может работать на митинге, а кто нет;
– заранее определять списки журналистов (создавать реестры), которые будут освещать акции протеста;
– ввести QR-коды для работающих на митингах;
– запретить журналистам вплотную приближаться к сотрудникам правоохранительных органов, работающим на массовых акциях;
– определять фиксированные места для работы журналистов.
Представители журналистского сообщества в свою очередь к вопросам нуждающимся в регламентации и ограничении относят:
– отсутствие нормативно закрепленного в ведомственных документах МВД России, Росгвардиии доступного для общественности перечня служебных документов, которые могут требовать правоохранители у журналиста для подтверждения его профессиональных полномочий;
– применение физической силы к журналистам, не нарушавшим закон.
Попытка предложить рекомендации по безопасности журналистов предпринята авторами «Памятки для журналистов, освещающих публичные мероприятия (собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования – согласованные и несогласованные)». Этот документ разработан Постоянной комиссией по свободе информации и правам журналистов Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Защита журналистов при освещении ими публичного мероприятия, по мнению авторов документа, включает две основных рекомендации:
– командированный редакцией на протестную акцию журналист, заблаговременно должен установить контакт с пресс-службой полиции (Росгвардиии);
– журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак представителя СМИ. Под ним создатели памятки понимают бейджик, головной убор, жилет, накидку и т.д. с надписью «ПРЕССА» или «PRESS»[15].
Последнее положение получило развитие в приказе Роскомнадзора, который ввел для журналистов жилет неоново-зеленого цвета с надписью «Пресса» и специальный бейдж, на котором размещены фотография репортера, его фамилия, имя и отчество, должность, данные о СМИ и срок действия.
Согласно Приказу Роскомнадзора «Об утверждении вида и описания знака (признака) представителя средства массовой информации, присутствующего на публичном мероприятии» «отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, присутствующего на публичном мероприятии состоит из бейджа и специального жилета… Журналист, присутствующий на публичном мероприятии должен иметь ясно видимый отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, установленный настоящим приказом»[16].
Согласимся с основными положениями памятки и приказа Роскомнадзора.
Вопросы вызывают лишь три из них:
Первое, заблаговременное установление контактов с пресс-службами полиции и Росгвардии – по сути является формой аккредитации, а аккредитация в российских реалиях носит не уведомительный, а разрешительный характер, а значит ее несвоевременное оформление или аннулирование позволяет не допустить журналиста на мероприятие или привлечь его к административной ответственности, как участника несогласованной акции протеста, т.е. это предложение противоречит ст. 47 Закон РФ «О средствах массовой информации».
Второе, введение единого для всех журналистов удостоверения представителя прессы. Положительное здесь то, что его выдает редакция СМИ, но возникает вопрос: не будет ли утрата документа рассматриваться как нарушение правил работы на массовых мероприятий, с последующими административными санкциями?
Третье, обязательный единый жилет журналиста лишь частично позволяют снизить риски для жизни и здоровья репортера. У неоново-зеленых жилетов с надписью «Пресса», как и у бронежилетов военных корреспондентов, есть один минус – они привлекают внимание. Широко известны случаи провокационных действий третьих лиц с применением насилия в отношении участников массовых акций и силовиков. «Сакральной» жертвой может стать любой человек, попавший в поле зрения провокатора, но прежде всего журналист в жилете. А погибший или травмированный журналист, согласно технологиям цветных революций, – отличная иллюстрация «преступного насилия» правоохранителей.
Отметим, что отсутствие жилета с надписью «Пресса», наличие редакционного удостоверения неустановленной приказом Роскомнадзора формы не лишает журналиста принадлежащих ему по закону профессиональных прав. Все это – дополнительные признаки, которые лишь частично призваны снижать риск жизни и здоровью представителя прессы в условиях массовых несанкционированных акций.
Решение проблем идентификации журналиста, подтверждения его профессиональных полномочий, дополнительных средств безопасности, взаимодействия СМИ и правоохранителей лежат для представителей прессы в профессионально-этической плоскости, а для сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) в правовой сфере.
На наш взгляд, МВД России и Росгвардии необходимо:
Первое, разработать и издать ведомственные приказы МВД России, Росгвардии, которые определили бы порядок взаимодействия сотрудников, военнослужащих с представителями СМИ в условиях массовых акций. В них должны быть зафиксированы:
– основания задержания журналиста для подтверждения его профессиональных полномочий в случае наличия у лица редакционного удостоверения и жилета с надписью «Пресса»;
– порядок и место для установления личности задержанного журналиста в случае наличия у него редакционного удостоверения и жилета с надписью «Пресса» (на месте, в отделе полиции);
– продолжительность проверки профессиональных полномочий журналиста или установления его личности в случае наличия у него редакционного удостоверения и жилета с надписью «Пресса» и т.д.
Все эти нормативно-правовые документы МВД России и Росгвардии должны носить открытый характер и быть опубликованы.
Второе, внести на рассмотрение соответствующих институтов (факультетов) журналистики предложение о включении в рабочую программу дисциплины «Правовые основы журналистики» темы: «Обеспечение личной безопасности журналистов на публичных мероприятиях (собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании – согласованных и несогласованных)» с целью повышения правовой культуры будущих журналистов.
Третье, разработать систему взаимного информирования о фактах нарушения прав журналистов при выполнении профессиональных функций и о фактах злоупотребления журналистами предоставленными правами.
Четвертое, совершенствовать механизм взаимодействия МВД России и Росгвардии с отраслевыми общественными объединениями журналистов.
Что можно посоветовать представителям СМИ для обеспечения личной безопасности на публичных мероприятиях?
Первое, только сам журналист может определить в качестве кого он будет находиться на публичном мероприятии. Выполняет ли он на нем свой профессиональный долг, основываясь на редакционном поручении, или же является его непосредственным участником. Решение этого вопроса лежит исключительно в плоскости профессиональной морали.
Второе, журналист должен понимать, что отступление от норм закона может быть квалифицировано как непосредственное участие в несогласованном мероприятии, со всеми вытекающими отсюда административными последствиями.
Перефразируя известное высказывание автора книги «Я снимаю войну…» Юрия Романова, можно посоветовать журналистам: «Не бери в руки плакат или флаг… У тебя другая профессия – ты должен быть НАД схваткой. Но если ты находишься на одной из сторон с транспарантом в руках – оставь камеру. Иди, протестуй! Акция получит еще одного манифестанта – миллионы потеряют журналиста».
Андрей Козлов.
[1] Литвинова М. Союз журналистов подсчитал нарушения прав представителей СМИ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4558150 (дата обращения: 14.05.2021).
[2] Путин поручил обеспечить права журналистов в регионах. URL: https://www.interfax.ru/russia/748799 (дата обращения: 16.05.2021).
[3] Захарова оценила действия Минска в отношении российских журналистов. URL: https://www.pnp.ru/politics/zakharova-ocenila-deystviya-belorusskikh-silovikov-v-otnoshenii-rossiyskikh-zhurnalistov.htmlhttps://www.pnp.ru/politics/zakharova-ocenila-deystviya-belorusskikh-silovikov-v-otnoshenii-rossiyskikh-zhurnalistov.html (дата обращения: 16.05.2021).
[4] Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 16.05.2021).
[5] Федеральный Закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48103/ef9be220760ca6486116744bc7dde3ce562e0301/ (дата обращения: 16.05.2021).
[6] К изучаемой проблеме не имеют отношения культурно-зрелищные и спортивные мероприятия.
[7] Федеральный Закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020). Статья 6. Участники публичного мероприятия. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48103/ef9be220760ca6486116744bc7dde3ce562e0301/ (дата обращения: 16.05.2021).
[8] Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/regulations/-/asset_publisher/4hyYVN4oHM4Z/content/id/608736 (дата обращения: 16.05.2021).
[9] Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 N 813 (ред. от 21.08.2020) «Об утверждении Положения о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность» (дата обращения: 16.05.2021).
[10] Федеральный Закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020). Статья 6. Участники публичного мероприятия. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48103/ef9be220760ca6486116744bc7dde3ce562e0301/ (дата обращения: 16.05.2021).
[11] Там же.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Федеральный Закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020). Статья 6. Участники публичного мероприятия . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48103/ef9be220760ca6486116744bc7dde3ce562e0301/ (дата обращения: 16.05.2021).
[15] Памятка для журналистов, освещающих публичные мероприятия (собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования – согласованные и несогласованные). URL: http://president-sovet.ru/documents/read/661/ (дата обращения: 16.05.2021).
[16] Приказ Роскомнадзора от 22.03.2021 N 30 «Об утверждении вида и описания знака (признака) представителя средства массовой информации, присутствующего на публичном мероприятии» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2021 N 62976). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381271/ef9d9574515df27eb573f6332eec6fe1af33cc3f/ (дата обращения: 16.05.2021).